Совершая паломничество. Часть 2.
Маяпур - город Господа Чайтаньи
Перелет
Подъем в 3 утра. Иссконовский автобус нас отвозит в аэропорт. Шри Никита Прабху с нами, провожает до последнего. Когда же вы уже уедете!? Сияющий блеском и богатством аэропорт (какая разница с железнодорожным вокзалом, где мы сидели просто на земле). Прошли все преграды. У Павлика конфисковали теннисный мяч и ножницы. Забыл про правила перелетов, что ли. На нас очень строго смотрели. Аэропорты являются тщательно охраняемым местом. Внутрь пускают только пассажиров с билетами. Остальные остаются на улице.
Аэропорт поразил нас чистотой и богатством. Реально как в Эмиратах. Мы с таким удовольствием погуляли по нему. Единственный островок цивилизации за эти дни. Впрочем не за этим приехали.
Наконец прошли все этапы проверок, и сели в самолет. Сели! Ура! Через 2 часа должны быть в Калькутте, где должна ждать машина, которая отвезет нас в Маяпур. Говорю так, не утверждая, потому что всякое может быть. Можно пока расслабиться и поразмышлять, что это с нами такое произошло. Скажу так, то настроение, с которым мы прилетели в Индию в первый день, можно охарактеризовать примерно так: «Ну-ну. Индия. Прикольно! И что тут у вас? Говорят грязь, коровы. Хм. Ну, мы люди духовные, нас это не касается, и вааще, мы едем в святые места. Практически по красной ковровой дорожке….»
Через 4 дня, когда после сидения на земле на вокзале в окружении кричащих индусов, ночевки на полу на циновках, принятия пищи руками, появления и разрушения надежд уехать по нескольку раз на день, потери половины взятых с собой денег, настрой был уже другой. И, несомненно, большую роль сыграло место нашего основного времяпрепровождения в Дели - это Храм. Я думаю, мы должно были очиститься от того потребительского настроя к нашей поездке. Молитвы. Прасад. Общение с преданными. Всё это должно было нас подготовить к посещению действительно святых мест. Нас просто взял Господь и встряхнул. И, Харе Кришна, у него получилось привести наше сознание в состояние смирения. По крайней мере, внешне все вели себя достаточно разумно и спокойно.
Эти мои мысли прервал плач ребенка. Ага. Маленький мальчик месяцев четырех плакал у мамы на руках. Следующий случай очень нас позабавил. Видимо родители решили отдохнуть от плача сынульки, и начали его передавать поверх голов по салону самолета. Первой попалась наша Надежда. Ей сунули ребенка в руки, и она, с перепуганным лицом, 10 минут усиленно его трясла. Не-а. Ревет. Тогда взялись индусы. В общем, всем салоном его удалось успокоить. Индусы очень добрые люди. Все так живо откликались на рёв малыша. Никто не отказывался быть очередной нянькой.
Еще мы столкнулись с платными обедами. После того, как мы нагребли у стюардесс еды, нам был предъявлен счет на немалую сумму. С вытянутыми лицами - заплатили. М-да. Только смеяться оставалось. Лохи
Дорога в Маяпур
Итак, Калькутта. Аэропорт. Жара. Огромное количество людей. Забрали багаж, пошли искать, кто нас встречает. Искали индуса с табличкой. Их много, но все не наши. Отошли в сторонку, ждём, полные смирения. Уже ничему не удивляемся и весело обсуждаем, как будем ночевать в аэропорту. Но тут подошёл к нам улыбающийся индус и сказал, что он за нами. Харе Кришна! Джип. Вещи наверх, обмотали верёвкой. Сели, поехали.
Едем, смотрим в окно. Удивительно. Всё так интересно, непривычно. Машин много, все гудят. Тракторы, нагруженные неведомо каким грузом под самую макушку. И как они с места сдвигаются?
Грузовики. Легковушки. Люди. Деревни не разделяются между собой ничем, а просто плавно перетекают одна в другую. Через полчаса поломались. Опять же, не удивляемся. Ждем 20 минут, и едем дальше. Ага, оказывается, не отремонтировались, а просто переехали к автомастерской. Опять ждём. Мягко подшучиваем, смеёмся. Жарко. Было примерно 35 градусов. Для Индии самое прекрасное время года. Буквально через пару месяцев наступит невыносимая жара.
