Шрила Санатана Госвами

 
Через таких Своих преданных, как Санатана Госвами, Господь явил нам наиболее важное знание того, как достичь важнейших целей жизни.

 

Санатана Госвами занимает особое положение в цепи ученической преемственности Чайтанйи Махапрабху. Он - наделенный полномочиями учитель самбандха-гйаны, или знания о наших преданных взаимоотношениях с Кришной. А Рупа Госвами, чье имя неразрывно связано с Говиндадевом, - учитель абхидейа-гйаны, т.е. знания о развитии этих отношений с Кришной.  

Рагхунатха даса Госвами в своей "Вилапа-кусуманджали" прославил Санатану Госвами следующим образом: 

"Одержимый идеей отречения, я не хотел пить нектар преданного служения, но Санатана Госвами по своей беспричинной милости заставил меня его выпить, хоть я был и не в состоянии это сделать. Поэтому он - океан милости. Он очень сострадателен к падшим душам вроде меня, и поэтому мой долг - в почтении склониться к его лотосным стопам и принять у него убежище". 

В "Гаура-ганодеша-дипике" Шри Кави Карнапура возносит славу трансцендентному положению Санатаны Госвами :

"Ближайшая подруга Рупы Манджари, известная под именами Рати-Манджари и Лаванга Манджари, явилась в играх Шри Чайтаньи Махапрабху как Шри Санатана Госвами, который считается продолжением тела Шри Чайтаньи Махапрабху".

 

Первая встреча Санатаны с Господом Чайтаньей

В своей книге Учение Господа Чайтаньи, Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада описывает, как Санатана Госвами, ученый и опытный политик, стал важным членом движения сознания Кришны. Пятьсот лет назад, Санатана Госвами был центральной фигурой в правительстве Бенгалии, но, он оставил свои правительственные обязанности, чтобы следовать за Господом Чайтаньей. Таким образом он взял на себя гораздо более важную ответственность перед собой и человечеством в служении Верховному Господу.

Господь Чайтанья Махапрабху, основоположник движения сознания Кришны, был домохозяином первые двадцать четыре года своей жизни. Он начал движение Харе Кришна прежде чем ему исполнилось двадцать. Он оставил свою жену и дом и ушел в отречение, приняв санньясу, для того, чтобы всецело посвятить себя миссии проповеди сознания Кришны.

Первые шесть лет своей жизни, как санньяси, Господь Чайтанья путешествовал по всей Индии, распространяя санкиртану, совместное воспевание Харе Кришна. Он пел и танцевал с тысячами людей, и, таким образом, наводнил землю любовью к Богу. Между тем, он приехал в деревню в Бенгалии - Рамакели, и там он встретил Санатану Госвами и его брата Рупу Госвами.

 

Эти два брата тогда были известны как Сакара Маллик и Дабхир Хас, и занимали посты министров в мусульманском правительстве Наваб Шах Хусейн. Они были высокопоставленными индуистскими брахманами (интеллектуалами), но высокое положение в государстве поставило под угрозу их интеллектуальное и религиозное положение. Действительно, из-за того, что братья имели дело с мирскими, грешными людьми, зависимыми от мясоедения, незаконного секса, интоксикаций и мирской власти, другие брахманы считали их падшими и изгнали их из общины хинду.

Однако, то, что индусы отвергли братьев, считая их наполовину мусульманами, не беспокоило Господа Чайтанью, потому что он был учителем всей вселенной, который провозглашал, что он не был ни индусом, ни брахманом, ни саньяси, он был слугой слуги слуги Верховного Господа. Кришна говорит в «Бхагавад-гите», что Он является отцом всех живых существ, а не Богом какой-то одной секты или религии, и Он просит всех предаться Ему. Поэтому Господь Чайтанья, распространяя воспевание мантры Харе Кришна, учил как преданный, что человек должен предаться Кришне.

Когда два брат, Санатана и Рупа, встретили Господа Чайтанью на Рамакели, они решили уйти со своих правительственных постов и присоединиться к движению сознания Кришны. А потом, несмотря на его бывший аристократизм, Санатана Госвами признался, что Господь Чайтанья спас его от адской жизни.

 

Санатана оставляет правительственный пост

Придя к власти, большинство политиков интересуются только удовлетворением собственных чувств, находясь на своем посту, пока не умрут или их не сместят с занимаемой должности. Но Санатана хотел оставить государственную службу. Наваб Хусейн Шах, правитель Бенгалии, любил охотиться и вести военные кампании, и он обычно оставлял государство в руках Санатаны. Поэтому, так как Санатана практически руководил всем правительством, как он мог оставить свой пост?

Тем не менее, после передачи своих служебных обязанностей его непосредственным помощникам, Санатана оставался дома, чтобы изучать интенсивно «Шримад-Бхагаватам» с  десятью или двадцатью брахманами. «Шримад-Бхагаватам» называют безупречным Писанием, потому что оно учит только чистой любви к Богу. Господь Чайтанья провозгласил, что для достижения духовного совершенства не нужно изучать никаких книг, кроме «Бхагавад-гиты» и «Шримад-Бхагаватам».

Санатана был поглощен изучением Бхагаватам, потому что просто услышав Бхагаватам можно изменить свою жизнь. Не следует думать, что сознание Кришны предназначено только для того, чтобы прекратить экономические неудачи, ибо, хотя он и был богатым аристократом, сведущим ученым в санскрите, арабском и персидском, успешным и влиятельным политиком, Санатана Госвами считал все эти богатства незначительными и стремился только, чтобы быть скромным учеником «Шримад-Бхагаватам».

