Моя джапа (откровения преданного)
Я проснулся раньше будильника от того, что в груди защемило скользкими воспоминаниями и к горлу поднялась грязная волна. Ох! Опять! Это грязь моего сердца, отравляя воздух зловонными фекалиями, будит меня каждое утро.
Пора вставать. Нама ОМ Вишну-падая Кришна-прештхая бху-тале... Я приношу поклоны своему духовному учителю. Бедный свамиджи! Святой человек! Каждое утро тысячи его небритых, плохо пахнущих учеников бормочут в полудрёме его имя!
Боже, как смердит! Срочно в ванную! Ом Ганге ча Ямуне чаива... Холодная вода льётся на голову и мокрая гамча противно обволакивает тело. Легче. Теперь - тилака, я же преданный Господа Кришны. Ом кешавая намаха.
По правде сказать, я не очень хороший преданный: не каждый день хожу в храм на Мангала-арати. Буду петь дома, - лучше, чем ничего. Тихо, чтобы не разбудить домочадцев и соседей. Самсара даванала лидха лока. Мы все горим в лесном пожаре наших жизненных чаяний, а духовный учитель, как доброе облако, щедро проливает милость на всех вокруг, даже на такие бесплодные камни, как я.
Помню, как-то раз я выпросил личный даршан у своего духовного учителя. Рассказывал ему что-то о своих проблемах до тех пор, пока не поймал на себе его сострадательный взгляд. Я запнулся на полуслове. Стало стыдно. Ведь он же саньяси, зачем ему мои отношения с женой. Он посмотрел мне прямо в глаза, улыбнулся и мягко спросил: «А что у тебя с садханой?». Да, ничего у меня с садханой. Ежедневно отбарабаниваю свои 16 кругов, 15 минут читаю «Шримад Бхагаватам», лекцию слушаю по дороге на работу и имею небольшое служение в храме по воскресеньям. Всё! Остальное время я служу своей семье, а жена недовольна! Я очень несчастен, Гуру Махарадж!
«Ты должен принять ответственность за свою духовную жизнь и стать счастливым», - отвечает он, - «Потом ты сможешь взять ответственность за своих близких и сделать их счастливыми, а потом и за других людей. Только счастливый человек может сделать счастливыми других.»
Стать счастливым? Как? Смотря Махараджу в глаза, я не решался задать ему этот дурацкий вопрос. Тогда Гуру продолжил: «Шрила Прабхупада был очень счастливым человеком, в его книгах любой может найти это счастье, нужно просто захотеть. А если ты будешь относиться к джапе, как к самому важному делу твоей жизни, другие важные дела перестанут важничать, а значит, беспокоить тебя».
С тех пор каждое утро я начал стаскивать себя с кровати в брахма мухурту. «Вставай,- говорил я себе, - вставай, грязная скотина, наступил самый главный час твоей никчемной жизни. Сделай хоть что-нибудь хорошее для себя и для общества.» Постепенно все проблемы действительно сошли на нет. Остались только тяжелые воспоминания о том, что я творил до того, как начал следовать наставлениям Гуру Махараджа.
Я в глубоком почтении склоняюсь перед своим дорогим духовным учителем! Ложусь в дандават. От этого жижа моего сердца выплёскивается на пространство возле алтаря и образует своеобразный рисунок. Он пестрит разными цветами. Чёрный – цвет невежества, красный – неудержимая, всепожирающая страсть. А чёрный с красным, смешавшись, даёт коричневый - цвет раннего фашизма. И это всё я. Страшно.
Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе – я читаю джапу. Есть хочется. Вчера были экадаши. Харе Рама Харе Рама. Свеженького хлебца бы сейчас. Рама Рама Харе Харе. Харе Кришна Харе Кришна. Нужно бы пригласить этого наглого Скудорева к себе сегодня в кабинет. Сколько можно опаздывать на работу?! Харе Рама Харе Рама. И пусть напишет объяснительную, почему он пришёл в понедельник на работу в нетрезвом виде. Рама Рама Харе Харе. Только нужно сделать это не как товарищ Берия, а как преданный. Да. Я преданный, и я занимаюсь самым важным делом в своей ничтожной жизни.
Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе. Боже, гадко-то как! Отблеск свечи, горящей на алтаре, падает на мой рисунок. И ведь каждый день практически одно и то же. Каждое утро из меня выливается это омерзительное месиво. Моя дурь, - как она мне всегда мешала жить... Рама Рама Харе Харе. А гордыня! Сколько достойных людей я убил морально своим пренебрежением и невнимательностью. Мой бедный отец! Я называл его мясоедом! А маму, любительницу женских романов, заставлял читать «Источник вечного наслаждения». Она плакала и говорила: «Лучше б ты пил!». До сих пор стыдно. Я плохой сын и никудышный преданный. Я порочный обыватель, одержимый мирскими желаниями, и нет у меня никаких добродетелей.
- "О Гопинатха, Ты — сама жизнь гопи. Прошу Тебя, выслушай мою просьбу, - слышу я чей-то писклявый голос, - Я порочный обыватель, одержимый мирскими желаниями, и нет у меня никаких добродетелей!" Харе Кришна Харе Кришна.
Что это? Послышалось мне, что ли? Наверное, я схожу с ума. Харе Рама Харе Рама Рама Рама. О Господи! Ты всемогущ, Ты можешь освободить всех грешников. Но есть ли на свете кто-нибудь более грешный, чем я?
- "О Гопинатха, - опять говорит этот голос, - нет более злостного грешника, чем я. Уже все демоны достигли Твоих лотосных стоп, а Бхактивинода по-прежнему влачит материальное существование".
Это же из песен Бхактивинода Тхакуры. Кто это читает?
- Ты кто? - спрашиваю я в темноту.
- Это неважно. Важно то, что многие достойные люди считали себя падшими. Ты - не исключение. Харе Кришна Харе Кришна. Чем более чист человек, тем более падшим он себя считает. На самом деле, ты очень крут.
- Да, покажись же, наконец, - я вглядываюсь в темноту.
Вижу в углу возле Туласи сидит маленький карлик, одетый в вайшнавскую одежду. Тилака, чётки, сидит в лотосе, спина ровная и глазки подкатил, как Святой Себастьян. Делает вид, что читает джапу. Карлик! Я вспомнил! Пэр Лагерквист «Карлик». Я прочёл эту книгу на первом курсе института. Это было редкое по тем временам издание. В одном королевстве жил маленький карлик, придворный шут. Над ним все потешались, а он тихо всех ненавидел. Кончилось тем, что он своей хитростью и интригами разрушил всё королевство, убил короля и королеву. Мой друг, давший почитать мне эту книгу, сказал, что на самом деле она написана про наш ум. Злобный Карло живет в каждом из нас: это наш ум.
- Ум! Это ты, что ли, корчишь из себя сегодня преданного? – Ум обиженно отводит глаза.
- Фарс это всё. Знаю я тебя. Сегодня ты преданный, а завтра превратишься в огромного монстра, будешь щёлкать передо мной своими зубами. Так я и глазом не моргну, как в полусмолотом состоянии буду валяться в твоих ногах, прося прощения. Но до того... до того я, как одержимый, пытаясь найти внешние причины моих проблем, истреблю всех вокруг.
Карло выпучивает глазки, кривляясь, отрицательно качает головой.
- Нет, нет. Это не про меня! Я не такой! Я преданный! Ты уже воспитал меня. Я хороший. Видишь, я повторяю джапу. Я твой друг. - Он трясёт у меня перед носом маленьким мешочком.
- Ой, да знаю я тебя. Но, раз ты сегодня преданный, хочешь сладенького прасада?
- Нет. - Но глаза его заволокло поволокой. - Значит, да. Сейчас я сделаю кое-что вкусненькое для тебя. Сладкий шарик.