Здесь нам захотелось в туалет. И так как мы не ассимилировались пока полностью, идти под кустик нам неудобно. Рядом с автомастерской мы увидели жилой дом, и решили попроситься к ним в туалет. Честно говоря, я так и не поняла, какого уровня было это жильё. Вроде два этажа, но очень уж убого внутри. Это был единственный жилой дом, в котором мы побывали за всю поездку, поэтому было очень интересно, как они живут и как у них тут всё устроено.
Хозяйки - молодая девушка и её мама сразу всё поняли и проводили нас в туалетную комнату. Проходить пришлось по одному и по-очереди через кухню и коридор. Ой, и мрачненько у них тут всё. В доме ходят босиком, а в туалет надо было обуть тапочки на входе. Канализации нет, просто дырка. Ладно, мы и этому очень рады. Что надо отметить, так это чистоту во дворе и в доме. Хоть и бедно, но чисто. Когда мы предложили деньги, женщины отказались. Зато потом ещё целый час на нас бесплатно глазели. И соседей позвали. А, пусть. Мы им без конца улыбались. А они нам. Наконец, через час едем дальше.
Слонов по дороге мы не видели. Как я потом поняла, слон в Индии - такая же редкость, как и в Европе. Поскольку лесов в Индии, похоже, не осталось, диким слонам жить негде. За всю поездку мы так и не видели леса. Проехав по Индии разными видами транспорта в общей совокупности несколько суток, мы видели только поля, города и деревни.
Индусы очень улыбчивы. Стоит только с ними встретиться взглядом и улыбнуться, они моментально расцветают в улыбке. Это заметили все. Ну, имеется в виду, все, кто сам способен улыбаться. Ещё они нас постоянно фотографировали. На мобильные, на камеры, на фотоаппараты. В любой момент можно было оглянуться и увидеть направленный на тебя объектив. Через пару дней это перестает напрягать, за исключением, когда тебе в лицо тычут эту камеру. Правда, такие случаи редки. Вообще индусы, как дети. Радуются, смеются. Если злятся, то громко, привлекая к себе большое количество сочувствующих. Мы наблюдали как-то ссору двух индусов. Не знаю, в чем было дело, но один так кричал! Моментально вокруг них собралась толпа. Мы подумали - сейчас будет драка. Но нет, все поорали, поразмахивали руками, и, почему-то, довольные разошлись.
Любой индус может подойти к группе европейцев, встать рядом и наблюдать за ними, внимательно вглядываясь в лица, мимику, движения губ. И при этом он не испытывает ни грамма неловкости, что он тут лишний. Мне вообще показалось, что индусам не свойственны многие наши качества, и отношение ко многим вещам у нас кардинально разное. Например, туалет. В Дели туалеты на улице, конечно, есть. Столица ведь! Вид они имеют следующий - стена с отверстием внизу для слива. Слив идет по бокам улиц, просто выкопанные и забетонированные ложбинки до реки. А дверей или каких-то ограждений нет! Вот. И это только для мужчин. Так они это и делают. Но, как правило - просто спиной повернутся от дороги и вперёд. Что делают женщины, я не видела.
Или могут в носу поковыряться и почесать пятки, а потом вручную выжать тебе сок из апельсина. Так что, конечно, мы все старались максимально соблюдать гигиену. И всем советуем. Индусы всё это делают с детской непосредственностью, а вот болеем мы по-настоящему, по-взрослому. Вообще всё, что является естественными потребностями тела, для них абсолютно естественно.
Маяпур
Ну вот мы и приехали в Маяпур. Коротко о городе.
Маяпур - место рождения Господа Шри Чайтаньи Махапрабху. Он родился в 1486 году и многие из его деяний проходили здесь. Маяпур находится в 130 километрах к северу от Калькутты, и через него протекает Ганга. Маяпур - это часть Навадвипы, города, который был столицей Гауды в XI - XII веках. В благоприятный день явления Господа Шри Чайтаньи (отмечаемый в феврале - марте) сотни тысяч паломников собираются в Маяпуре. В этом году, по милости господа, мы были в их числе.
