Шрила Бхакти Чайтанья Свами


Bhakti Chaitania Swami

Когда мы слышим его имя, в памяти сразу же возникает образ гуру, который проповедует с глубочайшим вкусом, привлекая к сознанию Кришны всех, кому посчастливится столкнуться с ним. Более сорока лет Его Святейшество Бхакти Чайтанья Свами распространяет послание, которое вложил ему в сердце его вечный духовный учитель Шрила Прабхупада.


 

Расскажите, пожалуйста, о своей жизни и о том, как вы пришли к поискам истины. 

Я родился в Новой Зеландии, где прожил первые двадцать лет своей жизни. Моя семья ничем не отличалась от других в плане духовной жизни. Родители посещали церковь в дни свадеб и похорон. Отец занимался бизнесом, у него была сеть химчисток по всей стране.

В школе мы изучали Библию и ежедневно ходили в церковь. К тринадцати годам во мне пробудилось желание узнать, в чем же заключается смысл жизни, но я не мог найти этого ни в одном учебнике. Учился я весьма средне, меня больше привлекали серфинг и музыка: Боб Диллан, «Роллинг Стоунз», «Битлз».Уже к пятнадцати годам я был крайне разочарован лицемерием всей системы, в которой жил. Я осознал, что не могу найти в христианской традиции ответов на свои многочисленные вопросы. 

Обеспокоенный тем, почему люди рождаются в разных условиях и почему в итоге для них предусмотрено всего лишь два пути выхода – рай или ад, – я стал искать ответы. Поступая на философский факультет Оклендского университета, я надеялся обрести там некое успокоение и понимание смысла жизни. Но и здесь меня постигло разочарование. Я продолжал учиться без особого энтузиазма, понимая, что вся система образования осквернена материализмом. 

Параллельно я увлекся журналистикой и даже вел колонку в газете. Там я мог освещать свою любимую тему – серфинг. Во мне проснулось желание стать писателем — я полагал, что в литературном творчестве существовало больше возможности для искреннего самовыражения. Постепенно я стал узнавать об индийской и, в частности, вайшнавской традиции. Первое мое соприкосновение с этим произошло через альбом «Radha-Krishna Temple», который Джордж Харрисон записал совместно с лондонскими преданными. 

В этом альбоме было несколько мантр на санскрите, в том числе маха-мантра Харе Кришна. Я тогда еще подумал, что если даже «Битлз» увлечены воспеванием Кришны, то это – верный путь для ищущих истину. В те времена это был самый первый популярный альбом с пением на санскрите. Многие молодые люди так же, как и я, не прекращали искать вечную духовную истину. Именно этот альбом Джорджа Харрисона и преданных «Radha-Krishna Temple» помог мне встать на тот путь, которым я иду сейчас. 


А как состоялась Ваша первая встреча со Шрилой Прабхупадой? 

Я прогуливался со своим другом по территории университетского городка. Когда мы шли по направлению к кафетерию, мы услышали какую-то необыкновенную музыку, какой никогда раньше не слышали. Я посмотрел направо и внезапно увидел в двадцати метрах от себя Шрилу Прабхупаду с группой учеников. Он показался мне очень умиротворенным и аристократичным. Откинув голову немного назад, он шел и осматривал все кругом в очень безмятежной манере. Три или четыре молодые девушки в красивых сари и несколько молодых людей с бритыми головами грациозно танцевали прямо перед ним. Некоторые из девушек периодически бросали к стопам Прабхупады лепестки роз. Эта красивая сцена произвела на нас глубокое впечатление — казалось, все они спустились прямо с небес. 

Когда мы подошли к многолюдной дорожке на окраине двора, наши пути пересеклись, и Прабхупада очень медленно прошел мимо нас по направлению к низкой сцене. Было похоже, что он будет говорить, и я решил остаться. Когда Прабхупада сел, я подошел поближе и рассмотрел его более внимательно. Его присутствие произвело на меня огромное впечатление. Прабхупада просто очаровал меня. Он был одет в красивые шелковые одежды темно-шафранового цвета, которые блестели, отражая сияние полуденного солнца. С его шеи свисала красивая цветочная гирлянда. Направив свой взор немного вниз, он играл на блестящих караталах медленный ритм «раз, два, три» и пел низким и глубоким голосом. Казалось, что он находился в спокойном медитативном состоянии. 

