Шри Шривас Пандит
Шривас Пандит был пятым преданным в Панча-таттве: Шри Кришна Чайтанья, Прабху Нитьянанда, Шри Адвайта, Гададхара, Шривасади, Гаура Бхакта Вринда. Он жил в Навадвипе ещё до прихода Господа Чайтаньи. Шривас жил вместе со своими братьями Шри Рамой, Шри Нидхи и Шрипати, вместе с ними повторяя имена Кришны, поклоняясь Господу и трижды в день принимая омовение в Ганге.
Чайтанья-Чаритамрита. Ади-лила. Гл.10 – Ствол, ветви и побеги древа Чайтаньи.
ТЕКСТ 8: От двух братьев - Шривасы Пандита и Шри Рамы Пандита - пошли две знаменитые ветви того дерева.
ТЕКСТ 9: У них было еще двое братьев, которых звали Шрипати и Шринидхи. Эти четверо братьев с их домочадцами и слугами образуют одну большую ветвь.
ТЕКСТ 10: Не счесть всех маленьких веточек на этих двух больших ветвях. В доме Шривасы Пандита Шри Чайтанья Махапрабху каждый день пел вместе со всеми святое имя.
ТЕКСТ 11: Эти четверо братьев и члены их семей были целиком погружены в служение Господу Чайтанье. Они не признавали никаких богов и богинь, помимо Него.
Встретившись с Шри Адвайтой Ачарьей Прабху, они начали изучать «Шримад-Бхагаватам» и молить о воплощении Всевышнего Господа. Зачем они это делали? Потому что лишь аватара Кришны мог заронить вайшнавизм в сердца отъявленных атеистов, логиков и гордых пандитов, заполнивших улицы Надии.
Именно в доме Шриваса Господь Гауранга-сундара явил Свою божественную форму всем Своим вечным спутникам. По существу говоря, дом Шриваса Пандита был местом, где зародилось движение санкиртаны Гауранги. Ежедневные лекции по «Бхагаватам», ночные киртаны, а также многие сокровенные Враджа-лилы Господа Гауранги произошли именно здесь.
Шривас Пандит и Шри Адвайта Ачарья, старейшины брахманической общины, посвятили всю свою силу и энергию распространению движения харинама-санкиртаны Господа. Они вручили свои тела, умы, дома, семьи и все, чем они обладали, Господу Гауре. Они не знали никакого другого Божества, кроме Него. Шривас Пандит поддерживал всю свою семью не потому, что они были его родственниками, но потому, что они были любящими слугами Шри Чайтаньи.
В Панча-таттве Шривас Пандит представляет пограничную энергию Бога – живое существо (татастха-дживу). Преданные во главе со Шривасом описаны как части тела Господа Чайтаньи (Его глаза, уши, руки, диск и другое оружие). С их помощью Господь Гауранга распространил движение санкиртаны.
Поклоны Шри Шривасу Пандиту:
шриваса-пандитам науми гауранга-прийа-паршадам
йасйа крипалавенапи гауранге джайатэ ратих
шриваса! киртанананда! бхакта-гоштхйека-валлабха
твам намами махайогин бхакта-рупо'си нарадах
"Я преклоняюсь перед Шрилой Шривасом Пандитом, дорогим Спутником Господа Шри Гауранги. Благодаря лишь крупице Милости Шриваса Тхакура обретается чистейшая Любовь (Рати) к Шри Гауранге. О Шривас! О Киртанананда - Олицетворение Блаженства Хари-Киртана! О Возлюбленный всей Санги Бхакт Господа! О Маха-Йоги, величайший из Бхакти-Йогов! О Бхакта-Рупа - Олицетворение идеального Преданного, неотличный от Шри Нарады Госвами! Тебе я приношу поклоны снова и снова".
Из "Шри Гити-Малы"
Несколько историй из жизни Шриваса Пандита
Посторонний на киртане
Один брахмачари, очень миролюбивый и почтительный, тоже мечтал увидеть танец Господа Чайтаньи. Он очень строго относился к духовной жизни, твердо соблюдал свои обеты и питался одним молоком и фруктами. Но Господь, не желая, чтобы на Его киртаны ходили непреданные, Сам закрыл перед ним дверь, и брахмачари каждый день стал приходить к Шривасе Тхакуру, умоляя провести его на киртан.
Наконец, Шриваса Пандит уступил.
