Слава Абхирама Тхакура
Из лекции Е.С. Радханатха Свами
Парикрама по Вриндавану, Карттика, 1999г.
Где бы я ни путешествовал: в Италии, Германии, Англии, Новом Вриндаване, Флориде, Лос-Анджелесе, в Нью-Йорке на Второй авеню, на Украине - везде, где я рассказывал об Абхираме Тхакуре, преданные плакали. Некоторые мои старшие духовные братья, слушая о нем со слезами на глазах, говорили: «Когда же придет тот день, когда я обрету такие же качества, какими был наделен Абхирам Тхакур?» Чтобы достойно прославить его, потребуется очень много времени, но я постараюсь рассказать хотя бы о некоторых качествах, которыми обладал Абхирам Тхакур.
Кто такой слуга Кришны? Это тот, у кого нет никакого желания материальных приобретений, нет никакого желания освобождения, тот, кто отдал все свое сердце и душу служению Господу, тот, кто готов пожертвовать всем ради этого. Вот такой человек - «дас» в истинном понимании этого слова.Е.С. Радханатх Свами
Абхирам Тхакур родился в Бенгалии; позже он переехал в Пакистан, в Карачи. Он был первым, кто принес в Пакистан книги Шрилы Прабхупады. В Карачи не было книг Шрилы Прабхупады, не было ни одного центра ИСККОН. В то время там пыталась проповедовать лишь одна пара преданных. Абхирам Тхакур прочитал всего один журнал «Back to Godhead» и это полностью преобразило его жизнь. Этот единственный журнал, который у него был, он перечитывал вновь и вновь. И на основе того, что он прочитал, он проповедовал всем членам своей семьи и постепенно сделал их преданными.
Он молился о том, чтобы получить общение кого-нибудь из слуг Шрилы Прабхупады. Журнал «Back to Godhead» попал ему в руки примерно в 1985 году, через восемь лет после ухода Шрилы Прабхупады. Просто прочитав этот журнал, Абхирам Тхакур обрел такую веру, что посвятил всю свою жизнь Шриле Прабхупаде и не хотел ничего другого, кроме служения ему. Позднее он встретил преданных. Он стал первым свободным членом ИСККОН в Пакистане и был там единственным бенгальским брахманом. Он был очень богат, имел прекрасный дом и являлся менеджером одной всемирной корпорации. Когда он увидел, что более благоприятно заниматься сознанием Кришны в Индии, так как в Пакистане было очень много преследований, он купил дом в Пуне. Он был уже в пожилом возрасте и к тому же болен, но продолжал заботиться о жене и детях. Под влиянием Абхирама Тхакура его жена стала очень искренней преданной Кришны и Туласи деви.
После смерти жены он выдал замуж дочь, передал младшего сына под опеку старшего и в возрасте 63 лет переехал в храм Радхи Гопинатхи. Он сказал: «Я хочу жить с брахмачари». Это пример истинного ванапрастхи в нашем Движении. Дети хотели позаботиться о нем, предоставив ему возможность жить в комфорте, но он не хотел этого. Аристократ по происхождению, в 63 года, он предпочел жить на полу брахмачари-ашрама. Те из вас, кто знаком с храмом Радхи-Гопинатхи, знают, что там все спят в одной комнате; там шумно по ночам, а по утрам - очередь в ванную.
Когда брахмачари задерживались после проповеди, Абхирам Тхакур ждал их и предлагал им особый прасад. Когда они болели, он, как бенгальская мать, заботился о них: предлагал им традиционные лекарства, готовил различный «диетический» прасад; иногда даже, если что-то случалось с брахмачари, массировал их стопы.
