Великая вайшнави Джахнави Тхакурани
Мы молимся Джахнави Тхакурани о милости. Пока мы не обретём
Её милость, невозможно будет войти на путь чистого бхакти
«Ты – Нитьянанда-шакти, божественная энергия Нитьянанды»
Шрила Бхактивинода Тхакур
Сегодня мы празднуем день явления величайшей вайшнави, воплотившей в себе идеал преданности в Гаудия-сампрадае - Шримати Джахнава Деви - супруги Господа Нитьянанды, который отмечается на восьмой день полной луны месяца Вайшакхи.
Ма Джахнава - так её нежно называли преданные, с которыми она путешествовала по Враджа-мандале и Гаура-мандале.
Нитьянанда-сварупини или Шри Джахнава Мата, как ещё её называли Джахнава Деви, являла собой вместилище према-бхакти. Её божественное величие (айшварья) и сладость (мадхурья) поразительны. Она даровала освобождение многим грешникам и безбожникам.
Джахнава Деви была дочерью Шри Сурьядаса, одного из пяти братьев великого преданного Господа Нитьянанды и Господа Гауранги, Гауридаса Пандита. Других братьев Сурьядаса звали - Дамодара, Джаганнатха, Кришнадас, Нрисимха Чайтанья. Имя его отца – Шри Камсари Мишра, а матери – Шри Камала Деви. Шри Сурьядас жил в Шалиграме и работал царским казначеем, и поэтому был удостоен звания «Саракхела».
У Сурьядаса Саракхелы была ещё старшая дочь - Шри Васудха. В «Гаура-ганодеша-дипике» Кави Карнапура пишет, что обе сестры были экспансиями жён Господа Баларамы – Варуни и Ревати. Сурьяадас также был их отцом в предыдущем воплощении.
шри варуни реватйорамшасамбхаве,
тасйа прийе шривасудха ча джахнава,
шри сурйадасакхйа-махатманах суте,
какудмирупасйа ча сурйатеджасах,
кечит шри васудха-девим, калав апи вивринуте,
ананга-манджарим кесидж, джахнавим ча прачакшате,
убхайам ту смичинам,пурва-нйайат сатам матам.
Кави Карнапура пишет: «Шри Васудха и Шри Джахнава Деви, дорогие супруги Шри Нитьянанды Прабху, являются экспансиями соответственно Варуни и Ревати. Шри Сурьядаса Пандит прежде был Махараджей Кукудми. Сияние его тела было подобно солнцу. Одни говорят, что Шримати Васудха-деви является воплощением Шримати Ананга-манджари, а другие – что это Шримати Джахнави-деви. И оба мнения верны. Они обе являются воплощениями Шримати Ананга-манджари».
Видя, что дочери повзрослели, и красота их расцвела, словно распустившийся бутон лотоса, Сурьядас подумывал о том, что их пора выдавать замуж. Мысль эта захватила его.
Это описывает Нарахари Чакраварти в «Бхакти-ратнакаре» («Океан самоцветов преданного служения»): «Сурьядас Пандит серьезно задумался о свадьбе. Однажды ночью, размышляя над этим, он уснул, и ему приснился сон. Ум его преисполнился блаженством. Во сне он увидел, как отдавал обеих дочерей замуж за Шри Нитьянанду Прабху.
Созерцая такой чудесный сон, Пандит погрузился в океан экстаза. Через некоторое время он проснулся. Утром следующего дня он рассказал брахману о своем сне. Он говорил: «Я видел, что Нитьянанда – Сам Баларама. Десять направлений заполнены необычайным сиянием Его тела. На Его руках и ногах сияют разнообразные роскошные украшения. А по обе стороны Его сопровождают мои дочери, принявшие облик Ревати и Варуни. Они были чрезвычайно красивы. Несомненно, я должен предложить Шри Нитьянанде взять замуж моих дочерей. Иначе мне не найти покоя».
Так, открыв другу брахману свои намерения, Сурьядас Саракхела Пандит отослал его в Навадвипу к Шривасу Пандиту. В то время там находился Нитьянанда Прабху. Брахман объяснил Шривасу, что Сурьядас Саракхела хочет предложить Нитьянанде Прабху дочерей в жены. Это очень обрадовало Шриваса, и он поведал об этом Шри Нитьянанде Прабху.