Готовя себя таким образом, чтобы присоединиться к Господу Чайтанье, Санатана предоставлял доклады о болезни Навабу, но так как правитель желал получить консультацию Санатаны по государственным делам, в один прекрасный день он появился в доме Санатаны. Когда он вошел в общество Санатаны и брахманов, все встали, чтобы встретить его, но, к сожалению, Навабу было не интересно слушать «Шримад-Бхагаватам».

 

Заключение и побег из тюрьмы

"Ты предоставлял доклады о болезни, - сказал он, - но я отправил моего врача, чтобы увидеть тебя, и он сообщил, что ты не болен. Твое поведение очень возмущает меня". Когда Наваб потребовал, чтобы Санатана раскрыл свои намерения, Санатана ответил, что он был не в состоянии работать больше и что было бы очень великодушно со стороны Наваба назначить кого-то еще для выполнения этих обязанностей. Наваб вскипел в гневе, и вскоре после этого он отправился покорять провинции Орисса, приказав арестовать Санатану Госвами, пока он не вернулся.

Очень жаль, что Наваб не видел ценности «Шримад-Бхагаватам», ибо оно было бы ценно для его администрации. Ранее великие лидеры консультировались по Бхагаватам и его преданные - брахманы обращались к нему как к практическому руководству в организации мирного и процветающего общества в соответствии с принципами сознания Бога. Но Наваб, будучи довольно глупым, не принимал Бхагаватам серьезно.

 

Несмотря на явное несчастье Санатаны – заключение в тюрьму, не надо думать, что он - обычная обусловленная душа, которая запуталась в ловушку материальных обстоятельств. Как подтвердили писания, Господь Чайтанья Махапрабху - Сам Господь Кришна, Верховная Личность Бога. Для того, чтобы сделать знания, которые он прежде изложил в «Бхагавад-гите», легко доступными для всех, Господь Кришна явился в Индии пять сотен лет назад, чтобы распространять любовь к Богу, воспевая Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Санатана Госвами является вечным слугой Господа Чайтаньи Махапрабху, и он появился в этом мире, чтобы помочь Господу в Его играх. Он никогда не был под влиянием материальной скверны, но трудности окружали его только для того, чтобы он мог показать пример, как действовать в сознании Кришны.

Посвящение в сознание Кришны является объявлением войны материальной иллюзии. Освобождение себя от греховной жизни иногда бывает трудным из-за своих прошлых привязанностей, но если человек искренен, каким был Санатана, и полагается на Господа, он выйдет из всех трудностей и сможет свободно заниматься преданным служением.

Поэтому, хотя, казалось, что дела Санатаны после того, как он принял сознание Кришны, были плохи, на самом деле он был очень удачлив, ибо бежал от адской жизни и был на пути к становлению себя как Госвами, или господина чувств, который всегда чувствует в себе трансцендентный экстаз.

Санатана не оставался долго в тюрьме, так как его брат Рупа услышал о его положении и пришел ему на помощь. Рупа, который смог покинуть свой государственный пост и направиться в Джаганнатха Пури, чтобы встретить Господа Чайтанью, выделил десять тысяч золотых монет для освобождения Санатаны. Узнав, что эти деньги были доступны, Санатана предложил пять тысяч монет тюремщику в качестве взятки, чтобы его отпустили. Начальник тюрьмы выразил опасение, что он будет пойман, но когда Санатана поднял предложение до десяти тысяч монет, тюремный надзиратель согласился, и Санатана затем направился, чтобы встретить Господа Чайтанью Махапрабху, путешествуя не по открытым дорогам, но через джунгли.

Кто-то может спросить: "Вы описываете Санатану Госвами как святого, но он, не колеблясь, подкупил чиновника, чтобы освободить себя. Какая же это святость?" Чтобы понять чистоту Санатана, однако, нужно сначала понять, что первейшим долгом преданного является удовлетворение Верховного Господа. Преданный всегда действует для удовлетворения Кришны, не на свое усмотрение, но в соответствии с указаниями священных писаний и своего духовного учителя. Поскольку Кришна является абсолютной моралью и абсолютным добром, тот, кто стремится только таким способом удовлетворить Кришну является величайшим, чистейший моралистом.

Нечистые и эгоистичные люди, которые не понимают, что все принадлежит Кришне и должно быть предложено ему, стараются наслаждаться собственностью Бога для себя, а не должным образом почитая собственность Господа. Несмотря на их социальное положение и их репутацию как патриотически настроенных граждан, это такие люди, которые на самом деле мошенники и воры, тогда как преданные, как Санатана, которые работают не в своих собственных целях, но только чтобы служить Кришне, тем самым в состоянии сделать наибольший вклад в человеческом обществе.

 

Заговор против Санатаны

После побега из тюрьмы Санатана, путешествия пешком с одним слугой, добрался до места в Бехаре называемого Пабда, где он отдыхал в отеле. Но когда астролог хозяина отеля вычислил, что у Санатаны было при себе восемь золотых монет, хозяин отеля устроил заговор с целью убийства Санатаны. Относясь к нему с напускным уважением, хозяин отеля сказал: "Мой дорогой сэр, просто отдохните здесь сегодня вечером, а утром я устрою, чтобы вы выбрались из этой ловушки джунглей".