— Я знаю, ты живешь безгрешно, питаешься только молоком и фруктами и держишь строгий целибат. Только не показывайся никому на глаза — Господь не велел никого пускать. Он провёл брахмачари в дом и спрятал. Настала ночь. Начался киртан, и Господь самозабвенно танцевал под мелодичное пение. Однако вскоре Он вдруг остановился.
— Я не чувствую обычной радости. Почему? Может, кто-то спрятался в доме?
Шриваса Пандит испугался.
— Мой Господь, уверяю Тебя, здесь нет атеистов или оскорбителей. Всего лишь один безгрешный брахмачари — он идеальный брахман, он пьёт лишь молоко и ест одни фрукты. Он так хотел увидеть Твой танец!
— Сейчас же гони его прочь! — разгневался Господь. — Какая духовная практика дала ему право видеть Мой танец? Просто питаясь молоком, никто не может достичь Меня! Можно быть санньяси, отрёкшимся от мира, и при этом пренебрегать Господом! За что Мне таких любить? Демоны совершали суровые епитимьи, но все они погибли, потому что не были преданы Кришне.
Брахмачари сидел в своем укрытии и дрожал от страха. «Я получил по заслугам, — думал он. — Но какой же удивительный танец!» Он считал себя самым счастливым человеком на свете. Он вышел из укрытия и направился к двери, чтобы покинуть дом. Но Господь знал, о чём думает юноша, и повелел привести его обратно. Благословив его, Господь сказал:
— Не надейся на силу аскезы! Просто служи Верховному Господу, Кришне, с любовью и преданностью. Больше тебе ничего не нужно.
Брахмачари заплакал от радости, а Господь Гауранга снова начал танцевать, и Его блаженство не знало границ.
Сын Шриваса
Во время одного из ночных киртанов, когда преданные в восторге танцевали вокруг Господа Чайтаньи и Нитьянанды, во внутренних комнатах дома Шривасы случилось горе — умер его маленький сын. Женщины беспомощно плакали над умирающим мальчиком, но никто ничего не слышал. Киртан был в самом разгаре, как вдруг раздались громкие крики, и Шривас Пандит бросился в дом, где увидел на кровати уже мертвого мальчика.
Шриваса Пандит попросил женщин не сокрушаться так.
— Господь, чьё святое имя может очистить самого страшного грешника, Сам явился в наш дом и танцует со Своими слугами. Если кто-то расстанется с жизнью в столь благоприятный час, о нём не стоит горевать. Предупредите всех, чтобы не сеяли панику и не беспокоили Господа в Его танце. Если такое случится, я брошусь в Гангу.
Женщины перестали плакать, а Шриваса Пандит вернулся и присоединился к киртану и вскоре позабыл обо всём.
Вскоре новость о смерти мальчика дошла до преданных, и, хотя никто открыто не выражал своих чувств, Господь Чайтанья знал, что творится в их сердцах.
— Я чувствую беспокойство. Какое горе произошло в твоём доме, Пандит? — спросил Он.
Старшие преданные сообщили Господу о смерти сына Шривасы.
С печалью на лице, Господь спросил:
— Когда это случилось?
— Ранним вечером, около четырёх. Шриваса не хотел останавливать Твой танец и потому ничего не сказал. Позволь нам провести необходимые церемонии по усопшему.
Господь Чайтанья изумился и заплакал:
— Как Я могу остаться равнодушным к горю того, кто из-за любви ко Мне не стал сокрушаться даже о смерти собственного сына?
Совладав с собой, Господь попросил преданных совершить все обряды по умершему мальчику. В окружении друзей Он спросил умершего сына Шривасы:
— Что заставило тебя покинуть этот дом?
Преданные были удивлены, когда Господь заговорил с мертвым телом, но изумление их многократно возросло, когда мальчик ответил:
— Мой Господь, всё происходит по Твоей воле. Кому под силу изменить её? Отпущенное мне время вышло, и в свой час я покинул это тело, чтобы принять другое. Пока судьба позволяла мне оставаться в доме Шривасы Пандита, я жил здесь как его сын, но сейчас я должен уйти. Мой Господь, я смиренно кланяюсь Тебе и Твоим дорогим спутникам. Пожалуйста, прости мне мои оскорбления.
Сказав это, мальчик замолчал. Его слова, полные мудрости, стали настоящим духовным откровением для преданных, и всех охватило безграничное ликование. Шриваса Пандит и три его брата искренне молились Господу, а преданные плакали от переполнявших их чувств.