Так произошла моя первая встреча со Шрилой Прабхупадой, и воспоминания о ней остались со мной навсегда. Но позже, через много лет после того, как я стал учеником Его Божественной Милости и получил имя Рагхубхир дас, я осознал, насколько важен был этот первый случайный даршан. Только через несколько лет я узнал о том, что именно контакт с чистым преданным пробуждает бхакти и что так преданное служение укореняется в сердце. Меня глубоко поразило, как, желая дать сознание Кришны другим, Прабхупада проделал такой долгий путь и посетил такой отдаленный уголок мира — Новую Зеландию. Он пришел в университет с целью дать студентам сознание Кришны, и я оказался одним из тех, до кого он смог донести это великое послание Господа Чайтаньи. 


Что побудило Вас продолжить знакомство с Движением сознания Кришны? 

Закончив университет, я стал работать. Это мне, признаться, не очень нравилось, и я постепенно перестал печататься и все чаще стал посещать храм в центральном Лондоне на Бери Плейс, рядом с Британским музеем. Преданные каждый день проводили харинамы и распространяли журнал «Назад к Богу» на улицах. Они просто подходили к людям на улице и говорили: «Возьмите журнал!» И те давали десять английских пенсов. Не знаю, сколько это сейчас в рублях. Десять английских пенсов – это одна десятая фунта. 

Через неделю после того, как я начал посещать храмовые программы, в один из вечеров преданные предложили мне остаться в храме. Мне некуда было идти, и я с радостью принял их приглашение. Я недавно ушел с работы и поклялся больше никогда не работать. Преданные попросили: «Почему бы тебе не помыть туалет?» Я неожиданно для самого себя с радостью согласился и пошел мыть туалет. В какой-то момент меня вдруг переполнило счастье. Я мыл его в полном экстазе и не хотел останавливаться. Кришна милостиво дал мне возможность ощутить радость преданного служения. 

Теперь мне стало легче выходить с харинамой каждый день, и я тоже стал распространять журналы.




 

Как-то однажды случилось так, что преданные ушли вперед, а я остался со стопкой журнала «Назад к Богу». Я просто не знал, что делать, и стоял, немного сбитый с толку. Неожиданно ко мне подошел мужчина, по происхождению индиец, и сказал: 

- О! Это же «Назад к Богу»? 
- Да! – удивился я тому, что он знает наш журнал. 
- Можно мне один? 
- Окей, — сказал я и протянул ему номер. 
Я был очень вдохновлен этим случаем и стал распространять журналы под руководством Его Святейшества Прабхавишну Махараджа, который тогда был лидером санкиртаны и каждый день распространял по двадцать журналов. 

Мы выходили на центральную улицу Лондона Оксфорд-стрит. Постепенно я тоже стал распространять по 4, 5, 6, потом по 10, а со временем – и по 20 журналов. 

Потом, примерно через месяц, один преданный организовал странствующую группу санкиртаны. Он купил советскую машину «москвич». Дело было в Лондоне, и это была самая дешевая машина, какую только можно было купить. Абсолютно новый автомобиль он приобрел меньше чем за 1 000 фунтов. Через пару дней он, обратившись ко всем преданным, попросил выйти вперед добровольцев, которые хотят быть в странствующей группе распространителей книг. Я сразу же отозвался и стал одним из постоянных распространителей книг Шрилы Прабхупады. У нас были большие книги «Кришна» в твердой обложке и «Шри Ишопанишад» в мягкой. 

