Матаджи Деваки: "Я проповедую в умонастроении матери"




Е.М. Матаджи Деваки – путешествующий проповедник, директор Института духовной культуры. Она регулярно проводит ретриты святого имени в Молдове, Украине, Прибалтике, Швеции, Индии, Непале и Бангладеше. В сознании Кришны эта ученица Е.С.Ниранджаны Свами уже около 30 лет. Она твердо убеждена, что Украина является одним из самых лучших мест на планете для служения Кришне, а украинские преданные, из-за своей простоты, высокого самоосознания, стремления развиваться духовно и строить культуру жизни по высоким стандартам, привлекают матаджи Деваки посещать их снова и снова.

 


Христианство – основа моей духовной жизни

Мои родители были необычными людьми: я выросла, много путешествуя. Когда мне было 10 лет, я не ходила в школу целый год, потому что все это время мы путешествовали по Африке, а когда вернулись, я уже знала, что Германия не то место, где бы я хотела находиться.

Мама старалась вырастить своих детей в сознании Бога. Она владела искусством устраивать творческие христианские праздники. Например, к Рождеству мы начинали готовиться уже за месяц. Мы делали восковые фигурки Иосифа, Девы Марии, Иисуса Христа и его спутников. По нескольку недель разучивали с сестрой (она играла на скрипке, а я на фортепиано) христианские «бхаджаны». Мама часто читала нам библейские истории или комментарии к Библии. Фактически, основы христианства, которые дала мне мама в детстве, являются базой моей нынешней духовной жизни. 

Еще будучи ребенком, я хотела делать что-то хорошее для людей, поэтому, когда выросла, получила медицинскую профессию и пошла работать в реабилитационное отделение. Правда, уже скоро, к глубокому своему сожалению, я обнаружила, что своим лечением не могу дать людям то, что привнесло бы в их жизнь счастье.

Прежде чем покинуть Германию в 1984 году, я несколько лет занималась частным предпринимательством и много путешествовала по вопросам бизнеса. В материальном плане у меня было все: хорошая работа и высокий заработок. Однако сердце изнывало от неудовлетворенности. И вот однажды я решила все изменить. Я продала свое имущество, раздала учебники по медицине и уехала. Мои родители были очень расстроены, а друзья решили, что я сошла с ума. Но что-то подсказывало мне, что в Германию я больше не вернусь, а если и вернусь, то все эти вещи мне больше не понадобятся.

Когда живое существо готово, Кришна посылает преданных
После определенных духовных поисков в Австралии, я встретила преданных в Сиднее. Я приехала на ферму ИСККОН, почти ничего не зная о сознании Кришны. Я была очень скептичной и никогда не делала ничего такого, чего бы не понимала, поэтому первое время я не участвовала в арати, не обходила Туласи, не пила чаранамриту  (1) и не носила вайшнавскую одежду. Я просто хотела пожить недельку на ферме.

В первый же день меня заняли в пуджарской. Я выполняла разнообразное служение, нарезала фрукты для предложения Божествам Кришны и Радхи. Один преданный из Швейцарии - он был там главным пуджари - дал мне книги Прабхупады на немецком языке, и, когда я выполняла служение, он мне проповедовал. Через три дня я сообщила ему, что хочу отправиться в Новую Зеландию, на что он заметил: «Ты не можешь уехать прямо сейчас, ты обещала побыть здесь неделю». Таким образом, он напомнил, и я задержалась.

Я стала читать «Науку самосознания» и вторую главу «Бхагавад-гиты», и на меня словно снизошло озарение. Помню как сейчас этот вечер. 

Я даже плакала от того, настолько глубокими были переживания. С одной стороны, была определенная боль и сожаления, потому что нужно было отказаться от чувственных наслаждений, но при этом я ощутила огромную радость в сердце.


Из гостевой комнаты я переехала в брахмачариньи-ашрам и через несколько дней уже читала 16 кругов маха-мантры. С тех пор я никогда не оставляла общество преданных.