— Послушай Меня, Шриваса! — сказал вдруг Господь. — Ты так возвышен, что, взглянув на тебя, всякий освободится от своих грехов. Я и Нитьянанда — твои сыновья, поэтому прогони боль из своего сердца.
Вместе с остальными преданными Господь пошёл за телом мертвого мальчика, которое несли к Ганге под звуки святого имени. Когда необходимые ритуалы были совершены, преданные омылись в Ганге и разошлись по домам.
"Всё необходимое будет приходить к тебе само".
Шри Шривас Пандит служил Господу, воспевая киртану и декламируя "Шримад-Бхагаватам", придерживаясь высокого этикета вайшнавов. В доме Шриваса Тхакура Господь Чайтанья совершал самые удивительные игры. Однажды Он отозвал Шриваса в сторону и спросил, как идут его семейные дела.
- Я вижу, ты никуда не ходишь. Как ты сводишь концы с концами, чем кормишь семью?
- Мой Господь, - отвечал Шривас, - я не в силах никуда ходить!
- Но у тебя большая семья, - настаивал Гауранга, - как же ты поддерживаешь её, ведешь хозяйство?
- Что положено судьбой, само придет!
- Тогда, Шривас, принимай санньясу!
- Для меня это невозможно.
- С одной стороны, ты не хочешь принять санньясу, а с другой - не хочешь собирать милостыню. Я не понимаю, чем же ты прокормишься? В наше время, не бегая туда-сюда, человек ничего не добьётся. Скажи Мне, пожалуйста, что ты предпримешь под давлением обстоятельств?
В ответ Шривас только трижды хлопнул в ладоши:
- Вот моё объяснение - раз-два-три!
- Почему ты хлопаешь в ладоши? - настаивал Гауранга. - И что значит "раз-два-три"? На что ты намекаешь?
- Я дал торжественный обет, что, если три раза подряд мне нечего будет есть, я завяжу себе камень на шею и брошусь в Гангу.
Как только слова эти коснулись слуха Господа, Он вскочил на ноги, глаза Его блестели от восторга.
- Что ты сказал, Шривас?! - загремел, словно удар грома, Его голос. - Ты будешь поститься из-за недостатка еды в твоем доме? Даже если Лакшми пойдёт по миру с сумой нищего на плече, твоя семья не узнает нужды! Шривас Пандит, ты, как видно, забыл Мои слова в "Бхагавад-гите": "Тому, кто постоянно поклоняется Мне с искренней преданностью, в медитации созерцая Мою трансцендентную форму, Я даю то, чего им недостает, и сохраняю то, что они уже имеют" (9.22). Кто поглощен медитацией на Меня, не нуждается ни в чём, развивая безграничное мистическое могущество. Сударшана-чакра всегда и во всем защищает Моих преданных, и даже во время всеобщего разрушения этой материальной Вселенной они остаются трансцендентными и ничем не обеспокоенными. Пусть человек просто вспоминает о Моих преданных, Я уже буду поддерживать его. Слуга Моих слуг очень дорог Мне. Он, без сомнения, достигнет Моего прибежища. Мои слуги не заботятся о своём поддержании, потому Я беру эти заботы на Свои плечи. О Шривас Тхакур, оставайся дома, и всё необходимое будет приходить к тебе само. Я благословляю тебя и Адвайту Ачарью: никогда старость, болезни и нищета не коснутся вас!
Прежде чем покинуть дом Шриваса, Господь подозвал Рамая Пандита и сказал:
- Рамай, всегда служи своему старшему брату, как если бы он был Самим Верховным Господом. Знай также, что ты дорог Мне, как сама жизнь, поэтому Я хочу, чтобы ты никогда не отклонялся от служения Шривасу Тхакуру.
Оба брата пребывали в упоительном блаженстве. Благословенный Господь был для них источником неиссякаемой радости. По беспричинной милости Господа даже сейчас, где бы ни совершал Шривас свои игры, все необходимое само появляется на пороге его дома.
Изначально Шривас Пандит является Нарадой Муни, межгалактическим проповедником и вечным спутником Господа. («Шри Гаура-ганнодеша-дипика», т.90)
Самадхи Шри Шриваса Пандита расположено в районе 64 самадхи во Вриндаване.
ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? - ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