Разгрузились, заплатили таксисту. Потом оказалось, что такси уже было нашими преданными оплачено до того, как выехало за нами из Маяпура. Мы опять попали на деньги. Кришна всё шутит)))
Гостиница, в которой мы остановились в Маяпуре, называется «Гоури». Трехэтажное здание с небольшими комнатками. Нашей семье достался отдельный номер с одной большой кроватью и двумя ящерицами. Остальные разместились по 6-7 человек в номере. Тесно, но дружно. Немного отошли с дороги и помчались в храм. Во-первых - поблагодарить Кришну, что мы всё-таки добрались, во-вторых - голодные, в третьих - лекция Е.М.Чайтаньи Чандра Чарана. Наших пока никого не видели. Все были где-то в городе.
Храм ИСККОН в Маяпуре
Маяпур - ещё одно очень важное святое место на Земле. Как и Вриндаван, оно считается проекцией Духовного Мира на нашу Землю. Но если Вриндаван - это вечная обитель Господа Кришны, то Маяпур - это вечная обитель Господа Чайтаньи, самого милостивого воплощения Кришны. Поэтому Маяпур - это земля милости. Именно здесь сейчас создается новый духовный город - Шри Маяпур. И скажу я вам - это нечто! Огромная территория с большим количеством зданий и сооружений. У входа слева находится небольшое одноэтажное здание, откуда раздается киртан. Это киртан нон-стоп. Там на протяжении 20 лет нескончаемо, 24 часа в сутки, звучит маха-мантра в исполнении разных преданных. Началось это ещё при Шриле Прабхупаде. Слава ему! По центру находится Самадхи Шрилы Прабхупады. Грандиозное здание невероятной архитектуры и красоты. Этот храм является штаб-квартирой ИСККОН. В настоящее время руководство движения планирует построить крупнейший в Индии храм за последние 200 лет стоимостью 100 миллионов долларов.
Находясь в сердце ведического города, храм будет включать в себя ведический планетарий. В настоящее время на территории, принадлежа-щей ИСККОН, находятся небольшой храм, гостиница, Пушпа Самадхи Шрилы Прабхупады, апартаменты Прабхупады, хижина, в которой оста-навливался Прабхупада в самом начале строительства, гурукула, гошала-ферма и прекрасные сады.
Главными Божествами являются Шри Шри Радха-Мадхава. Размер Божеств превышает средний человеческий рост.
Также на алтаре установлены Божества восьми гопи (по четыре с каждой стороны, слева направо): Шримати Тунгавидья Деви, Шримати Читра Деви, Шримати Чампалакта Деви, Шримати Лалита Деви, Шри Шри Радха-Мадхава, Шримати Вишакха Деви, Шримати Индулекха Деви, Шримати Рангадеви, Шримати Судеви. Также на алтаре находятся небольшие Божества Радха-Кришны. Слева от этого алтаря расположен еще один алтарь с внушительным Божеством Нарасимха.
На левом алтаре установлены Божества Панча-таттвы: Адвайта Ачарья, Господь Нитьянанда, Господь Чайтанья, Гададхара и Шриваса Тхакур. Даже представить себе не могла, что они такие большие! Они просто огромные! Очень красивые и очень величественные.
Да, что тут можно сказать, территория большая, ухоженная. Много людей европейской наружности. Все ходят с мешочками для четок и читают джапу. Цветы, зелень, яркие краски, солнце - всё очень воодушевляет на продолжительное нахождение здесь.
Мы решили пойти в ресторан, где покушали прасад. Не могу сказать, что нам очень понравилось. Меню максимально приближено к европейской кухне. Оливье, картошка, рис, салат, естественно всё вегетарианское, но какое-то не вкусное. Тем не менее, мы изрядно подкрепились.
Побродив по территории храма, мы попробовали зарегистрироваться, но было уже поздно, а значит, талоны на бесплатный прасад в храме мы не получили. Получим завтра. Зато, обменяв валюту здесь же в административном здании, мы продолжили знакомиться с храмом. Помимо администрации здесь ещё находятся гостиницы, рыночки, торговые ряды, несколько кафе, а также большая постройка с натянутой из ткани крышей - это оказался русский пандал, как его тут все называют. Здесь проходили лекции и встречи для русскоязычных преданных. Есть тут и специальные места для паломников-индусов. Это такие длинные коридоры под главным зданием. Паломники просто располагаются здесь на полу, отделяясь друг от друга сетками от комаров. Моются они тут же при храме в туалетах. Все туалеты тут снабжены душевыми. Достаточно просто зарегистрироваться, и тебе обеспечен бесплатный прасад и ночлег. Так как было время фестиваля, паломников было много, и мы наблюдали картину общежития на полу. Длиннющий коридор, наполненный телами. Как-то диковато. Вскоре привыкаешь к такому зрелищу.