Санатана, однако, заподозрив неискренность человека, спросил своего слугу, Исана, есть ли у него с собой деньги. Когда Исана признался, что он действительно имел семь золотых монет, Санатана разозлился на него за тайное хранение денег, вопрошая: "Почему ты носишь этот похоронный звон на дороге?" Затем он взял семь монет и предложил их хозяину отеля.

"Я понял, что у вас было восемь монет с собой, - признался хозяин отеля, - и я думал убить вас, чтобы взять их. Но я понимаю, что Вы хороший человек, и вам не нужно предлагать мне деньги. Я помогу вам выбраться из джунглей в любом случае."

Но Санатана настаивал: «Если вы не возьмете эти деньги, кто-то убьет меня за них. Пожалуйста, примите их." Хозяин отеля согласился, и в ту же ночь он помог Санатане пересечь холмы.

Когда он выбрался из джунглей, Санатана, послал своего слугу домой. Хотя он, как предполагалось, будет помощником Санатаны, он тайно нес с собой восемь золотых монет, и, когда хозяин спросил о них, он солгал, сказав, что у него всего семь, так что он мог придержать одну монету для себя. Нельзя сказать, что никто не может использовать деньги в служении Кришне. Можно собирать и тратить миллионы долларов на строительство храмов и издавать книги, которые прославляют Господа. Но преданный, особенно находящийся в отречении, должен быть осторожным в накоплении денег для удовлетворения собственных чувств.

Понимая загрязняющее влияние своего прошлого богатства и аристократии, Санатана хотел лишить себя своей роскоши и приблизиться к Господу Чайтанье в духе чистоты и смирения, а не как человек, облаченный в доллары и центы. Для Санатаны, материальные приобретения были бременем, которое тянуло его вниз. Он понял, что они ведут только к будущему рабству рождения и смерти.

В «Бхагавад-гите» сказано, что мудрый тот, кто занимается преданным служением, принимает прибежище у Господа и освобождается от цикла рождения и смерти. Таким образом, отказавшись от плодов деятельности в этом мире, он получает место за пределами всех страданий.

После ухода своего слуги, Санатана Госвами, чувствуя себя совершенно свободно, будучи облаченным в порванную одежду и неся кувшин с водой в руке, направился к Господу Чайтанье Махапрабху. Во время путешествия он встретил своего богатого шурина, который был удивлен, увидев его путешествующим в одиночку в облике нищего. Санатана уже не стремился общаться с мирскими людьми, но его шурин настаивал, чтобы он взял одеяло, и Санатана принял его.

 

Воссоединение Санатаны с Господом Чайтаньей

Санатана, наконец, прибыл в Бенарес, и он был рад услышать, что Господь Чайтанья был действительно в городе. Когда он подошел к дому Чандрашекхары Ачарьи, где Господь остановился, Господь, понимая, что Санатана прибыл, попросил хозяина дома выйти на улицу и попросить великого преданного, стоящего у двери, войти.

Чандрашекхара вышел на улицу, но когда он вернулся, он сообщил Господу: "Там нет великого преданного, там только несчастный человек с бородой".

"Человек, которого вы видели, на самом деле является чистым преданным. Пусть он войдет", - ответил Господь Чайтанья. Таким образом, мы можем понять, что, пока кто-то не имеет подлинного духовного знания, он не может признать великого преданного, просто увидев его. Так много обманщиков и йогов делают деньги, отращивая длинные бороды, переодеваясь в желто-оранжевые одеяния и притворяясь святыми. Поэтому следует узнавать великого трансценденталиста не по его внешнему виду, но по его словам. Лучший способ распознать подлинного чистого преданного по его учению. 

Когда Санатана вошел во двор дома, Господь Чайтанья побежал поприветствовать и обнять его. Он коснулся Санатаны рукой, но Санатана, считая себя низким, загрязненных человеком, взмолился: "Мой дорогой Господь, пожалуйста, не трогай меня."

Но Господь ответил: "Я прикасаюсь к тебе только для моего очищения, потому что ты - великий преданный. Твоим преданным служением ты можешь охватить всю вселенную и дать возможность каждому вернуться к Богу". Затем он процитировал стих о том, что тот, кто полностью занят преданным служением, является самым ценным человеком, независимо от его рождения или чего-то другого.

После того, как Санатана объяснил, как он получил освобождение из-под стражи, Господь представил его Чандрашекхаре. Господь попросил Чандрашекхару повести Санатану к парикмахеру и побрить его, потому что он отрастил длинную бороду, что Господу Чайтанье не понравилось. Чандрашекхара также предложил Санатане новую одежду, но Санатана принял только поношенную одежду. Когда Чандрашекхара приглашал его пообедать с ним каждый день, Санатана отвечал: «Пока я остаюсь в Бенаресе, я буду просить подаяния от двери до двери".

Когда Господь Чайтанья услышал об этом поведении Санатаны, он был очень доволен. Но он заметил одеяло, которое Санатане дал его шурин, и, хотя он ничего не сказал об этом, Санатана понял, что Господь не одобряет этого. Поэтому он сразу же отправился к берегу Ганги, и когда он увидел нищего, который стирает старое одеяло, он попросил продать его за его ценное одеяло.

Бедный нищий думал, что Санатана шутил с ним. "Кажется, что ты хороший джентльмен, - сказал он. Почему ты издеваешься надо мной?"