Итак, я беру: Харе – лесные орехи Вриндавана, Кришна – топлёное молоко Яшоды, Харе – улыбка Банкибихари, Кришна – сладость масла, украденного Дамодаром, Кришна – звук флейты, Кришна – масляные следы стоп Кришны, Харе – молоко Харини, Харе – слёзы Радхарани. Харе – бурфи гопи Вриндавана, Рама – вода Ямуны; Харе – запах свежескошенной травы, Рама – милость Гопинатха; Рама – сила Мадхусудана; Рама – величие Ишвары; Харе – защита Хришикеши; Харе - счастье Говинды. Аккуратно смешав всё вместе, делаю шарик и кладу его на алтарь.
«Мой дорогой духовный учитель, пожалуйста, предложите Господу моё кулинарное творение. Я не очень хороший повар, но я приготовил это с любовью и преданностью. Пожалуйста, примите это.»
В комнату входит жена с чётками и присоединяется. Как называлось это небольшое произведение, которое я читал, когда мама умирала? Вайрагья-шатакам? Кажется, так. Я даже не уверен, наша ли это сампрадайя. Но очень красиво. «Впрок не пошло нам то, что съедали мы жадно, желая мирской радости, — под конец нас поглотили водовороты похотливых желаний». Это уж точно. И дальше было то, что попало мне прямо в марму. «Несмотря на то, что моя подруга, которая была мне дороже жизни, стремительно вознеслась на небеса, перегнав саму старость…..» Я подумал о матери. Несмотря на то, что она терпела от меня все эти годы, я всегда чувствовал её благословения. Но оценил я это только в тот момент, когда она уже была готова уйти. На самом деле, удачливы и сильны те мужчины, которые всю жизнь живут, согреваемые беспричинной любовью благочестивых женщин – матерей, сестёр и жён. С тех пор как мамы не стало, меня всегда, почему-то, охватывает дрожь от мысли, что моя подруга тоже может вот так вот «вознестись, перегнав старость», раньше меня. Нет, моя дорогая жена, не делай этого, не уходи раньше меня. Что я без твоих благословений?
По комнате разлетелся сладкий запах. Похоже, Кришна взглянул на наше подношение. Спасибо, Гуру Махарадж. Эй, «преданный» Ум прабху, держи махапрасад. Ум расплылся в улыбке и, перестав изображать святого аскета, вонзил в сладкую мякоть свои маленькие зубки. Вот и хорошо. Ешь и молчи. А я читаю джапу.
В голове, где-то внутри, зародилась сладкая волна и приятное электричество пробежало по позвоночнику. Тело выпрямилось, чувства обострились и тембр голоса стал другим. Вместе с женой мы создали приятную вибрацию в пространстве. О, Господь Харе, - тот, кто забирает все страдания и невзгоды, пожалуйста забери мою дурь и невежество, желание быть важным и неповторимым. Пусть всё, что мешает мне служить Тебе, уйдёт из моей жизни. О, дорогой Кришна - всепривлекающий смуглоликий повелитель гопи, позволь мне привлечься тобой. О великий Рама – радость жителей Айодхьи, позволь мне доставить самую большую радость моему духовному учителю. О, Хари, дарующий освобождение, позволь мне всегда видеть Тебя, а значит, больше никогда не видеть череду рождения и смертей.
Я опускаю последнюю бусину счётчика. Вот он. Небольшой момент, немного похожий на правду! Боже, как хорошо жить без боли! Как хорошо жить простой жизнью, ничего не желая и ничего не прося для себя. Спасибо тебе, Кришна! Спасибо за сегодняшнее утро.
Первый луч восходящего солнца, скользя по полу, падает на пространство перед алтарём. Нет там никакого рисунка. Сегодня можно жить. Но я знаю, что завтра появится что-то новое.
Господи, неужели настанет такое время, когда я буду бодро вставать утром и при поклоне никакая зловонная жижа моего сердца не осквернит пространство перед алтарём?!
Сатьявати деви даси,
г. Мариуполь
джапа, брахма мухурта, мантра, четки, духовный учитель, Кришнаджапа, брахма мухурта, мантра, четки, духовный учитель, Кришнаджапа, брахма мухурта, мантра, четки, духовный учитель, Кришна, джапа, брахма мухурта, мантра, четки, духовный учитель, Кришна