Вечером мы попали на лекцию к Е.М.Чайтанья Чандра Чарану. Трудно описать чувства, которые я испытала при виде этого великого человека. Трепет, восторг, глубокое спокойствие и милость. Ощущение, что в душе заиграла мелодия, и ты плывешь, растворяешься в звуке его голоса. Честно говоря, я даже не могу вспомнить, что он говорил, потом запись послушаю, я просто сидела и впитывала ту энергию, которая шла от Учителя.
После лекции мне сказали, что можно подойти к нему и попросить духовное имя сыну. Паше 9 лет. Решила попробовать. Мы всей нашей настрадавшейся компанией залезли на сцену и на коленях приблизились к Чайтанья Чандра Чарану. Он внимательно и милостиво нас выслушал, принял подарки, благословил на посещение Вриндавана, расспросил о нашем городе, куда мы его горячо приглашали. Благословил Андрея и Лилю на проведение нама-хатты в их доме. А потом дал имя Павлу - Пандава, имя великого воина. Ну что ж, вот и второе рождение у Павла - 16.03.2011г. Как знать, может это событие сыграет важную роль в его жизни!
А пока вечер, и мы отправились в гостиницу. Когда выходили из храма, наткнулись на наших матаджи. Ура! Пообнимались и пошли в отель. Улица, по которой мы возвращались в гостиницу, очень длинная, и у меня сложилось впечатление, что это и есть весь Маяпур. Вдоль неё вплотную друг к другу стоят торговые павильоны и лотки с товарами. Продают здесь всё! Одежду, посуду, сувениры, сладости, божества, фрукты. И как это уже заведено, все активно шумят. Вернулись мы на тачке - это такое устройство - велосипед с посадочной деревянной платформой на колесах. Сесть могут до 8 человек. Каждый раз, когда мы ехали, я наблюдала колоссальное усилие, прикладываемое индусами, чтобы крутить педали. Когда в тележке сидят такие упитанные европейцы как мы, мне хотелось согнать Володю или слезть самой. Но я понимала, что для них мы заработок, который позволяет существовать их семьям. Поэтому сидела молча.
Приехав в гостиницу, мы наконец-то встретились с нашей основной группой. Ура, мы вместе! Поболтали. Спать…
Крики!!! Музыка!!! Какой-то гомон множества голосов!!! Что это!? А это 4 утра в Маяпуре. Демонстрации, песни, усиленные рупорами, переговоры с соседями. И всё так шумно! Доброе утро. Спать было тяжело - комары, духота, шум, твердая кровать. Но я почему-то выспалась.
Целый день мы провели в храме. Впечатлила столовая. Огромная длинная комната с набольшими длинными парапетами для принятия прасада.
Приняли омовение в Ганге. Хотя, как потом выяснилось, вода Ганги без каких-либо очистительных процессов течет у нас из крана. Потом также сливается в Гангу. Течение очень быстрое, и не рекомендуется заплывать далеко, только окунуться. Володя держал Пашу за шиворот, пока тот болтался в реке. Воевать с течением практически невозможно. Очень опасная река.
Экскурсии по храму
В этот же день прошли экскурсию по самадхи Шрилы Прабхупады.
На втором этаже по кругу расположены сценки - фигурки людей и Шрилы Прабхупады на разных этапах его жизни. Под стеклом мы видим: как он садится на корабль, который привезет его в неведомую страну Америку; вот он рассказывает разнокалиберной кучке людей о Кришне на улице; вот он беседует с католическим священником. А вот сцена, где его ученики с любовью и преданностью ухаживают за его телом, когда он его оставил. Вообще чувствуется, с какой любовью здесь поддерживается чистота и порядок.
Затем нас ждало посещение гошалы и гурукулы.
Гошала - это ферма. Тут мы увидели много коров, быков и телят. Яркие, красивые здания. Видно, что к коровам тут относятся с большой любовью. Ухоженные, откормленные. До того как прийти к ним в гости, мы купили у торговца огурцы и фрукты. И здесь с удовольствием угощали коровок овощами. Примечательно, что при входе надо было снимать обувь, чтоб не нанести оскорбление.
