Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур


«Потому что он указывает на путь бхакти, он известен под именем Вишванатха, Господь вселенной, и потому, что он всегда остается в кругу (чакре) чистых преданных, он известен под именем Чакраварти».
 

«Я, Чакраварти, совершенно оставляя в стороне все остальное, желаю лишь достичь Шри Вриндавана». 

 


Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур
и его место в цепи ученической преемственности
 

Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур появился на свет в семье брахманов в районе Надя, Западная Бенгалия. С рождения его нарекли Харивалабха. У него было два старших брата по имени Рамабхадра и Рагхунатха. В детстве он изучал грамматику в деревне под названием Деваграма. После этого он отправился в деревню Сайядабад в районе Мурсидабада, где он изучал бхакти-шастры в доме своего гуру. Там же, все еще будучи учеником,  он написал три книги. Эти три книги : «Шри Бхакти-Расамрита-Синдху-Бинду», «Шри-Уджвала-Ниламани-Кирана» и «Шри-Бхагаватамрита-Кана».

С самого детства Вишванатха отличался большой отрешённостью. В очень раннем возрасте, по указанию отца, старший брат Вишванатхи Рагхунатха устроил его свадьбу. Изучение «Бхагавата-пураны», однако, пробудило в Вишванатхе дух отречения. Через некоторое время, после завершения своего обучения и принятия дикши, Вишванатха оставил семейную жизнь и ушёл во Вриндаван, где написал еще много книг и комментариев. 

После ухода из этого мира Махапрабху и Его вечных спутников, которые жили во Врадже,  шуддха-бхакти развивалась под влиянием трех великих личностей: Шриниваса Ачарьи, Нароттамы Даса Тхакура и Шьямананды Прабху. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур был четвертым в цепи ученической преемственности, которая идет от Шрилы Нароттамы Даса Тхакура. 

Один из учеников Шрилы Нароттама Даса Тхакура Махасая был назван Шри Ганга Нараяна Чакраварти Махасая. Он жил в Балукара Гамбхиле в районе Мурсидабада. У него не было сыновей, а была лишь одна дочь, чье имя было Вишнуприя.  Еще одним учеников Шрилы Нароттама Тхакура был Рамакришна Бхаттачарья, происходивший из брахманического рода Варендра, сельских общин Западной Бенгалии. Младшего сына Рамакришна Бхаттачарьи звали Кришна-чарана. Шри Ганга Нараяна принимал Кришна-чарана как приемного сына. Учеником Шри Кришна-чарана был Радха-Рамана Чакраварти, который был духовным учителем Вишванатха Чакраварти Тхакура.  

 

Борьба за признание Шри-Брахма-Мадхва-Гаудия-вайшнавизма
истинной сампрадайей
 

Шри Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур сказал: “Вишванатха Чакраварти Тхакур был защитником, опекуном и ачарйей в средний исторический период (1600-1700) развития Гаудийа-ваишнавизма”.

Когда Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур был уже очень стар, он проводил большую часть времени в полубессознательном состоянии, глубоко погруженный в бхаджан. В то время в штате Джайпур вспыхнула дискуссия между Гаудия вайшнавами и другими вайшнавами, которые поддерживали доктрину свакиявада (супружеской любви). 

Джая Сингх II был царем Джайпура. Вайшнавы антагонистического лагеря заставили Джая Сингха поверить, что поклонение Шримати Радхике вместе со Шри Говиндадевом не было предписано шастрами. Они утверждали, что имя Шримати Радхика нигде не упоминается в «Шримад-Бхагаватам» или «Вишну Пуране», и что она никогда не была в законном браке с Кришной в соответствии с ведическими ритуалами. Другим возражением было то, что Гаудия-вайшнавы не относятся к признанной линии ученической преемственности (сампрадае). Есть только четыре линии вайшнавской ученической преемственности, которые сошли с незапамятных времен: Шри-сампрадая, Брахма сампрадая, Рудра сампрадая и Санака (Кумара) сампрадая. 