В первый день мы пошли от двери к двери по лондонским улочкам. Решительно постучав в дверь, я ждал, когда выйдет хозяин. И когда мне открыли, я вдруг понял, что не знаю, что говорить, потому что никогда не читал «Шри Ишопанишад». Я был тогда преданным всего около месяца. В общем, я что-то рассказал этому человеку, и он взял книгу. Это сильно меня вдохновило. Я стал медитировать, что делаю это не для себя, что это мое служение Шриле Прабхупаде. Так я сознательно начал действовать без привязанности, стараясь распространять книги для удовлетворения Шрилы Прабхупады. И я обнаружил, что, когда я входил в это настроение, книги начинали расходиться. Это было поистине поразительно. 

Однажды мы собрались целой командой брахмачари – Прабхавишну Махарадж, Махавишну Махарадж, Бхакти Враджендра-нандана Махарадж, Партха-саратхи Махарадж и Джанананда Махарадж – и поехали в Бирмингем, чтобы распространять на улице большие «Шримад-Бхагаватам» в твердой обложке. Это было очень сложно, и мне с трудом удавалось распространить даже одну книгу. 

Тогда я вспомнил, что делаю это как служение Прабхупаде и что надо просто стараться помочь людям в умонастроении непривязанности к результатам. И когда я так подумал, неожиданно люди начали разбирать книги. Так за полчаса я распространил несколько «Шримад-Бхавагатам». Это было поразительно. Я понял: это Кришна, и Он хочет, чтобы я пребывал в таком настроении всегда. Кришна как будто Сам сказал мне: «Вот это – настроение преданного из Общества сознания Кришны: просто стараться удовлетворить духовного учителя». 

С тех пор я стал медитировать таким образом, когда распространял книги. И это очень помогало. Довольно быстро я добился успеха в служении миссии санкиртаны. Мы выходили с журналами, потом – с книгами в мягкой обложке, потом – в твердой обложке. Разным книгам – разное время. Постепенно я стал распространять по 30, потом — 40, потом — 50 больших книг, затем, через какое-то время, — по 80 и по 100 книг в день. У нас был девиз: "Hundred books a day keeps maya away". 


Махарадж, расскажите, пожалуйста, как Вы сами увлеклись чтением книг Прабхупады? Ведь без этого невозможно распространять людям книги. 

Это связано с одним курьезным случаем, когда в 1975 году, а может быть, в 1976 году, Шрила Прабхупада приехал в Бхактиведанта-Мэнор. Преданные съехались со всей Европы, включая немецких распространителей. Это были действительно мощные преданные санкиртаны. Для многих из них это была миссия всей жизни, и они распространяли очень много книг. Хамсадута был Джи-би-си, и их называли «Хамсес-Панцез». Панце – это по-немецки «группа танков». Прабхупада приехал, и все собрались в его комнате, но он попросил всех удалиться, потому что хотел поговорить только с немецкими распространителями книг. Они остались в комнате, и я втихаря остался среди них. 

Прабхупада спросил: «Итак, что самое важное в сознании Кришны?» 
Многие подняли руки: «Распространение книг, Прабхупада!» 
Прабхупада сказал: «Нет». 
Они смутились. 
«Что же самое главное?» 
«Проповедь, Шрила Прабхупада!» 
«Нет». 
«Ээээ… Воспевание?» 
«Нет». 
В итоге ответил сам Прабхупада: «Вы должны читать мои книги. Не просто распространять, но и читать эти книги. Вот что самое главное!» 

После этого я стал серьезно читать книги Шрилы Прабхупады. Однажды я попал в полицию. Иногда нас арестовывали, обвиняя в незаконной торговле. Нас судили, и судья приговаривал нас к штрафу. Но на следующий день мы как ни в чем не бывало выходили на санкиртану. Полицейские специально старались арестовывать нас в пятницу вечером, так как суд мог быть только в понедельник. Они имели право держать нас до суда в «каталажке». 

И я тоже один раз так попался, но преданные принесли мне прасада и Шестую песнь «Шримад-Бхагаватам». Она тогда только вышла. В храме нужно было постоянно что-то делать, но в тюрьме меня никто не отвлекал. За два дня я прочитал всю Шестую песнь. Это было здорово! Когда читаешь книги Прабхупады, то постепенно развивается вкус, и хочется читать и читать. Так мы все стали выполнять наставление духовного учителя, и это возымело эффект. Книги начали уходить во всё больших и больших количествах. 