Ещё тут есть магазин, где мы полакомились прохладным йогуртом и ласси. Как вкусно! Тут же мы понабирали всякой продукции - чай, вода из Ганги, навоз в таблеточках. Зачем мне навоз, я не знаю, но все хором начали мне объяснять, что он оооочень нужен в хозяйстве. Ладно, верю.
Следующая была гурукула. Гурукула - древнеиндийская ведическая школа, одна из разновидностей школы-интерната. Гурукула - это место, где ученики живут вместе на равных, независимо от своего социального положения. Она представляет из себя большую территорию с различными постройками из камня, бамбука и соломы. Очень колоритное место! Много зелени, чисто и аккуратно. Нас сопровождал молодой парень - русский ученик этой школы. Очень приветливый и милый мальчик лет четырнадцати. Он нам рассказал все подробности и особенности проживания и обучения в гурукуле. Показал, где они спят, учатся, готовят кушать. Про эту ведическую школу можно много написать, особенно впечатлили божества - самопроявленные в камне. Да и вообще впечатлило и устройство быта и уровень обучения. Мамы сыновей призадумались.
Вечером - шопинг. Ну как же без него. Удовольствие для женщин! Надо сказать, что в Маяпуре же и цены повыше, и ассортимент поскромнее, и торгуются не очень охотно. К европейцам тут привыкли. И у меня сложилось впечатление, что это они считают, что это мы очень любим торговаться. А мы думаем на них. Ничего подобного! Индусы часто говорили нам - «Ноу дисконт». Ну-ну. Пока мы не выбивали у них процентов 30, мы не покупали. Володя же вообще вошел во вкус, и всё наше путешествие он торговался с большим азартом. У меня даже сложилось впечатление, что ему это очень нравится. И откуда только слова берутся, ведь словарный запас английских слов крайне скуден. Тем не менее, с продавцами договаривался.
На следующий день я присоединилась к нашим преданным и пошла с ними на утреннюю мангала-арати. Мангала-арати - утренняя церемония, сопро-вождающая раннюю аудиенцию у Божества, когда к Нему собираются преданные, желающие прославить своего Господина и пожелать Ему доброго утра. Чтобы не проспать, я завела будильник на 3.30. Но просыпалась несколько раз ночью, боясь проспать. В итоге так себя измучила, что встала в 3 утра, быстро собралась и сидела читала джапу в ожидании пока все соберутся.
Людей в храме - масса! По очереди открывают алтари и поют киртан. Утром можно получить даршан всех божеств. Ох, какая это восхитительная церемония! Приветствие Панча Татвы, даршан Нрисимхадевы, поклоны Шриле Прабхупаде, песня Шри Радхарани, написанная Джорджем Харрисоном. Такая торжественная и проникновенная! Когда поешь её в храме, и голоса множества людей соединяются в один хор, испытываешь неземное чувство единения и общности. Хочется повторять и повторять – «Govindam adi-purusam tam aham bhajami!!»
После прасада, мы посетили лекцию Гуру Махараджа. Е.М.Чайтанья Чандра Чаран рассказывал о празднике Гаура Пурнама, на который мы приехали. Он рассказывал о чудесном явлении Господа Чайтаньи 500 лет назад. И о том сокровище, которое он оставил человечеству - воспевание святых имен Бога для освобождения людей от материального рабства.
В этот день мы купили Паше четки. Очень уж он просил. К ним купили и мешочек, и считалку. И Павел прочитал первые свои 4 круга. Он очень гордился этим своим достижением!
После обеда нас ждет праздник Ратха-ятра.
Ратха-ятра
Ра́тха-я́тра (Ratha-yātrā «праздник колесниц») - один из главных праздников, связанный с одной из форм Кришны — божеством Джаганнатха. Центральным элементом фестиваля является шествие колесниц с деревянными божествами Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры. Фестиваль Ратха-ятры отмечает возвращение Кришны к себе домой во Вриндаван после длительного периода разлуки со своими возлюбленными пасту́шками-гопи.