Он просто хотел служить. У него было огромное смирение, он хотел удовлетворить преданных. Когда он готовил, он готовил только по тем рецептам, которые использовали Шачи-мата и Сарвабхаума Бхаттачарья, готовя для Махапрабху. Он брал рецепты прямо из «Чайтанья-чаритамриты». Иногда он посылал своих детей в бенгальские деревни, чтобы узнать, как делается то или иное блюдо. Его прасад был особенным, каждое блюдо сияло от его преданности. Мы никогда не вкушали ничего более вкусного, чем прасад, приготовленный руками Абхирама Тхакура. Все овощи были порезаны на кусочки одинаковой формы и размера. Он все готовил с поразительной точностью, с особым вниманием и заботой подбирая специи. И так он выполнял любое служение. Когда он подметал пол, он подметал его с исполненной энтузиазма преданностью. Заботясь о больном преданном, он отдавал ему все свое сердце. Для него ничто не было ритуалом. Он все делал для удовлетворения Кришны и вайшнавов и делал это настолько совершенно, насколько это было возможно. Я никогда не видел, чтобы он спал на лекциях, он больше всего стремился слушать кришна-катху. Когда на моей лекции все слушатели засыпали (такое бывает, когда я говорю), он продолжал слушать с великим вниманием. Когда он присутствовал в аудитории, я часто читал лекцию специально для него, потому что ответ, который исходил от него, давал полное удовлетворение любому рассказчику бхагават-катхи. Каждый раз, когда мы говорили о Шриле Прабхупаде, Господе Чайтанье Махапрабху, слезы текли из его глаз. И никто этого не видел, поскольку он всегда сидел сзади.
Абхирам Тхакур вставал ежедневно в 2:30 утра. Даже если он ложился поздно, ожидая возвращения брахмачари, чтобы послужить им, утром он все равно вставал первым. Он постоянно повторял Святые Имена и когда он воспевал, он делал это с большим чувством. Он был известен среди брахмачари тем, что в течение дня и ночи постоянно повторял «Кришна!» Перегородка между моей комнатой и комнатой, где спал Абхирам Тхакур, очень тонкая. Однажды я услышал через стенку: «Кришна, Кришна!» Шьямананда прабху, президент храма, сказал мне:
- Если хотите, мы можем перевести Абхирама Тхакура в другую часть ашрама - а то он повторяет всю ночь...
- Пожалуйста, не делайте этого, - ответил я. - Я очищаюсь, слушая, как он воспевает. Меня больше беспокоит, когда я слышу болтовню брахмачари.
Он взывал к Кришне с такой беспомощностью, с таким чувством! Он всегда пел песни Бхактивиноды Тхакура и Нароттама даса Тхакура, объясняя всем их значение. Он любил слушать о Кришне, он любил петь о Кришне, хотя был уже старым и больным. Он танцевал с брахмачари, иногда проводил Туласи-пуджу и киртаны с любовью и преданностью. Он был очень редким примером.
Одним из замечательных его качеств было желание выполнять смиренное служение. Он не имел никакой собственности, не был ни президентом храма, ни комендантом, ни главным пуджари. У него никогда не было никакого заметного положения, он просто хотел служить. В нем была воплощена суть сознания Кришны. Абхирам Тхакур был как отец для всех брахмачари и был подобен отцу и доброжелателю для многих прихожан; он заботился о многих матаджи, как о своих дочерях. Мы видели в нем зрелое понимание вайшнавской культуры.
Полтора года назад мы построили комнаты для гостей и одна из них была специально предназначена для Абхирама Тхакура: чистая, спокойная, уединенная комната с отдельной ванной. Мы попросили Абхирама Тхакура: «Пожалуйста, поселись в этой комнате». Со слезами на глазах он произнес:
- Всю жизнь я работал ради богатства - теперь я все это оставил. В конце своей жизни я достиг наивысшего богатства - возможности лежать среди брахмачари в ашраме. Жить там - это высшее совершенство моей жизни. Пожалуйста, Махарадж, пожалуйста, никогда не забирайте меня из ашрама брахмачари. Я хочу жить среди садху. У меня нет других желаний. Любые неудобства, которые там есть, - это мое богатство. Этот шум в комнате, очередь в ванную - цена за общение с садху...
Прожив в ашраме пять лет, Абхирам Тхакур был вынужден лечь в больницу. Он был очень болен: у него было внутреннее кровотечение, это очень опасная болезнь.