Ваше Святейшество, мы знаем, что санкиртанщикам очень трудно усидеть на месте. Вы сказали, что на «москвиче» путешествовали с группой распространителей. Что-нибудь Вам особенно запомнилось из того времени? Говорят, что в Англии Вы поражали встречных своим чистым английским произношением. Это правда? 

Я не знаю, кого и как поражал я, но Шрила Прабхупада по-настоящему вдохновлял нас, устраивая такие ситуации на санкиртане, из которых мы выходили более сознающими Кришну. Много чего происходило тогда. Иногда зимой мы жили в машине и выходили по утрам к реке, чтобы совершить омовение. По утрам нам приходилось разбивать лед. Радовало только, что там не было так сильно холодно, как в России, но все равно было очень аскетично. На улицу мы выходили в девять утра и заканчивали распространение в шесть вечера. Могли прерваться, чтобы пообедать, а иногда и не останавливались. У нас были особые санкиртанские «мантры». 

Одна из них осталась со времен распространения пластинок: «Мы только что вернулись из Индии. У нас там был большой фестиваль мира. Вы же наверняка слышали о Джордже Харрисоне из "Битлз”?» Все, конечно, говорили: «Да». 

«Он участвовал в издании этой пластинки, чтобы помочь голодающим детям в Бангладеш. В магазине эта запись стоит пять фунтов, но сегодня мы просим за нее любое пожертвование». Вот такая была «мантра». То же самое мы говорили при распространении книг: «Вы слышали про Джорджа Харрисона? Он спонсировал эти книги, чтобы помочь людям, которые страдают. Это книга о йоге и медитации, о том, как наслаждаться жизнью естественным образом. В магазине она продается за пять фунтов. Но сегодня мы просим людей просто дать за нее какое-нибудь пожертвование».


Отношения с духовным учителем – очень личное дело, но я хотел бы спросить о роли Прабхупады в Вашей жизни.

Шрила Прабхупада является центром моей жизни и всегда им был, потому что с самого начала я понял, что только по милости Шрилы Прабхупады я был спасен из плена материального существования. Это стало для меня очевидным со временем. И потом у меня был опыт, который я уже упоминал: когда я пытался медитировать и сосредоточивать ум на том, что я служу Шриле Прабхупаде, мне во всем сопутствовала удача. Так я понял, что это и есть настоящий ключ ко всему в сознании Кришны. Шрила Прабхупада находится вне времени и пространства. Несмотря на то, что материально он ушел, он все еще присутствует в наших жизнях.

Гирирадж Махарадж, который знал Шрилу Прабхупаду очень хорошо, однажды спросил его: «Должны ли мы говорить после окончания киртана о Шриле Бхактисиддханте Сарасвати “Джая Ом Вишнупад Парамахамса Паривраджакачарья…” или “Джая Нитья-лила Правишта Ом Вишнупад…”?» «Джая Нитья-лила» значит, что он вошел в вечные игры и его здесь больше нет. Прабхупада сказал: «Джая Ом Вишнупад». Гирирадж Махарадж спросил снова: «Но я думал, что так говорят, когда духовный учитель еще жив». И Прабхупада ответил ему: «Ну, ты можешь читать “Джая Нитья-лила Правишта”, если думаешь, что он умер». То есть он был вечно со Шрилой Бхактисиддхантой, поэтому мы всегда говорим: «Джая Ом Вишнупад…»

Так я смог понять, что отношения с гуру – это вечно живое взаимодействие и что Прабхупада всегда присутствует в наших жизнях. Он – очень важная часть нашего сознания Кришны. Итак, что бы я ни делал, я молюсь Прабхупаде о помощи. И что бы ни происходило, я чувствую, что Прабхупада стоит за этим прямо или косвенно. Все, что я должен делать, – это сосредоточиться на удовлетворении Шрилы Прабхупады.





Насколько близко Вам удалось общаться со Шрилой Прабхупадой?