А вживую выглядит это следующим образом. Из храма несколько индусов выносят божества по очереди. Сопровождает их большое количество других преданных, они танцуют и поют, прославляя имена Господа. Потом божества усаживают на колесницу. Это не так легко. Говорят, божества могут поиграться - утяжелить себя настолько, что их невозможно поднять. И так их выносят по очереди. Затем толпе людей, желающих принять участие, даются канаты. Женщин сгоняют в одну строну, мужчин - в другую. И под пеcни и танцы все тащат за канаты эти три колесницы. Взгляд Господа Джаганнатхи, восседающего на своей колеснице, как полагают, очень благоприятен, и святые, поэты и священные писания неоднократно прославляли святость этого особого фестиваля. Священная сила фестиваля такова, что даже прикосновения к колеснице или к веревкам, с помощью которых ее тянут, считается достаточным, чтобы обрести результаты многих благочестивых деяний или целой вечности подвижничества. Конечно, мы тоже со всей славянской страстью ухватились за канат. Надо сказать, что это было сложно. Индуски, как маленькие пронырливые, цепкие обезьянки. Куда нам до них! Очень сложно было удержать место у каната, но мы сплотились и стойко выдержали. Правда, недолго Да это было истинное испытание! Толпа, на ноги бесконечно наступают, толкают в спину, бока. Какие-то индийские папарацци без конца снимали только нас в разных ракурсах. Индуски же потихоньку просачивались между нами, сначала одну руку, потом всЁ тело протискивалось. Примерно 15 минут мы смогли удержать свои позиции, потом сдались и отошли. Но впечатления – невероятные! Это просто колоссальное действо! Такого у нас нигде не увидишь! Можно только догадываться о грандиозности праздника Ратха-ятра в Пури. Говорят, это самый большой фестиваль в мире. В общем, мы впечатлились.
Немного о впечатлениях
Немного отвлекусь и поделюсь общими впечатлениями об Индии и её жителях.
Нет толстых мужчин-индусов. Все худые и жилистые.
Груз носят на головах, причём он бывает просто чудовищных размеров. На вокзале мы наблюдали картину - грузчик взгромоздил себе на голову 3 больших чемодана, и по одному взял в руки. Там грузчики носят только на головах, никаких тележек. Женщины тоже много носят на голове - тюки, корзины, сумки.
Продавцы на рынках, магазинах, кафе – только мужчины.
Мусорят просто бесконечно. Везде и много. Совсем нет урн, кажется, они даже не знают про их существование. Но утром идет масштабная уборка улиц, помещений, дорог. Вроде всё ясно - грязно не там, где убирают, а там где не мусорят. Но это не про Индию! С удовольствием мусорят, и так же с удовольствием убирают. Забавно.
Еще замечательная черта - всё делать без спешки. ООО!! Как нас поначалу это напрягало. Они никуда не спешат! Мы не привыкли к такому ритму. Конечно, если взглянуть на это поглубже, то можно спроецировать на нашу жизнь. Мы всегда суетимся и спешим. Они же - никогда. В кафе при расчете, на базаре, в киосках, в аптеке - это было настоящее испытание! Поначалу мы даже не понимали их поведение, и оно вызывало конкретное раздражение, но потом немного привыкли. В дальнейшем приходилось планировать время для общения с индусами с запасом, так как поняли - быстро дело с ними не сделать.
Полное отсутствие стеклянной посуды - тоже национальная черта. Только металл, или в Искконовских храмах - посуда из листьев. Такая замечательная вещь - посуда из листьев! Так что стекла под ногами в Индии не встретишь. Многие ходят босиком.
На улицах готовится, и тут же продаётся огромное количество сладостей. Печенье, коржики, хворост, какие-то большущие сладкие горы чего-то липкого. И над всем этим - рои мух. Мы так и не решились ни разу что-нибудь попробовать. Во-первых - нас предупреждали, что лучше на улице ничего не покупать, во-вторых - мы и сами не рискнули, так как условия приготовления очень далеки от идеала. Но сами индусы преспокойно кушают, нам же оставалось только облизываться. Единственное, на что мы решились, это попробовать тростниковый сок. Его выжимают на специальных установках с моторчиком. Потом этот же моторчик переключают на колеса - получается тележка, и перемещается вся эта телега на другое место. Конечно, всё самодельное. Тростник делают вместе с лаймом, получается в принципе вкусно, но лучше не злоупотреблять.
Ещё хочется заметить большое количество питьевой воды. Прямо на улицах стоят стеночки с кранами, и оттуда течет питьевая вода. Мы набирали такую воду и пользовались ею для питья. Нормально.
Завтра праздник Гаура Пурнима - День явления Шри Чайтаньи Махапрабху!
Будет здорово!
Читать следующую главу :