Господь Нитьянанда велел брахману возвращаться к Сурьядасу Саракхеле и уверить его, что Нитьянанда без сомнения исполнит желание его сердца. Адвайта Ачарья, узнав о такой новости, почувствовал огромное счастье и сказал: «Да случится это, как можно скорее!» Тем временем, брахман вернулся в Шалиграм и сообщил столь прекрасную новость Сурьядасу Саракхеле. Радость Сурьядаса не знала границ.
В Борогаччи-Грам жил Шри Кришнадас - великий и дорогой преданный Шри Нитьянанды Прабху. Он захотел организовать пышную свадьбу, отдав в распоряжение свой дом на время всего торжества. Желая, чтоб Господь Нитьянанда принял его подношение, Кришнадас поспешил к Нитьянанде Прабху с просьбами прийти и отпраздновать свадьбу в Борогаччи Граме.
Шривас, Шри Адвайта Ачарья, Шри Чандрашекхара, Мурари Гупта и другие преданные Шри Гаурасундары, собрались там и начали санкиртану. В Борогаччи-Грам пришел Сам Нитьянанда Прабху вместе со всеми преданными из Шалиграма. Увидев Господа и преданных, Сурьядас Саракхела в восторге выбежал перед ними на дорогу, и, склоняясь к лотосным стопам Шри Нитьянанды Прабху, пригласил всех в свой дом.
Это описывается в «Бхакти-ратнакаре»: «Падая ниц у лотосных стоп Шри Нитьянанды Прабху, Сурьядас затопил землю потоками собственных слез. Обеими руками он крепко обхватил лотосные стопы Господа. Его голос дрожал, он не знал, что сказать. Нитьянанда Прабху сначала улыбнулся, а потом разразился экстатическим смехом. Пролив всю Свою милость на Сурьядаса, Он заключил его в объятиях и тот погрузился в океан блаженства. Кто сможет измерить его экстаз? Наблюдая за братом, Гауридас тоже пришел в экстаз; утратив самообладание, он пришел в необычайный восторг».
Шри Сурьядас вручил своих дочерей – Шри Васудху и Шри Джахнаву – в руки Господа Нитьянанды. В «Бхакти-ратнакаре» сказано: «Как, по мнению писаний, так и, по мнению общества, Сурьядас обрел величайшую удачу, отдав своих дочерей Верховной Личности Бога, Господу Нитьянанде Прабху».
После прекрасного свадебного торжества, Шри Нитьянанда Прабху ещё на некоторое время остался в Шалиграма Пуре. Далее Он со Своими женами отправился в Навадвипу навестить Шримати Шачидеви. Господь предложил поклоны её лотосным стопам. Шачимата с восхищением смотрела на Васудху и Джахнаву. Жены всех вайшнавов Навадвипы также отнеслись к ним с величайшей любовью.
По указанию Шачидеви, Господь Нитьянанда отправился в Шантипур к Адвайте Ачарье. Увидев Васудху и Шри Джахнаву, Сита Тхакурани, жена Адвайта Ачарья, пришла в необычайный восторг. Она обняла их с той же любовью, что и Шачидеви. Шри Нитьянанда гостил в доме Адвайты Ачарьи, пока Уддхарана Датта Тхакур не позвал Его в Саптаграм. Там Он пробыл всего несколько дней, и, после участия в большом фестивале санкиртаны, отправился в Борогаччи-Грам. Совершая непрерывный киртан, Нитьянанда Прабху переходил с этой целью из одного места в другое.
Через год Шри Васудха деви родила дочь, которую назвали Гангой, и сына - Вирачандру (Вирабхадру). Кави Карнапур говорит, что Вирачандра был воплощением Кширодакашаи Вишну, Господа Санкаршаны, а Гангадеви – самой Ганги. Со временем Вирабхадра стал выдающимся вайшнавом и пользовался большим авторитетом в обществе преданных, он пошёл по стопам Своего отца, продолжая распространять Гаудия-вайшнавизм.
После рождения божественных детей, Шри Васудха оставила этот мир, и Шри Джахнава дала обет воспитать их как своих собственных.
Известно также, что Джахнава взяла на воспитание мальчика по имени Рамачандра. Его отец Чайтанья дас был исключительно предан Джахнава Тхакурани. У них с женой долгое время не было детей, они совершали аскезу и молились Джахнава Мате. Их молитвы были услышаны: жена Шри Чайтаньи даса родила двух сыновей – Рамачандру и Шачинандану. В благодарность Чайтанья дас отдал своего первенца Джахнави, чтобы со временем мальчик позаботился о ней. Свою юность Джахнава Деви посвятила воспитанию этих детей.