Личного общения с Прабхупадой у меня было немного. Всего один раз я был наедине с ним в его комнате. Это было, когда я получал вторую инициацию. Реватинандана Свами, который проводил ягью, сам надел на меня и еще одного преданного брахманские шнуры. Когда мы пришли к Шриле Прабхупаде получать гаятри-мантру, он увидел на нас шнуры и страшно разгневался. Нижняя губа его задрожала: «Кто это сделал? Я сам хотел надеть их вам, как он посмел это сделать?» Мы стояли как вкопанные и мычали что-то невнятное. Прабхупада продолжал гневаться: «Кто надел вам шнуры, тот пусть и дает вам гаятри!» Мы были в отчаянии. Смилостивившись над нами, Прабхупада подозвал меня и, быстро показав на пальцах, как повторять мантры, произнес их мне в правое ухо. Потом Прабхупада потребовал, чтобы я всё повторил, и у меня как-то получилось, а у другого преданного не получилось. Прабхупада спросил его: «Может, тебе не нужно получать мантру?» У того потекли из глаз слезы, и Прабхупада стал обучать его повторять гаятри.


А как проходила Ваша первая инициация?

Это произошло просто в храмовой комнате. Прабхупада дал мне четки, я дал обеты – вот и всё. Но тогда он не давал имен. Свои имена мы услышали на следующее утро у дверей комнаты Шрилы Прабхупады. Сатсварупа Махарадж вышел и сообщил наши духовные имена. Он сказал мне, что Прабхупада собирался назвать меня Рагхунатх, но потом передумал: «Нет, у нас уже есть Рагхунатх». И он изменил имя на Рагхубхир.

Еще один случай мне запомнился. Я был на даршане Прабхупады в Бхактиведанта-Мэноре, когда он показывал, как нужно распространять книги. Прабхупада встал, взял книгу, вышел вперед, дал ее кому-то и сказал: «Дорогой сэр! Я вижу, что вы очень разумны. Тем не менее, забудьте всю вашу чепуху и возьмите эту книгу!»

Потом был еще случай, когда Прабхупада показывал, как распространять книги. Один преданный спросил его: «В “Нектаре преданности” говорится, что если вы наносите оскорбление Божествам, то должны повторять Харе Кришна, и вы сможете преодолеть все реакции. Но далее говорится, что, совершая десять оскорблений святого имени, вы не сможете преодолеть реакции. Я хотел бы знать, как можно преодолеть реакции от десяти оскорблений». Прабхупада посмотрел на него и сказал: «Ты задаешь этот вопрос, потому что хочешь совершать оскорбления, оскорблять, а потом сделать что-то, чтобы избежать негативных реакций. Знай, что так не получится. Ты должен прекратить совершать оскорбления. Больше никаких оскорблений!» Тогда другой преданный задал вопрос: «Что, если человек оказался на пустынном острове, где нечем питаться, а есть только одно животное? Нормально ли будет его съесть?» Прабхупада ответил: «Преданный, скорее, умрет!»

Затем последовал еще один вопрос: «Если мы проповедуем и распространяем книги и при этом совершаем оскорбления, устранит ли Кришна реакции быстрее, чем в случае, когда мы живем в храме, не проповедуем и оскорбляем?» Ответ Прабхупады был таким: «Да, если вы проповедуете и так или иначе совершаете оскорбления, то Кришна просто уберет реакции. В противном случае, если вы живете в храме и просто занимаетесь обычным служением, особо не проповедуя, то для освобождения от реакций потребуется больше времени».


«Sit properly!» Что стоит за этим высказыванием Прабхупады?

О! «Сядьте правильно!» Прабхупада говорил это во многих случаях. Я был в Бхактиведанта-Мэноре, и туда приехал один преданный по имени Джагад-бандху, афроамериканец с Ямайки. Он вообще не мог сидеть нормально, то вытягивал ноги, то обнимал колени. Он сидел непонятно как, и Прабхупада сказал ему: «Сядь правильно!»