"Я не шучу с тобой, - ответил ему Санатана. - Я серьезно. Будешь ли ты так добр, возьми это одеяло за разорванное одеяло?" Тогда Санатана обменял свое одеяло и предстал перед Господом.

Господь Чайтанья был доволен, и поблагодарил Санатану. "Будучи умным, - заявил он, - ты уже оставил позади все твои связи с материальным благосостоянием." 

 

Вопросы Санатаны и ответы Господа Чайтаньи

Санатана Госвами начал задавать вопросы о духовной жизни. Он пал к ногам Господа с великим смирением и произнес : "Я родился в низкой семье. Я самый падший и порочный человек. Страдая в темном колодце материального наслаждения, я никогда не знал истинной цели моей жизни. Я не знаю, что является благом для меня. Хотя в мирской сфере я известен как очень ученый человек, я на самом деле такой дурак, что я даже принимаю, что я учен. Ты принял меня, как раба своего, и избавил меня от пут материальной жизни. Теперь, пожалуйста, скажи мне мой долг в жизни, когда я нахожусь на платформе освобождения".

Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада комментирует: "Мы видим по тому, как взмолился Санатана, что освобождение не является последним словом в совершенстве. Необходима деятельность в освобождении. Санатана четко спрашивает: "Ты спас меня от пут материального существования. Теперь, после освобождения, в чем состоит мой долг? Пожалуйста, объясни мне. Кто я? Почему тройственные страдания всегда доставляют мне неприятности? Как я могу быть освобожден от материальной запутанности?"

Иногда люди думают, что освобождение – это конец духовной жизни, но здесь мы видим, что, хотя Господь уже освободил Санатану от всех материальных связей, это не означает, что его дело в духовной жизни было закончено. Теперь он должен был принять на себя обязанности в духовной жизни, потому что действовать в сознании Кришны - истинная сущность отречения.

Санатана принимал Господа Чайтаньи Махапрабху своим духовным учителем, а не как дань моде. Он хотел следовать за ним и попросил искренне и серьезно о наставлениях.

Учение Господа Чайтаньи Санатана Госвами начинаются там, где указания «Бхагавад-гиты» заканчиваются. В последнем наставлении Гиты, Кришна, Верховный Господь, отвечая на вопросы Арджуны, сказал, что нужно предаться Ему и таким образом, реализовать истинное счастье. Но теперь сам Кришна в образе Господа Чайтаньи, отвечая на вопросы Санатана Госвами, объяснил трансцендентные деяния предавшейся души. Эта наставления составляют суть преданного служения Господу. 

Господь наставлял Санатану не только в основных принципах освобожденной жизни, но и в его научных деталях. Он пояснил признаки мудрого человека, как приблизиться к Богу, и какие у Господа есть экспансии и аватары. Описывая Кришну как первоисточник всех других форм Бога, Он объяснил богатство Господа и практические аспекты служения Ему, и достижения высших ступеней привязанности и экстаза. Учение Господа Чайтаньи описывает эти инструкции в деталях. 

Господь Чайтанья попросил Санатану объяснить эти учения по написанию книг о преданном служении и благословил его, сказав: "По милости Кришны, чтобы ты ни написал, будет исходить из твоего сердца, чтобы быть принятым, как ты просил. Я дам тебе некоторые заметки". 

 

"В первую очередь дело в том, что человек должен принять истинного духовного учителя, потому что это начало духовной жизни. "

 

После получения подробных инструкций от Господа, Санатана Госвами пошел во Вриндаван, где он добросовестно выполнял приказы Господа, тем самым став одним из шести Госвами, проповедовавшим бессмертное учение Господа Чайтаньи Махапрабху (Шрила Рупа Госвами, Шрила Санатана Госвами, Шрила Рагхунатха Бхатта Госвами, Шрила Рагхунатха даса Госвами, Шрила Джива Госвами и Шрила Гопала Бхатта Госвами).


 

Основание культа поклонения Мадана-Мохану

В ту пору во Вриндаване не было храмов. Место, где проходила юность Кришны, было пустынным, как чистое поле.

Первый из Вриндаванских храмов, Мадан-Мохан, был возведен Санатаной Госвами. Его усилия послужили примером, и постепенно во Вриндаване возникло множество других храмов. Сегодня город украшает около пяти тысяч храмов. Говорят, что Божество Мадан-Мохан, как и Божество Говинды, впоследствии установленное Рупой Госвами, берет свое начало от Враджи (Враджанабха), великого внука Кришны. Чтобы сохранить эти Божества в период жестокой агрессии мусульман, Они были надежно укрыты, а к моменту прихода Госвами сведения о местонахождении мурти стерлись из памяти людей. Их возвращение миру являлось частью наказа, данного Госвами Шри Чайтанйей.

История, происшедшая после обнаружения Мадан-Мохана, совершенно удивительна. Говорят, что Санатана увидел сон, в котором прекрасное Божество Кришны принимало поклонение скромного брахмана из города Матхуры. Санатана подумал, что поклоняясь этому Божеству со всем подобающим Ему великолепием, он привел бы в сознание Кришны множество новых людей. Однако, в увиденном сне Божество принадлежало бедному брахману, а потому Санатана не имел права требовать его себе. С этой неразрешенной проблемой Госвами и проснулся. Наутро по заведенному порядку Санатана отправился просить подаяние и подошел к дому бедного брахмана по имени Пурушоттама Чаубе. Едва переступив порог, Санатана понял, что сон, увиденный им прошедшей ночью, становится явью. Он пристально вглядывался в прекрасный облик Мадан-Мохана, находившегося в доме, узнавая в нем приснившееся накануне Божество. Госвами знал, что это Божество заслуживает пышного обряда поклонения, который мог бы наблюдать каждый. Однако, как это и было во сне, брахман поначалу отказался отдать Божество Санатане. Но на следующую ночь сам Мадан-Мохан явился к жрецу и попросил его изменить свое решение. Исполняя желание Божества, брахман доверил мурти Санатане Госвами. На следующий день Санатана перенес Его в противоположный конец Вриндавана и установил поклонение Мадан-Мохану в маленькой хижине. Вскоре на этом месте был возведен великолепный храм.