Джахнава Деви дала посвящение своему сыну Вирабхадре и многим вайшнавам и вайшнави. Прибежище у её лотосных стоп приняли даже такие великие личности, как Нароттам дас Тхакур, Шриниваса ачарья и Шьямананда Прабху.
Её любили вайшнавы Гаудия-сампрадаи по всей Индии. Рупа Госвами сам объяснял ей книги, написанные вриндаванскими Госвами. Она объединила вайшнавов Бенгалии и Вриндавана, путешествуя по Враджа-мандале и Гаура-мандале. .
После того, как Шри Нитьянанда Прабху, Адвайта Ачарья, Шривас Пандит и множество вечных спутников Господа Чайтаньи вернулись в Обитель Господа, Шри Джахнава Мата была исполнена намерений и дальше продолжать погружать мир в океан нектара санкиртаны.
После ухода Шри Чайтаньи Махапрабху в день Его явления в Пхалгун Пурниму в Кхетури Граме (Бенгалия) устроили грандиозный фестиваль санкиртаны - празднование первой Гаура-пурнимы - Махотсава, или великий праздник.
Тысячи последователей Господа Гауранги, такие, как Нароттама дас Тхакур, Шьямананда Прабху, Шринивасачарья, Вриндаван дас Тхакур, Мурари Чайтанья, Парамешвара Тхакур и Миникетана Рама, удостоили своим присутствием первый Кхетури-Санкиртан-Махотсава. Джахнава Тхакурани принимала активное участие в праздновании.
Они отпраздновали день явления Гауранги, устроив нескончаемый киртан, безудержные самозабвенные танцы и угощение вкуснейшим прасадом. Во время праздника были установлены шесть пар Божеств. Шри Джахнава Мата приготовила потрясающий пир и сама раздавала его всем вайшнавам. Во время према-нама-киртана Нароттамы даса Тхакура, Шри Чайтанья Махапрабху, Шри Нитьянанда Прабху и все Их спутники неожиданно предстали взору всех присутствующих, к огромной их радости.
Всю свою жизнь Джахнава Деви обладала духовным видением и получала наставления от Нитьянанды Прабху – даже после того, как Он покинул этот мир.
Шри Джахнави Деви совершала паломничества по святым местам Гаура-мандалы и Враджа-мандалы, продолжала миссию Господа Нитьянанды, погружая мир в океан нектара санкиртаны, и по милости своей она освободила множество грешников.
История паломничества Шри Джахнави Деви всегда была интересна вайшнавам. Когда она посещала различные места игр Господа, разнообразные божественные настроения и эмоции, сопряженные с этими играми, пробуждались в ней.
После ухода Господа Нитьянанды, в 1582 году Джахнава Мата пришла во Вриндаван, чтобы обойти Враджа мандалу и посетить Радха-кунду. В те четыре блаженных дня, что Джахнава Мата провела у Радха-кунды, она проявляла признаки экстатической Кришна-премы.
Почему Джахнава Деви сидя именно на месте у Радха-кунды, проявляла эти эмоции?
Потому что в апраката (непроявленной) лиле отсюда начинается хрустальный мост, ведущий в кунджу Ананга Манджари, похожую на остров, плавающий по Радха-кунде. Эта кунжа появилась как огромный цветок лотоса парящий посреди Радха-кунды. Джахнава Мата, конечно же, никто иная как Ананга Манджари, младшая сестра Шримати Радхарани.
Медитируя на свое служение и форму Ананги Манджари (в Кришна-лиле), Джахнава Деви получила даршан Господа Гопинатхи, играющего на Своей чарующей флейте, здесь, под деревом тамала.
«Однажды, сидя здесь, Джахнава Деви услышала звуки флейты, а затем увидела под этими деревьями Кришну, Радху и всех сакхи» («Бхакти-ратнакара»).
Посетив Вриндаван, Джахнава Деви совершала омовение в Ямуне, и её схватила за край одежды маленькая чёрная рука. Однако когда она вгляделась в воду, ничего там не заметила. Тогда Джахнава Деви услышала голос. И это был Гопинатха. Он сказал ей: " Я хочу быть с тобой. Когда ты будешь принимать омовение в Ганге, я приду к тебе". Джахнави Деви провела ещё несколько дней в великом счастье во Вриндаване, а, затем, вернулась в Бенгали. Однажды, когда она совершала омовение в Ганге, что-то до неё дотронулось в воде. Она подняла этот предмет из воды и увидела, что это было божество Гопинатхаджи. Слёзы любви ручьём потекли из её глаз. Джахнава Деви до конца своей жизни поклонялась этому божеству.
