Шридха́ра Па́ндит
Шридха́ра Па́ндит также известен как Кхолаве́ча Шридха́ра святой, живший в Бенгалии в конце XV — начале XVI века. Он принадлежит к группе двенадцати святых двадаша-гопал, которые были близкими сподвижниками Чайтаньи Махапрабху.
(* Все 12 двадаша-гопалов: Абхирама (Рамадаса Абхирама), Уддхарана Датта, Камалакара Пиппалай, Кала Кришнадаса, Гауридаса Пандит, Парамешвара Даса, Дхананджая Пандит, Пурушоттама Датта, Пурушоттама Даса, Махеша Пандит, Шридхара, Сундарананда Тхакур)
Согласно Кавикарнапуре, в играх Кришны во Вриндаване Кхолавеча Шридхара был пастушком по имени Кусумасава. В «Гаура-ганоддеша-дипике» (133) говорится: «Пастушок по имени Кусумасава, участвовавший в кришна-лиле, впоследствии, в лиле Чайтаньи Махапрабху в Навадвипе, стал Кхолавечей Шридхарой».
Кхолаве́ча Шридха́ра
Итак, в лиле Господа Чайтаньи он инкарнировал как Шридхара Пандит. Но его прозвище было Кхолавеча – продавец бананов. Жил он на северной окраине Маяпура, в Навадвипе, и был очень бедным брахманом. Описывается, что он был настолько беден, что жил в хижине с ветхой, дырявой крышей. На посуду у него денег не было, поэтому он пил воду из старого, треснувшего железного кувшина.Когда по ночам Кхолавеча Шридхара воспевал мантру Харе Кришна, соседи думали, что он делал это потому, что не мог спать из-за мучившего его голода. У Кхолавечи Шридхары был участок земли с банановой рощей. На жизнь он зарабатывал, собирая листья, кору и сердцевину банановых пальм и ежедневно продавая всё это на рынке. Отсюда и прозвище продавца коры. Несмотря на свою бедность, половину дохода он тратил на поклонение Ганге, а половину оставлял на собственные нужды.
Дружеские перепалки
Шридхара Пандит был великим преданным Чайтаньи Махапрабху, который был очень привязан к нему. Гауранга Махапрабху любил заканчивать киртан возле его дома, так чтобы преданные могли отдохнуть. Махапрабху часто торговался с ним из-за цены на и так дешевые бананы, а, также шутя, пытался разгневать Шридхара, но ему это никогда не удавалось. Между ними постоянно происходили дружеские перепалки. «Если тебе не нравятся мои цены, – говорил Шридхара, - пожалуйста, покупай бананы у кого-нибудь другого». Затем, шутя, забрав с собой бананы, Махапрабху уходил, не заплатив вообще ни копейки. Шридхар пытался схватить его и бранился: «Я лишь бедный брахман. Весь небольшой доход я использую для поклонения Ганга-деви». Но в конце концов он соглашался отдать несколько бананов бесплатно. Шридхар Пандит осознавал величие Махапрабху.
Котелок Кхолавечи Шридхара
Когда Чайтанья начал движение гражданского неповиновения против мусульманского правителя Навадвипы, Шридхара вместе с тысячами других вайшнавов принял участие в уличном киртане, где танцевал от радости. Танцуя в безумном экстазе, Господь Чайтанья пришел к дому Шридхары. Это была полуразвалившаяся хижина, в которой не было даже мебели. У ее дверей стоял старый металлический горшок, из которого Кхолавеча пил воду. Этот горшок уже столько раз побывал в починке, что даже воры не хотели его брать.
Танцуя перед домом, Господь заметил этот горшок, наполненный водой. Желая показать всем, как Он любит Своих преданных и заботится о них, Верховный Господь поднял этот горшок и с великим удовольствием начал пить из него воду. Все преданные запротестовали: "Что Ты делаешь? Этот кувшин постоянно лежит во дворе и очень грязен. Мы принесём Тебе чистый!”
Когда Шридхара увидел, что делает Махапрабху, он выбежал из дома и воскликнул:
- О Господи, мне пришел конец! Ты пришел в мой дом, чтобы уничтожить меня!
Сказав это, святой Шридхара упал на землю из-за сильных духовных переживаний.
А Господь, испытывая огромное удовольствие, сказал:
- Я полностью очистился. Наконец-то, сегодня Я обрел преданность лотосным стопам Кришны, просто испив воды из горшка Шридхары.
И Господь заплакал.
Самое большое богатство
Как-то раз Чайтанья, находясь в гостях у Шридхара, спросил его, почему он так беден. Ведь он поклонялся мужу Богини удачи, Лакшми, и тем не менее, не имел достаточно средств на еду и одежду, и его дом был совсем ветхим. В то же время те, кто поклонялся кровожадной Кали, казалось, всегда жили в материальном достатке. Шридхара ответил, что птица, свившая свое гнездо на дереве и летающая с места на место в поисках пищи, проводит свой день так же, как и царь в своем дворце, наслаждающийся разными утехами. На что Господь ответил Шридхаре: "Внешне, хотя ты и беден, на самом деле ты внутренне очень богатый человек. Я очень скоро открою всему этому глупому миру, что этот Преданный может обладать величайшим богатством, на самом деле они являются владельцами всего."
Бхактиведанта Свами Прабхупада в своих комментариях к «Бхагавата-пуране» говорит о Кхолавече Шридхаре:
«Вот типичный пример того, как бедный человек, не имеющий никакой материальной собственности, может стать возвышеннейшим преданным Господа. Итак, материальные богатства не помогут нам обрести прибежище у лотосных стоп Господа Кришны или Шри Чайтаньи Госвами: обрести это прибежище можно только посредством чистого преданного служения».
После того, как Шри Чайтанья Махапрабху принял санньясу и отправился в Пури, Шридхар Пандит ходил каждый год из Навадвипы в Пури, чтобы встретиться с ним во время Ратха-ятры.
Пушпа-самадхи Шридхары Пандита или Кхолавечи Шридхары находится в области 64 самадхи во Вриндаване.
Слава Шридха́ре Па́ндиту!
Мы глубоком почтении склоняемся перед всеми вайшнавами, слугами Господа. Подобные деревьям желаний, они способны исполнить желания каждого и полны сострадания к обусловленным падшим душам.
ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? - ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