 

Строительство храма связано с именем богатого торговца солью Кришнадаса Капура. Как-то раз судно, на которое он погрузил свой товар, отправляемый на базар в Агру, село на мель прямо напротив хижины Санатаны. Капур стал возносить молитвы Господу, прося Его о помощи. Видя отчаяние Капура, Санатана убедил торговца поклониться Мадан-Мохану. Пока он молился перед Божеством, судно сошло с мели. Капур получил возможность продолжать свой бизнес и, выручив крупную сумму денег, почувствовал себя обязанным Мадан-Мохану. Тогда он решил финансировать строительство храма, посвященного этому Божеству. Строительство величественного здания, которое предстает нашему взору, было завершено приблизительно в 1580 году.

Когда поклонение Мадан-Мохану вошло в традицию, другие Божества и Их культ распространились по всей Индии. Говиндадев, Радха-Раман, Гопинатх, Джугал-Кишор, Банке-Бихари, Радха-Валлабха, Радха-Шйамасундар, Радха-Гокулананда, Радха-Дамодар и Кришна-Баларам (установленные в 1970 году Международным Обществом Сознания Кришны или ИСККОН) являются главными Божествами Вриндавана. Но Мадан-Мохан Санатана Госвами, по многим причинам, считается самым значимым.

Его Божественная Милость А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада так объясняет значение Мадан-Мохана:

Шрила Санатана Госвами — совершенный духовный учитель, поскольку он предоставляет человеку приют у лотосных стоп Мадан-Мохана. Даже личности, не способной, в силу забвения своих вечных отношений с Верховной Божественной Личностью, путешествовать по земле Вриндавана, милостью Санатаны Госвами предоставляется счастливая возможность пребывать во Вриндаване, получая все духовные блага. В этом также проявляется особое сострадание Мадан-Мохана… В «Чайтанйа-чаритамрите» Кришнадас Кавирадж в первую очередь выражает свое почтение Мадан-Мохану виграхе (Божеству Санатана Госвами), помогающему нам достичь прогресса в сознании Кришны. 

 

Мадан-Мохан Санатана Госвами, Говиндадев Рупы Госвами и Божество Гопинатха Мадху Пандита — это жизнь и душа вайшнавов-чайтанйитов. Мадан-Мохан олицетворяет собой самбандха-таттву, Говиндадев — абхидейа-таттву, а Гопинатх — прайоджана-таттву.

Шрила Прабхупада объясняет:

Три этих Божества обладают особыми качествами. Поклонение Мадан-Мохану пребывает на платформе наших утраченных взаимоотношений с Верховной Божественной Личностью. Делая лишь первые шаги по пути духовного осознания, необходимо поклоняться Мадан-Мохану, которому по силам привлечь нас и свести на нет нашу привязанность к материальному чувственному удовлетворению. Преданным-неофитам взаимоотношения с Мадан-Моханом абсолютно необходимы. Далее, обретя желание служить Кришне с глубокой преданностью, личность совершает поклонение на платформе трансцендентного служения… Когда же, милостью Кришны и других преданных, человек достигает совершенства в своем преданном служении, он получает возможность воспринимать Кришну как Гопиджанабаллабха (Гопинатха), Божество, наслаждающее девушек Враджи.


В воспеваемой брахманами трижды в день знаменитой мантре Гайатри также прославляется эта прогрессия Божеств — Мадан-Мохан, Говинда и Гопинатх — и особо упоминаются их имена. Одна строка мантры начинается так: «Клим Кришнайа Говиндайа Гопиджанабаллабхайа...», где «Кришнайа» понимется как Мадан-Мохан, «Говиндайа» — как Говиндадев, а «Гопиджанабаллабхайа» — как Гопинатх. 

Как личность, установившая поклонение Мадан-Мохану, Санатана Госвами занимает особое положение в цепи ученической преемственности Чайтанйи Махапрабху. Он — наделенный полномочиями учитель самбандха-гйаны, или знания о наших преданных взаимоотношениях с Кришной. А Рупа Госвами, чье имя неразрывно связано с Говиндадевом, — учитель абхидейа-гйаны, т.е. знания о развитии этих отношений с Кришной. Интересно, однако, что не Мадху Пандит (современник Госвами, которого обычно соотносят с Божеством Гопинатха), а Рагхунатх Дас Госвами признан полномочнымучителем прайоджана-гйаны, совершенства любви к Богу. Кроме того, говорится, что Рагхунатх Дас Госвами считал своим высшим желанием достижение лотосных стоп Шри Рупы, а Рупа, наоборот, принял Санатана Госвами духовным учителем и господином своей жизни.

Духовный процесс, по сути своей, цикличен, а потому в духовной сфере не существует деления на более высокое и менее высокое служение, поскольку каждый стремится превзойти других в оказании максимального служения нижестоящему, т.е. можно сказать, что один преданный гонится за другим, а все вместе догоняют Кришну.