Я проповедую в умонастроении матери

Спустя три с половиной года я вышла замуж и отправилась с мужем проповедовать в Латвию на его историческую родину. Мне тогда было 30 лет. Шел 1989 год, это был поворотный момент в истории страны, когда разваливалась коммунистическая система. Совершенное время для проповеди. Мы нашли небольшое здание в Риге и определили в нем храм Кришны. До этого в Латвии не происходило ничего подобного, было лишь несколько преданных, которые получили по почте инициацию у Харикеши Махараджа и читали мантру дома.

Мы начали проводить программы, готовить прасад и за десять лет создали большую общину. Это было интересное время, сопряженное со множеством приключений. Первые годы нас преследовало КГБ, и мы должны были прятаться и проводить первые программы в лесу. А когда железный занавес рухнул, к нам стали приезжать преданные со всего постсоветского пространства. В одно время у нас проживало 75 брахмачарьев и 32 брахмачариньи. Жизнь кипела. Мы выпускали газету, активно распространяли книги, открыли магазин с вайшнавской атрибутикой и вегетарианский ресторан. Постепенно стали организовывать ежегодные Радха-ятры в Риге, а до этого ездили на первые фестивали в Москву, Санкт-Петербург и Минск.

В 1999 году мой муж решил сделать паузу в сознании Кришны. Он вернулся в Австралию, женился на непреданной и с тех пор больше не практикует вайшнавизм. Иногда такое случается. Я восприняла это как благословение и приняла отрешенный уклад жизни. То есть я не всегда выглядела так, как вы видите меня сейчас. Я тоже когда-то облачалась в шелковые сари и носила украшения. 

Вот уже много лет я веду жизнь путешествующего проповедника. Шесть месяцев в году я провожу на индийском континенте (в основном в Бангладеше, Индии и Непале), другие шесть месяцев – в Европе (большую часть на Украине, и ежегодно с 2001 года приезжаю в Молдову). Я также бываю в Швеции и Прибалтике (правда, не так часто, как раньше). Последние пару лет посещаю Германию, потому что у нас не так много проповедников, говорящих на немецком языке.

Моя проповедь основывается на двух аспектах. Первое - это углубление уровня воспевания святого имени. Это необходимо для создания прочных отношений со святым именем и Кришной, поэтому мы проводим ретриты святого имени во многих странах мира. Второй аспект - духовная культура. Я много лет провела в Бангладеше и многому там научилась. Это место, где вы можете ощутить всю глубину и сладость духовной культуры. Жизнь там крайне аскетична.




В духовной культуре Господь занимает центральное место, она имеет вселенские принципы, которые применимы в любом месте. То же самое вы обнаружите и в христианстве, и в мусульманстве, и во всех других религиозных традициях мира. Я твердо убеждена, что нужно уметь различать и следовать этим принципам духовной культуры. Если мы не принимаем, их очень легко утратить под эгидой каких-то реформаций. Это то, что уже произошло во всех духовных культурах мира. Если мы не будем более внимательны, то же самое может произойти и в ИСККОН. Это уже происходит. Я состою в Движении 30 лет и могу видеть, что многие вещи уже утрачиваются, просачиваются идеи Кали-юги. Поэтому мы и создали Институт духовной культуры и проводим различные учебные курсы во многих странах мира.

У меня было несколько духовных учителей. Первым дикша-гуру стал Бхавананда Махарадж. Вскоре после того, как я получила брахманический шнур, он оставил свое положение санньяси и инициирующего гуру. Через некоторое время я прошла через процедуру реинициации у Прабхавишну Махараджа. Но около двух с половиной лет назад он тоже оставил это положение, и я приняла прибежище у Е.С. Ниранджана Свами. К тому моменту он уже на протяжении многих лет был моим источником вдохновения. Махарадж был нашим Джи-Би-Си в Риге, когда мы проповедовали там, а когда мой муж ушел, Ниранджана Свами пригласил меня на Украину. На самом деле моя жизнь как путешествующего проповедника принадлежит ему. Однако все эти три личности были для меня совершенными учителями, каждый в свое время. Например, в детстве моим гуру был Иисус Христос. В каком-то смысле он тоже является частью гуру-таттвы. Поэтому потерь не бывает: если гуру падает, Кришна посылает другого, который поведет дальше.