Гаудия вайшнавов считали за пределами этих четырех сампрадай и не принимали как имеющих чистую линию. В частности Гаудия вайшнавы не имели своих собственных комментариев к «Брахма-сутре». 

В то время махараджа Джая Сингх, зная видных ачарьев Гаудия-вайшнавизма во Вриндаване, которые были последователями Шрилы Рупы Госвами, вызвал их в Джайпур, чтобы принять вызов с вайшнавами от линии Рамануджа. Шри Вишнусвами Чакраварти Тхакур послал своего ученика Шрипада Баладеву Видьябхушану в Джайпур вместе со своим учеником Шри-Кришнадевом, чтобы выступить перед Ассамблеей. 

Касты госвами совершенно забыли свою связь с Мадхва сампрадаей. Они также выказывали неуважение к Веданте и создавали большое беспокойство для Гаудия-вайшнавов. Шрила Баладева Видьябхушана, прибегнув к неопровержимой логике и могущественным духовным свидетельствам, доказал, что Гаудия сампрадая была чисто вайшнавской сампрадаей по линии Мадхвы. Называется она Шри Брахма-Мадхава-Гаудия-вайшнава сампрадая. Наши предыдущие ачарьи, такие как Шрила Джива Госвами, Кави Карнапура и другие приняли этот факт. Шри Гаудия вайшнавы принимают «Шримад-Бхагаватам» как естественный комментарий к Веданта-сутре. По этой причине нет отдельного комментария к Веданта-сутре, который был бы написан в Гаудия вайшнава сампрадае. 

В различных Пуранах упоминается имя Шримати Радхики. Она является олицетворением хладини (приносящией удовольствие) потенции и вечной возлюбленной Шри Кришны. В нескольких местах «Шримад-Бхагаватам» и, в частности, в Десятой Песни, в связи с описанием Враджа-лилы Шримати Радхика упоминается очень завуалированно. Только расика и бхавукабхактас, кто знаком с выводами шастр, могут понять эту тайну. 

Шри Баладева Видьябхушана затем написал знаменитый Гаудия комментарий на Брахма-сутру под названием «Шри Говинда-бхашья». Поклонение Шри Шри Радхе-Говинде началось в храме Шри Говиндадевы, после чего истинность Шри Брахма-Мадхва Гаудия сампрадаи была принята. Только благодаря покровительству Шрилы Чакраварти Тхакура, Шри Баладева Видьябхушана Прабху был в состоянии написать «Шри Говинда-бхашью» и доказать связь Гаудия Вайшнавизма с Мадхва сампрадаей. Это достижение Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура будет записано золотыми буквами в историю Гаудия вайшнавизма.  

 

Встреча со Шримати Радхикой и раскрытие истинного смысла 
 кама-гаятри-мантры 

По милости Шримати Радхики, Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур познакомился со смыслом кама-гаятри-мантры, которую записал Кришнадас Кавираджа. 

Шримати Радхика явилась Вишванатхе во сне  и очень ласково сказала: «О Вишванатха! О Хари-валлабха! Не плачь! Что бы ни написал Кришнадас Кавираджа - это абсолютная правда. По благодати Моей, он знает все внутренние чувства моего сердца. Кама-гаятри - мантра для поклонения мне и моему дорогому возлюбленному (прана-валлабхе)».

Вишванатха  Тхакур  вскочил выкрикивая “O, Радха! O, Радха!” и залился слезами. 

Вишванатха Чакраварти Тхакур установил божества Шри-Гокулананды на берегу Радха-кунды. Пребывая там, он испытал сладость вечной игры в Шри Вриндаване.

Именно в это время он написал свой комментарий «Сукхавартини» на «Ананда-Вриндаван-кампу», книгу, написанную Шрилой Кави Карнапурной.

 

Значение Вишванатхи Чакраварти в Гаудия Вайшнавизме

Благодаря своей духовной чистоте, учёности и осознанному восприятию сокровенных супружеских игр Радхи и Кришны, Вишванатха Чакраварти известен как «высшая драгоценность вайшнавов». Авторитеты гаудия-вайшнавизма утверждают, что Рупа Госвами - воплощение бога речи). А Вишванатха Чакраварти, по мнению вайшнавов-ачарьев, и особенно его прямых учеников, является воплощением Рупы Госвами.