Материальный мир — разновидность такой «гонки». Не добившись успеха в погоне за грубым или тонким удовлетворением чувств, человек обнаруживает, что, в действительности, он также ищет Бога, хотя и по материалистическим соображениям: стать равным с Господом или превзойти Его. Такое умонастроение часто неосознанно, и все же оно имеет место.

Хорошим примером тому могут служить события 1670 года, когда фанатичный император моголов Аурангзеб приказал уничтожить все святые изображения Господа и посвященные Ему храмы. Считая себя единоличным правителем, он не хотел делить свой титул с пастушком по имени Кришна. Тогда, чтобы защитить Господина своих жизней, несколько простых селян переправили Божество Мадан-Мохана из Вриндавана в Джайпур. Вскоре после восшествия на престол императора моголов, находящееся в безопасности Божество по просьбе принцессы Джайпура было перевезено в Кароли. Она и ее супруг, правитель Кароли, построили для Мадан-Мохана роскошный храм, который существует и поныне. 

Основав культ Мадан-Мохана, Санатана Госвами получил возможность приступить к написанию трансцендентной литературы. 

 

 

Литературное наследие Санатаны Госвами

С литературным вкладом Санатаны Госвами в Гаудия-вайшнава-сампрадае может сравниться лишь вклад Рупы и Рагхунатхи даса Госвами.

Наиболее важные его работы:

  • "Хари-бхакти-виласа",
  • "Брихад-бхагаватамрита",
  • "Дашама-типпани" - комментарий на 10-ю песнь "Шримад-Бхагаватам", известный также как "Брихад-вайшнава-тошани",
  • "Дашама-чарита".

В его труде "Хари-бхакти-виласа" рассказывается об истинных обязанностях и надлежащем поведении вайшнавов.

В "Чайтанья-чаритамрите" Кришна даса Кавираджа Госвами записал наставления, которые дал Махапрабху Санатане о написании "Хари-бхакти-виласы".

Кавираджа Госвами пишет (ЧЧ, МЛ 29.326-345): "Сложив руки, Санатана Госвами сказал: "Мой Господь, ты велел мне написать руководство по поведению вайшнавов. Я человек низкого происхождения. Я не знаю, что такое хорошее поведение. Как могу я написать авторитетное руководство по поведению вайшнавов?" Затем Санатана Госвами попросил Господа: "Расскажи мне, пожалуйста, сам, как я могу написать столь сложную книгу о поведении вайшнавов. Проявись, пожалуйста, в моем сердце. Если ты будешь так добр явиться в моем сердце и лично научить меня, тогда, хоть я и человек низкого происхождения, я смогу надеяться на то, что у меня получится ее написать. Ты можешь это сделать, потому что Ты - Сама Верховная Личность Бога, и все Твои указания - совершенны". Шри Чайтанья Махапрабху ответил: "Ты сможешь сделать должным образом всё что захочешь по милости Кришны. Он окажет реальную поддержку. Поскольку ты просишь меня о кратком содержании книги, выслушай, пожалуйста, несколько указаний. Вначале человек должен предаться истинному духовному учителю. В твоей книге должны быть описаны качества истинного гуру и истинного ученика. Затем, перед тем, как принять духовного учителя, человек должен удостовериться в духовном положении учителя. Точно так же и духовный учитель должен удостовериться в своем ученике.

Верховную Личность Бога, Кришну, следует описывать как объект поклонения, и ты должен рассмотреть биджа-мантру для поклонения Кришне, Раме или любой другой экспансии Верховной Личности Бога. Ты должен обсудить необходимые качества для получения мантры, совершенство мантры, очищение мантры, инициацию, утренние обязанности, памятование о Верховном Господе, чистоту, омовение рта и других частей тела. Утром человек должен регулярно чистить зубы, принимать омовение, возносить молитвы Господу и с почтением склоняться перед духовным учителем. Человек должен служить духовному учителю и наносить тилаку на свое тело в двенадцати местах. Он должен расписывать свое тело святыми именами Господа или символами Господа - диском и булавой. После этого ты должен рассказать, как человеку следует украшать свое тело гопичанданой, как носить шейные бусы, собирать листья туласи с дерева, стирать одежду и убирать алтарь, убирать дом или другое жилье, входить в храм и звенеть в колокольчик, чтобы привлечь внимание Господа Кришны.

Опиши также поклонение Божествам, в чем следует предлагать Кришне еду как минимум пять раз в день. Кришну следует в надлежащее время укладывать в постель. Ты должен также рассказать о процессе предложения арати и поклонении Господу согласно списку из пяти, шестнадцати или пятидесяти предметов.

Должны быть описаны качества Божеств, а также качества шалаграма-шилы. Следует также обсудить, как навещать Божества в храме и совершать паломничество по таким святым местам, как Вриндаван, Матхура и Дварака.

Ты должен прославить святое имя и объяснить, как важно тщательно избегать оскорблений при повторении святого имени. Ты должен объяснить признаки вайшнава, а также то, как избежать всех видов сева-апарадхи, оскорблений во время поклонения Божеству. Следует описать все необходимые предметы для поклонения: воду, раковину, цветы, благовония и светильник. Ты должен также упомянуть о негромком повторении святых имен, вознесении молитв, обхождении вокруг храмов и святых мест и о выражении почтения. Все это следует тщательным образом изучить.