По известной легенде, которой уже двести лет, когда Джахнава Деви пришла во Вриндаван и принимала даршан Гопинатха, Он похитил её и поставил слева от Себя. И Радха, чтобы выполнить желание Кришны, передвинулась и встала справа от Него.
Но Гаудия ачаръи, шастры и историки объясняют это так. Посетив Вриндаван, Джахнава Деви увидела, что Божество Радхарани стоит рядом со значительно меньшим по размерам Гопинатхой. . Когда она получала даршан божеств Радха-Гопинатхи, она подумала, что виграха Радхики слишком мала, и если бы Радхика была немного выше, Божественная чета выглядела бы еще прекраснее. Джахнава Тхакурани вернулась в свой дом после вечернего арати. В ту ночь во сне Шри Гопинатхаджи попросил Джахнаву установить более высокую виграху Радхики. Она получила такие же наставления и от Шримати Радхики.
Вернувшись в Бенгалию, Джахнава велела стхапати, мастеру, изготовляющему Божества, изваять новое Божество Шримати Радхарани. Когда работа была выполнена, оказалось, что лицо Божества Радхи в точности похоже на лицо Джахнава Деви. Это произошло по той причине, что стхапати, преданный последователь Ма Джахнавы, всё время думал о ней, когда работал, и его мысли приняли форму Божества.
Когда это Божество Радхарани прибыло в храм Гопинатха во Вриндаване, пуджари сначала не решались установить её рядом с Божеством Шри Гопинатхаджи. Тогда Гопинатха Сам велел пуджари: “Не сомневайтесь, это Моя дорогая Ананга-манджари. Поместите её слева от Меня, а Радхику справа”.
Шри Джива Госвами провел абхишеку и установил Её рядом с Гопинатхой. С тех пор храмовые брахманы поклоняются этому Божеству как Радхарани, со всеми надлежащими мантрами.
Теперь Джахнава Деви стоит с левой стороны от Шри Гопинатхаджи, а Радхика – с правой.
В «Вамши-шикше» говорится, что Джахнави Мата покинула этот мир, проявив собственную виграху и
войдя в Божество Гопинатхи во Вриндаване.
Великий святой Шрила Бхактивинода Тхакур своей «Кальяна-калпа-тару» возносил следующую молитву, обращенную к Джахнава Мате: «О Джахнава Деви! Благодаря могуществу твоих божественных качеств, яви милость этому твоему слуге. Рассей иллюзию, мучащую меня. И избавь меня от страданий материального существования. Позволь мне принять прибежище твоих лотосных стоп. Ты – Нитьянанда-шакти, божественная энергия Самого Господа Нитьянанды. Ты – гуру кришна-бхакти. Будь милостива ко мне и даруй мне сень твоих лотосных стоп, подобных древам желаний. Ты освободила бесчисленное множество отъявленных грешников. Пожалуйста, освободи и меня. Сегодня я, падший грешник, молю тебя о милости, склонившись в поклоне к твоим лотосным стопам».
Джахнава Мата бесконечно дорога Господу Нитьянанде. Одно трансцендентное тело стало двумя (Господом Нитьянандой и Джахнавой Деви), чтобы пролить милость на падшие души. Она, Ананга Манджари в Кришна-лиле, стала Джахнава Деви.
Она прекрасна, лицо её сияет, как полная луна, а прекрасные, словно лотосы, глаза чарующе искрятся. Джахнава Мата, мать всей вселенной, всегда погружена в экстатическое блаженство. Из сострадания к обусловленным душам она явилась в этот мир вместе со Шри Нитьянандой Прабху.
Тхакурани Шри Джахнава Деви ки джай!
Джахнави Тхакурани. Джахнави. Великая вайшнави. Джахнава. Джахнава Мата. Шримати Джахнава Деви. супруги Господа Нитьянанды.Сурьядас Саракхела. Шриати Радхарани. виграха. Божество. Господа Нитьянанды.Джахнави Тхакурани. Джахнави. Великая вайшнави. Джахнава. Джахнава Мата. Шримати Джахнава Деви. супруги Господа Нитьянанды.Сурьядас Саракхела. Шриати Радхарани. виграха. Божество. Господа Нитьянанды.Джахнави Тхакурани. Джахнави. Великая вайшнави. Джахнава. Джахнава Мата. Шримати Джахнава Деви. супруги Господа Нитьянанды.Сурьядас Саракхела. Шриати Радхарани. виграха. Божество. Господа Нитьянанды.