Господь тестирует нас

Я приняла много вызовов судьбы. Трудности и испытания помогали мне прогрессировать на духовном пути. Кришна всегда тестирует нас. Мы предаемся и делаем все, чтобы удовлетворить Его своим служением, и это нас очищает.

Один из самых лучших опытов в моей жизни я пережила семь лет назад, когда мне поставили диагноз рак. Это дало мне столько глубоких реализаций! Все наши «великие заслуги» теряют перед лицом смерти всякий смысл, и единственное, что остается, – это наши отношения с Кришной.

Я проходила химиотерапию у одного из лучших онкологов Австралии. Каждый раз, когда я шла к нему на лечение, я брала огромную коробку маха-прасада, и мы вместе читали стихи из «Бхагавад-гиты». Однажды он сказал, что у него никогда не было такого счастливого пациента, и добавил, как выгодно быть кришнаитом во время курса химиотерапии. Я ответила, что, видимо, ему следует рекомендовать вайшнавскую культуру своим клиентам, и он улыбался.

В другой день в приемной онкологического отделения оказалось трое пациентов, представителей разных религий - христианская монахиня, мусульманка и я, вайшнави. Доктор, смеясь, сказал мне, что должен признать: из нас троих у меня дела идут лучше всех.

Утром перед операцией я вычитывала свои круги. Я не молилась о том, чтобы рака не стало, а старалась отдать себя в руки Кришны. Такая медитация принесла мне покой. Я и сама была потрясена, как можно, имея такую страшную болезнь, оставаться умиротворенной и даже радостной.

В период всего лечения я продолжала проповедовать. Я объехала почти все храмы в Австралии и Новой Зеландии. В конечном счете, все было не так уж и плохо. 

Господь дал мне глубокое понимание, что такое смерть на самом деле и как нам нужно приготовиться к ней. Для меня это явилось репетицией последнего экзамена жизни. Удивительный опыт, который я бы не хотела упустить.


Моя жизнь до и после сознания Кришны - это как день и ночь. До того, как я стала преданной, я не знала, в чем смысл жизни, не могла вписаться в систему. Я просто пыталась наслаждаться тем или иным способом. Но, будучи неудовлетворенной комфортной жизнью, я всегда искала что-то более существенное. Подсознательно я знала, что должна быть какая-то высшая цель, поэтому систематически интересовалась организациями, которые занимались бы чем-то действительно важным. В конечном счете, я нашла все это в сознании Кришны.

 

(1) Чарана́мритачарина́мрита («нектар лотосных стоп») — священная вода или смесь воды с пятью другими элементами, такими как гхи, мёд, йогурт, молоко и сахар (так называемая панчамрита), которой в ходе особого храмового обряда омыли статуи божеств или святых, или стопы гуру. Панчамрита используется во всех особенно торжественных обрядах омовения божеств и елеопомазания, называемых абхишека, которые проводятся в дни крупных праздников, а также в ходе церемонии установки новых божеств в храмах.

В вайшнавской обрядовой практике, в чаранамриту также добавляют листья священного растения туласи. В храмах, омывание божеств часто является частью ежедневного ритуала (пуджи), после проведения которого чаранамрита распространяется среди верующих, которые пьют её и окропляют ей свои головы.

В Индии, воду для чаранамриты часто берут из Ганги и других священных рек. Чаранамрита считается одной из разновидностей прасада. Считается, что чаранамрита — это полностью духовное вещество, принятие которого очищает человека и способствует его духовному развитию. Принимающий чаранамриту также получает милость Бога.

 

Сейчас 47 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Copyright 2011 Матаджи Деваки: "Я проповедую в умонастроении матери". Мариупольское общество сознания Кришны
Free Joomla Theme by Hostgator