Шрила Чакраварти Тхакур не только защищал целостность Шри Гаудия Вайшнава Дхармы, но он также восстановил её влияние в Шри Вриндаване. Любой, кто оценивает это его достижение, наверняка будет поражен силой его необычайного гения.

Следуя по стопам Шрилы Рупы Госвами, Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур написал большое количество трансцендентной литературы о бхакти и, таким образом, раскрыл внутреннюю тоску сердца Махапрабху в этом мире. Он также опроверг различные неправильные философские выводы в противовес подлинным, исходящим  от Шри Рупы Госвами. Таким образом, Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур почитается в обществе Гаудия вайшнавов как знаменитый ачарья. Он известен как великий трансцендентный философ, поэт и расика-бхакта.

Вайшнавский поэт по имени Кришнадас написал следующие строки в заключение своего перевода книги Шрила Чакраварти Тхакура «Мадхурья-кадамбини» :

«Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур благословил весь мир, написав книгу «Мадхурья-кадамбини». В действительности, Шри Кришна Чайтанья Махапрабху говорит через эту книгу. Он говорит устами Шри Чакраварти. Некоторые люди говорят, что Шри Чакраварти Тхакур является воплощением Шрилы Рупы Госвами. Он очень искусен в изложении чрезвычайно сложных истин в понятной форме. О, океан милости, Шри Вишванатха Чакраварти Тхакур! Я большой дурак. Пожалуйста, позволь твоим трансцендентным качествам поселиться в моем сердце. Это моя молитва к твоим лотосным стопам».

 

Литературное наследие Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура

Среди ачарьев Гаудия вайшнавов есть очень немногие, кто написал столько книг, сколько написал Шрила Чакраварти Тхакур. Даже сегодня следующие пословицы в отношении трех его книг являются довольно известными среди вайшнавов:

«Эти три книги, «Уджвала-ниламани-Кирана», «Бхакти-расамрита-синдху-бинду» и «Бхагаватамрита-Кана», принимаются вайшнавами, как их богатство».

Ниже приведен список книги комментариев Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура, которые являются бесценным кладом в несравненном богатстве литературы Гаудия вайшнавов:

(1) Враджа-рити-Чинтамани

(2) Каматкара-чандрика

(3) Према-сампутам

(4) Гитавали

(5) Субодхини

(6) Ананда-чандрика (комментарий  на Уджвала-ниламани)

(7) Комментарий на Шри Гопала-тапани

(8) Ставамрита-лахари

(9) Шри Кришна-бхаванамрита

(10) Шри Бхагаватамрита-кана

(11) Шри Уджвала-ниламани-кирана

(12) Шри Бхакти-расамрита-синдху-бинду

(13) Рага-вартма-чандрика

(14) Айшварья-кадамбини

(15) Шри Мадхурья-кадамбини

(16) Комментарий на Шри Бхакти-расамрита-синдху

(17) Комментарий на Дана-кели-каумуди

(18) Комментарий на Шри Лалита-мадхава-натаку

(19) Комментарий на Шри Чайтанья-Чаритамриту (не завершенный)

(20) Комментарий на Брахма-самхиту

(21) Сарартха-варсини комментарий на Шримад Бхагавад-гиту

(22) Сарартха-даршини комментарий на Шримад Бхагаватам

 

В 1754 году, на пятый день светлой фазы луны в месяц Maгха (январь-февраль), примерно в возрасте ста лет, Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур вошел в апраката (непроявленный) Вриндаван. Даже сегодня его самадхи может быть найдено рядом с храмом Шри-Гокулананды в Шри Вриндаване.

В Кришна-лиле он служит Шримати Радхике как Винода-манджари. Его самадхи - во дворе храма Радхи-Гокулананды.

 

 

Сейчас 338 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Copyright 2011 Вишванатха Чакраварти Тхакур. Мариупольское общество сознания Кришны
Free Joomla Theme by Hostgator