Однажды я посетил его там. Еще внизу, поднимаясь по ступенькам, ведущим к нему на этаж, я услышал, как он поет. Когда я вошел в комнату, он пел бхаджан из своего бенгальского песенника. Он был так счастлив, просто воспевая имена Кришны! Пришла сестра, чтобы сделать ему укол.
- Я не позволю тебе сделать укол, пока ты не послушаешь, что я тебе скажу.
И он начал объяснять ей песни Бхактивинода Тхакура:
- Бхактивинод Тхакур поет: «Я страдаю из-за собственных грехов и заслужил намного худшее. Но в этом состоянии моя единственная надежда - это просто плакать, воспевая имена Кришны в пыли Его лотосных стоп». - Он взглянул на сестру и сказал: - Пока ты не повторишь Харе Кришна, ты не сможешь сделать мне укол.
Она знала: если не сделать ему укол, он умрет; а если он умрет, она потеряет работу. Поэтому она повторяла с большим энтузиазмом. Когда сестра делала укол, Абхирам Тхакур воспринимал это как возможность, чтобы вся больница услышала Святое Имя. Делая вид, что ему очень больно, он кричал: «Кришн-а-а-а!!!» Он использовал любую возможность прославлять Кришну. Он очень любил Божества Радхи-Гопинатхи и все время ждал Их дня явления.
В свой последний день утром Абхирам Тхакур, выпив воды, сказал одному из сыновей, что вода никогда не была столь сладкой для него. Сын понял, что отец, видимо, собирается оставить тело... В течение дня у него не прекращалось кровотечение изо рта. Кровь литр за литром вытекала из него, а он пел песню Бхактивинода, прославляя Шримати Радхарани. Кто на такое способен? Когда вы теряете кровь, вы сможете петь бхаджаны, прославляющие Шримати Радхарани? Это невозможно. Но благодаря его искренности, смиренной преданности и великой привязанности к слушанию и воспеванию славы Господа и удовлетворению вайшнавов, Радхарани проявилась в его сердце и пробудила желание прославлять Ее. После этого он практически потерял сознание. Последние его слова были:
- Мать Радхарани, я готов. Пожалуйста, забери меня. - Он повернулся к сыну и сказал: - Пожалуйста, позови Гуру Махараджа и вайшнавов...
Мы находимся во Вриндаване. Только что мы побывали у самадхи-мандира Шрилы Рулы Госвами. Это высшее совершенство для Гаудия-вайшнавов - стать слугой слуги Шримати Радхарани. Абхирам Тхакур благодаря своей необычайной вере в Шрилу Прабхупаду, благодаря своему энтузиазму слушать и воспевать и смиренно служить преданным к моменту своей смерти обрел глубокую любовь к Шримати Радхарани. Это очень важный урок.
Живя в Пакистане, любую книгу Шрилы Прабхупады, которую можно было достать (а это было большой редкостью), он мог читать снова и снова. Он любил Шрилу Прабхупаду и много раз говорил об этом. Хотя он получил инициацию от меня, я всегда считал его своим старшим духовным братом, поскольку его любовь и вера в милость Шрилы Прабхупады была очень редкой. Я поклоняюсь этой вере. Благодаря этой вере и его смиренному желанию служить Шримати Радхарани явилась в его сердце в момент смерти.
...Он был без сознания. Преданные собрались вокруг него, поставили перед ним прекрасный алтарь, надели на него гирлянды от Шри Шри Радхи-Гопинатхи и Шрилы Прабхупады, положили ему в рот листья Туласи, дали воду Ганги и Ямуны и стали громко повторять Харе Кришна маха-мантру. В этой атмосфере Абхирам Тхакур оставил тело. Я уверен, что он находится там, где того хочет Шрила Прабхупада. При жизни Абхирама Тхакура знали всего несколько человек, но после его ухода о нем узнали сотни, а возможно, и тысячи людей. Их вера возрастает, когда они слышат о нем. Сегодня для его удовольствия мы опустим пепел его тела в священные воды Ямуны.
Абхирам Гопал Тхакур ки — джая!