Следует рассмотреть и другие темы: метод совершения пурашчараны, принятия Кришна-прасада, отказ от принятия непредложенной пищи и поношения преданных Господа. Человеку следует знать качества преданного и уметь общаться с преданными. Следует знать, как удовлетворить преданных с помощью служения и как оставить общество непреданных. Также нужно регулярно слушать "Шримад-Бхагаватам". Ты должен описать ежедневные ритуалы и обязанности, совершаемые раз в две недели, особенно соблюдение поста на экадаши. Также ты должен рассказать о ежемесячных обязанностях, особенно о соблюдении таких церемоний как Джанмаштами, Раманавами и Нрисимха-чатурдаши. Нужно порекомендовать соблюдение чистого экадаши.

Всё, что бы ты ни говорил о поведении вайшнавов, воздвижении вайшнавских храмов, установлении Божеств и прочем, должно подтверждаться доказательствами из пуран. Ты должен дать общие и подробные инструкции касательно поведения и поступков вайшнавов. Тебе следует обрисовать в общих чертах то, что следует делать и то, чего делать не следует. Все это должно быть описано как правила этикета. Таким образом, я рассказал тебе вкратце о вайшнавских регулирующих принципах. Я рассказал лишь в общих чертах, чтобы немного направить тебя. Когда ты будешь писать на эту тему, Кришна поможет тебе, пробудив тебя духовно".

"Хари-бхаки-виласа" основана на записях, собранных Гопалой Бхаттой Госвами и известна как вайшнава-смрити. Если человек изучит ее содержание, он увидит, что книга прекрасно согласуется с наставлениями, полученными Санатаной Госвами от Шри Чайтаньи.

Шрила Бхактиведанта Свами приводит следующее резюме этого труда:

"Эта вайшнава-смрити-грантха состоит из двадцати глав, известных как виласы.

В первой виласе приводится описание того, как устанавливаются взаимоотношения между духовным учителем и учеником, объясняются мантры.

Во второй виласе описан процесс инициации.

В третьей виласе рассказывается о правилах поведения вайшнава с ударением на чистоте, постоянном памятовании о Верховной Личности Бога и повторении мантр, данных во время инициации духовным учителем.

В четвертой виласе находятся описание самскары, методы исправления; тилака, нанесение двенадцати тилак на двенадцать частей тела; мудра, отметки на теле; мала, воспевание с четками; а также гуру-пуджа, поклонение духовному учителю.

В пятой виласе даются наставления о том, как сидеть во время медитации, также там описаны дыхательные упражнения, медитация и поклонение шалагарам-шиле, представляющему Господа Вишну.

В шестой виласе рассказывается о необходимых действиях, совершаемых для того, чтобы пригласить трансцендентную форму Господа и о том, как Его омывать.

В седьмой виласе даются наставления о том, как собирать цветы, которые используются для поклонения Господу Вишну.

В восьмой виласе находится описание Божества и даются наставления о том, как делать благовония, зажигать светильники, предлагать различные предметы, танцевать, играть на музыкальных инструментах, играть на барабане, украшать Божества гирляндами, возносить молитвы и выражать почтение и избегать оскорблений.

В девятой виласе описаны преданные Господа (вайшнавы или святые).

В одиннадцатой виласе приводятся подробное описание поклонения Божествам и слава святого имени Господа. Даются наставления о том, как повторять святое имя Божества и обсуждаются оскорбления, совершаемые во время повторения святого имения, а также приводятся способы от них избавиться. Описывается также слава преданного служения и процесса преданности.

В двенадцатой виласе рассказывается об экадаши.

В тринадцатой виласе обсуждается пост, а также соблюдение церемонии маха-двадаши.

В четырнадцатой виласе в общих чертах обрисованы обязанности, выполняемые в различные месяцы.

В пятнадцатой виласе даются наставления о том, как соблюдать пост экадаши без употребления воды. Также рассказывается о том, как помечать тело символами Вишну, о соблюдении чатурмасьи во время сезона дождей, о Джанмаштами, Паршвиакадаши, Шравана-двадаши, Рама-навами и Виджайи-дашами.

В шестнадцатой виласе обсуждаются обязанности, которые следует соблюдать во время карттики месяца (октярь-ноябрь), или месяца Дамодары, или Урджа, когда светильники предлагаются в комнате Божеств или над храмом. Там описаны также Говардхана-пуджа и ратха-ятра.

В семнадцатой виласе обсуждаются приготовления к поклонению Божествам, повторение маха-мантры и процесс джапы.

В восемнадцатой виласе описаны различные формы Шри Вишрну.

В девятнадцатой виласе обсуждается установка Божеств и ритуалы омовения Божеств перед установкой.

В двадцатой главе рассказывается о строительстве храмов со ссылками на те, что были воздвигнуты великими преданными."

Комментарий Шри Санатаны Госвами к "Хари-бхакти-виласе" называется "Диг-даршини-тика". Шри А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада пишет о "Хари-бхакти-виласе": "Другая известная книга Санатаны Госвами - "Хари-бхакти-виласа", в которой установлены правила и предписания для всех категорий вайшнавов, а именно вайшнавов-домохозяев, вайшнавов-брахмачари, вайшнавов-ванапрастх и вайшнавов-санньяси". Шрила Бхактиведанта Прабхупада замечает: "Эта книга была написана в первую очередь для вайшнавов-домохозяев".