Сложно поверить в то, что возвышенные преданные встречались со Шрилой Прабхупадой не так часто. Расскажите, пожалуйста, о том, как Вы видели Шрилу Прабхупаду в последний раз? Где это произошло?

В то время я был президентом храма в Англии, и нам позвонили из Индии. Тогда позвонить в Индию или из Индии было почти невозможно. Это было невероятно трудно. Нужно было совершить множество действий: дозвониться оператору, сделать бронирование: «Я хочу позвонить в Индию». И только на следующий день вам перезванивали и пытались установить связь в определенное время. В общем, нам позвонили из Индии: «Прабхупада приезжает!» Что значат эти два слова: «Прабхупада приезжает»? Как это возможно – он же очень болен? Мы попросили самого сообразительного преданного позвонить оператору, чтобы получить возможность связаться с Индией и узнать, что происходит. Он дозвонился и сказал: «У нас кое-кто умирает, и нам нужно позвонить в Индию прямо сейчас!» Через минуту мы уже связались с Индией, и преданные дали нам номер рейса Прабхупады.

На следующий день произошла моя последняя встреча со Шрилой Прабхупадой. Он был в кресле-каталке и выглядел очень изможденным и хрупким, сильно исхудавшим. Он был совсем не похож на того, каким мы его видели раньше. Его комнаты были наверху, и его приходилось носить вниз в храмовую комнату на паланкине. Мы совершали ему гуру-пуджу, пели киртан. Старшие преданные попросили нас сильно не шуметь, но мы все равно разошлись и устроили просто сумасшедшее воспевание. Вся храмовая комната сотрясалась, а Прабхупада просто сидел там в темных очках. И иногда мы видели, как слезы бегут по его щекам и капают с подбородка. Это был удивительный опыт!

Тогда еще у Прабхупады возникла проблема с мочеиспусканием, и его пришлось везти в госпиталь на скорой помощи. В то время много беспокойств приносило агрессивное движение депрограмматоров. Тамал Кришна Махарадж постоянно был с Прабхупадой, поскольку очень опасался, что депрограмматоры попытаются похитить Прабхупаду. Я, как президент храма, вместе с Махараджем обходили Бхактиведанта-Мэнор, инспектируя местность, чтобы предупредить их действия.

Когда Шрила Прабхупада уезжал в аэропорт, он сидел на заднем сиденье «Роллс-ройса» Джорджа Харрисона, откинувшись на спинку сиденья. Ему было все равно, где он – в «Роллс-ройсе» или в «москвиче». Он всегда и везде был одинаково отреченным.


Расскажите, пожалуйста, о том, как Вы решили продолжать распространение миссии Шрилы Прабхупады. Несколько слов о путешествии в Африку.

Африка! О, это был ценный опыт! Храм там мы построили, в основном, за счет распространения картин. Там всей группе пришлось перевоплотиться. Мы сами себя не узнавали: никаких шикх, никаких кантхимал на шее. И мы ходили от магазина к магазину, из офиса в офис, в основном днем, когда жители города находятся на рабочих местах. Иногда мы делали выставки по всей Южной Африке и так собирали миллионы долларов. Мы были странствующей группой – нас было трое учеников Шрилы Прабхупады. Мы останавливались в кемпингах – небольших домиках, которые снимают на несколько дней. У нас была утренняя программа, потом все шли продавать картины. В воскресенье у нас был первоклассный воскресный пир. А путешествовали мы повсюду. С северной границы Южной Африки до южной, с Востока до Запада.


Большое спасибо, Махарадж! Напоследок пожелайте что-нибудь преданным, участвующим в санкиртане и всем читателям журнала.

Помните наш девиз: «Hundred books a day keeps maya away». (сотни книг в день помогают избавляться от влияния майи - перефразирована английская пословица An apple a day keeps the doctor away ;)

По материалам sankirtanam.ru

 

 

 

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? - ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Сейчас 168 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Copyright 2011 14 августа - День Явления Шрилы Бхакти Чайтаньи Свами. Мариупольское общество сознания Кришны
Free Joomla Theme by Hostgator