Шрила Мукунда Госвами предостерегает вайшнавов
от втягивания себя в политику и национализм
Время дорого. Думайте о Боге. Думайте о духовном мире. Время дорого. Недопустима даже одна единственная бесполезная мысль. Думайте о Боге. Думайте о том, что вы будете делать в духовном мире, где что ни шаг, то танец, что ни слово, то песня, а вода подобна нектару. Думайте об этом. Не тратьте времени зря. Утвердитесь в служении Богу.Е.С. Шрила Мукунда Госвами
В связи с событиями в Украине возникла полемика и среди вайшнавов. Насколько опасна национальная "самоидентичность" для духовного развития? Есть ли допустимые границы в таком мировоззрении? Вот как отвечает на этот актуальный сегодня для многих верующих вопрос Шрила Мукунда Госвами в ходе лекции для своих учеников от 22 марта с.г.
«В Песни Пятой Шримад Бхагаватам есть знаменитый стих, где говорится: "Ясьятма буддхи кунапетри дхатуке ... - мы не должны привязываться к земле, на которой родились". Это - всё одна и та же привязанность - к родственникам, общине, стране, в целом... Я помню, что, ещё будучи ребенком, читал про войну за независимость Америки от Британии. Был такой Натан Хэйл, который шпионил в пользу Америки. В конце концов англичане его поймали, и тот был казнён. И непосредственно перед повешением он сказал: "Я жалею лишь о том, что могу умереть за свою страну только один раз".
Конечно, тогда, когда я впервые это прочитал (мне было лет 17), я ничего не знал о переселении души, и я думал, что «Да, это, наверное, - очень хороший и преданный человек, раз он так готов умирать за Америку».
Уже став вайшнавом, позже, я понял, что Хэйл был очень привязан к стране, в которой родился, и считал себя американцем, у него была эта обусловленность. Иногда между странами вспыхивают войны, и гибнут люди. Например, когда мне было 14, в школе учили, что все русские - плохие парни. Я помню, у нас были такие учебные воздушные тревоги, чтобы знать, как поступить в случае настоящей воздушной тревоги. Когда включалась сирена, мы все должны были в классе залечь, чтобы уберечься от атомной бомбы.
Уже став вайшнавом, я понял, что всё это, в общем-то, - иллюзия и игры майи. Столько людей умирает во время войны, особенно если вспомнить Вторую Мировую войну - сколько погибло со всех сторон! И когда мы слишком отождествляем себя с какой-то страной - это просто политика.
В то время, в 60-е, когда Шрила Прабхупада приехал в Америку, там как раз шла призывная кампания в связи с войной во Вьетнаме. Американцы очень боялись, что русские захватят Вьетнам. Многие вайшнавы были призваны в армию, но, насколько я знаю, большинство всё-таки смогли туда не поехать. И потом вайшнавы стали известны вот таким сопротивлением и неповиновением той призывной кампании.
Примерно в 1944 году лидер национальной индийской армии Субхас Чандра Бос начал военную кампанию против британцев. Но ещё раньше был прецедент, когда активисты Боса пришли в гаудия-матх и просили Бхактисиддханту Сарасвати Свами отправить кого-то из его учеников в армию, на что Бхактисиддханта возразил: "Зачем вам эти мальчишки? Ну посмотрите, какие они тщедушные!".
Когда Шрила Прабхупада впервые встретил Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура, он усомнился в том, что есть какой-то смысл в проповеди миссии Чайтаньи, пока Индия находится в зависимом от Британии положении: "Сначала нужно обрести независимость, а потом уж проповедовать миссию Шри Чайтаньи". Но Бхактисиддханта Сарасвати возразил, что движение и миссия Господа Чайтаньи настолько важны, что мы не можем ждать, пока изменится геополитическая ситуация.
Моё мнение таково, что вайшнавы должны избегать участия в политических дрязгах. Это - политика, и вайшнавам лучше в неё не встревать. Бывали случаи, когда вайшнавы начинали заниматься политикой. Например, известен случай, когда вайшнавы общины в Нью-Вриндаване (штат Вирджиния, США) голосовали за какого-то определённого кандидата, поскольку тот дружелюбно относился к ним. Но то было исключением. В целом же, вайшнавам нужно стараться избегать политики и национализма».
Разумеется, Шрила Прабхупада неповторим, он великая личность. Нечего и думать о том, чтобы ему подражать. Но мы МОЖЕМ следовать ему, следовать по его стопам. Мы МОЖЕМ идти за ним. МОЖЕМ жить в доме, который он построил для всех нас. Вопрос в том, как жить в этом доме достойно и как посвятить себя Кришне и служению Ему.Е.С. Шрила Мукунда Госвами