В число наиболее важных книг Санатаны Госвами входит "Брихад-Бхагаватамритам". В то время как "Хари-бхакти-виласа" развивает наставления о вайшнавском поведении и ритуалах, полученные Санатаной от Махапрабху, "Брихад-Бхагаватамритам" анализирует учение Махапрабху в онтологическом и метафизическом ракурсе.

В "Брихад-Бхагаватамритам" Санатана Госвами записал беседу между Парикшитом Махараджем и его матерью Уттарой после того, как он услышал "Бхагаватам" от Шукадевы. Она попросила его объяснить суть "Бхагаватам", и Парикшит Махараджа начинает рассказывать историю о том, как Нарада искал самых везучих и близких преданных Кришны. Эта часть беседы раскрывает сокровенные ступени преданного служения. Начиная с преданных, чья бхакти смешана с кармой (Брахма) и джнаной (Шива), Нарада поднимается до шанта-расы (Прахлада), дасья-расы (Хануман), сакхья-расы (Арджуна) и наконец до самого дорогого преданного Кришны - Уддхавы, который жаждал находиться во Вриндаване и который показал, что любовь гопи к Кришне - это последнее слово бхакти.

Второй раздел "Брихад-Бхагаватамриты" повествует о гопа-кумаре, странствующем пастушке, который, получив мантру от жителя Вриндавана, путешествует с одной планетной системы на другую, исследую различные уровни сознания во время своей духовной одиссеи, которая, начавшись на Земле, продолжается на райских планетах, Брахмалоке, Вирадже, в брахмаджьоти, на Шивалоке, Вайкунтхе, Айодхье, Дварке, Матхуре и наконец Голоке, где он осознает свое вечное положение в играх Кришны, в сакхья-расе.

В "Брихад-Бхагаватамритам" есть описания преданных, близких преданных, ближайших преданных и совершенных преданных. Об этой книге Шри А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада (ЧЧ, Ади, 5.203) пишет: "Шри Санатана Госвами Прабху, учитель преданного служения, написал несколько книг, из которых очень знаменита "Брихад-Бхагаватамрита"; любой, кто хочет узнать о преданных, преданном служении и Кришне, должен прочесть ее".

Согласно Шриле Бхактиведанте Свами, "Вторая часть повествует о славе духовного мира, известного под названием Голока-махатмья-нирупана, а также о процессе отречения от материального мира. В ней также рассказывается об истинном знании, преданном служении, духовном мире, любви к Богу, выполнении предназначения жизни и блаженстве духовного мира. Таким образом, в каждом разделе по семь глав - всего четырнадцать".

Санатана Госвами Прабху излагает учение Шри Чайтаньи Махапрабху также и в своем комментарии на "Шримад-Бхагаватам". Об этом комментарии Шри Бхактиведанта Свами пишет: "Дашама-типпани" - это комментарий к десятой песни "Шримад-Бхагаватам". Другое название этого комментария - "Брихад-вайшнава-тошани-тика". В "Бхакти-ратнакаре" сказано, что "Дашама-типпани" был окончен в 1476 году по летоисчислению Шакабда. Санатана Госвами дал свой (Брихад) комментарий - "Вайшнава-тошани" - Шриле Дживе Госвами для редактирования, и Шрила Джива Госвами отредактировал рукопись, переименовав ее в "Лагху-тошани". Всё, что он написал, было закончено в 1476 году по летоисчислению Шака. Джива Госвами закончил "Лагху-тошани" в 1504 году (Шакабды). Также Санатана Госвами написал "Кришна-лила-ставу", которая известна под названием "Дашама-чхарит" и повествует об играх Кришны вплоть до Его отбытия в Матхуру".

В другом месте (ЧЧ, Ади, 5.203) Шрила Бхактиведанта Прабхупада пишет о "Дашама-типпани": "Санатана Госвами написал также особый комментарий к десятой песни "Шримад-Бхагаватам", известный как "Дашама-типпани", который настолько замечателен, что, читая его, человек может очень глубоко разобраться в играх Кришны и Его амурной деятельности".

После встречи со Шри Чайтаньей Махпрабху и получения наставления, составивших основу писаний, которые были им впоследствии написаны, Санатана Госвами ушел во Вриндаван по основному ведущему туда пути. Придя во Вриндаван, он встретился с Субуддхи Раем. Там он увидел, что Рупа Госвами уже ушел. После этого он отправился в Джаганнатха Пури через лес Джхарикханда - джунгли в штате Уттар-Прадеш. Подхватив кожную болезнь, он счел, что оскорбил своим прикосновением Господа и решил покончить с собой, бросившись под колесницу Джаганнатха во время Ратха-ятры, но Чайтанья Махапрабху не одобрил такого самоубийства и по своей милости спас Санатану. Позже Санатана Госвами встретил Харидаса Тхакура и узнал от него об уходе своего брата Анупамы.

В "Чайтанья-чаритамрите" рассказывается как, живя в Джаганнатха Пури, Санатана Госвами вознес хвалу Харидасу Тхакуру. Когда Джагадананда Пандит разрешил Санатане уйти во Вриндаван, Шри Чайтанья не одобрил этого и прославил возвышенные качества Санатаны Госвами, велев ему остаться в Джаганнатха Пури еще на один год.

 

 

Читать еще интересные статьи по теме :

 

 

Сейчас 65 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Copyright 2011 Санатана Госвами. Мариупольское общество сознания Кришны
Free Joomla Theme by Hostgator