Шри Говинда Гхош
Говинда Гхош и его братья – Васудева Гхош и Мадхава Гхош были близкими спутниками Господа Чайтаньи и Господа Нитьянанды. Говинда Гхош был также известен как Гхоша Тхакур. Он славился своими красивыми киртанами на ежегодном фестивале Ратха-ятры в Джаганнатха Пури. Господь Чайтанья немедленно начинал танцевать, как только он запевал.
Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур утверждает, что эти трое братьев служат Господу в мадхурья-расе, избрав Шримати Радхарани своей ашрайа-виграхой. Подтверждение этому мы находим в Гаура-ганоддеша-дипике (188):
калавати расолласа гунатунга врадже стхитах
шри-вишакха-кртам гитам гайанти смадйа та матах
говинда-мадхавананда-васудева йатха крамах
Говинда, Мадхава и Васудева были тремя гопи во Врадже по имени Калавати, Расолласа и Гунатунга, которые пели песни, написанные Вишакхой.
Урок зависимости от милости
Шрила Прабхупада пишет (ЧЧ, Мадхйа 24.280):
«Вайшнаву ни к чему запасаться едой на завтра. Он должен довольствоваться тем количеством зерна, которого хватит на сегодня. На следующий день вайшнав снова должен полагаться на милость Господа. Таково наставление Шри Чайтаньи Махапрабху. Однажды Его личный слуга, Говинда, сделал небольшой запас плодов харитаки, но Шри Чайтанья Махапрабху отругал его: «Зачем ты откладываешь про запас?» Шрила Рупа Госвами и многие другие каждый день шли от двери к двери, собирая милостыню; им не приходило в голову превращать ашрамы в амбары с запасами пропитания. Не следует доверять материальным расчетам и думать: «Надо бы запастись продуктами на неделю. Зачем беспокоить Господа, заставляя Его приносить нам пищу каждый день?» Нужно быть уверенным в том, что Господь всегда обеспечит нас. Нет необходимости запасаться продуктами на следующий день».
Однажды после обеда Господь Чайтанья посмотрел на фрукт харитаки, и Говинда, заметив это, кинулся в деревню, чтобы собрать эти фрукты и предложить Господу. Получив харитаки так быстро, Господь Чайтанья сказал ему: «Говинда, поскольку ты не смог оставить привычку прятать вещи про запас – лучше тебе остаться здесь и служить Божеству». Следуя этому указу, Говинда остался жить в Аградвипе, что недалеко от Катвы. Однако, несмотря на утешительные слова, он чувствовал себя оставленным Господом Чайтаньей. Несколько дней спустя, когда Говинда глубоко нырнул в Гангу, что-то прикоснулось к его спине. Это был тяжелый обломок дерева. Этой же ночью он получил божественное указание во сне – сохранить находку и передать её Господу Чайтанье, когда тот приедет. Он осознал, что это была Кришна-шила. На следующее утро Господь Чайтанья вернулся в дом Говинды и сказал: «О, посмотри сюда. Тебе больше не о чем беспокоиться. Завтра сюда придет один скульптор, чтобы сделать божество из этой шилы, а ты его установишь».
Позже, по указанию Господа, Говинда женился и продолжил служить божеству вместе с женой. Спустя какое-то время Говинда был благословлён сыном. Однако вскоре и его жена, и сын умерли. Говинда был настолько опечален, что даже перестал служить Гопинатхе. Тогда Гопинатха явился ему во сне и спросил: «Говинда, по-твоему, это правильно, что когда человек теряет одного сына, то другой его сын должен голодать до смерти?» На это Говинда ответил: «У меня была надежда, что мой сын выживет и будет проводить все необходимые ритуалы, вспоминая о моей покойной душе. Скажи мне, что я обрету, служа тебе». Кришна объявил: «Я обещаю, что буду праздновать годовщину твоего ухода подобающим образом всегда. А теперь, можно я чего-нибудь поем?» Говинда был восхищен этим и тут же возобновил своё служение Гопинатхе.
Пришло время, и Говинда Гхош оставил тело. Тогда сам Гопинатхаджи, держа траву куша в руках, начал проводить церемонию шраддхи. Так продолжается и по сей день. Ежегодно служители Гопинатха приносят Его к могиле Говинды. В тот день Гопинатх, Верховный наслаждающийся, не надевает шелковую питамбару. Он одет в обычную белую одежду. Он не надевает прекрасных драгоценностей, а только кольца из травы куша. Вот как Кришна, из года в год, демонстрирует всеми миру Свою любовь к преданному.
Панкаджангри Прабху рассказывал, что Гопинатх Сам лично отправился в нужное место и совершил последние обряды для Говинды на глазах у всех присутствующих. В наше время, люди не могут увидеть такие игры, поэтому преданные приносят туда Божество.
Джаяпатака Свами подтвердил:
«Есть одно Божество, Которое на самом деле разговаривает - это Божество Гопинатха в Аградвипе, которое принято считать сыном Говинды Гхоша. Он говорит, что предложит шраддху на годовщину его смерти. Он призвал к Себе всех старейшин деревни и обратился к ним. «В день годовщины смерти этого преданного, Говинды Гхоша, я приду к нему на могилу и выполню церемонию шраддха». Говорящее Божество – это большая редкость. Но в этом случае Оно говорило со многими людьми».
Пример Шри Говинды Гхоша для нас - это пример глубочайшей веры в Святое Имя, сильнейшей любви к Махапрабху и страстного желания проповедовать. Изучая жизнь этого великого вайшнава, мы можем молить его о том, чтобы по его милости эти качества раскрылись в нашем сердце.
Шри Говинда Гхош ки - джай!