Садхана-бхакти - особое состояние сознания души
Ответы Радха Говинды прабху для Киевской газеты "Дом Прабхупады".
1. Какова цель следования садхане?
Вопрос Садхйа-садханы Таттвы (Истины о цели жизни и о пути, ведущем к этой цели) настолько важен, что практически составляет собой основной предмет обсуждения во многих диалогах Господа Чайтаньи с такими великими душами как Рупа Госвами, Шрила Санатана Госвами, Сарвабхаума Бхатачарья и Шри Райа Рамананда.
На основе этих бесед между Махапрабху и Его вечными спутниками, подробно описанных Шрилой Кришнадасом Кавираджем Госвами в Чайтанья Чаритамрите, наши предыдущие Ачарьи, дали разные по форме, но одинаковые по сути, определения того, что такое Садхана, и какова её цель - Садхйа. Самое классическое описание взаимосвязи Садхана/Садхйи, содержится в Бхакти-расамрита-синдху» (1.2.2), в которой Шрила Рупа Госвами утверждает:
крити-садхйа бхавет садхйа бхава са садханабхидха
нитйа сиддхасйа бхавасйа пракатйам хриди садхйата
"Трансцендентное преданное служение, позволяющее обрести любовь к Кришне и выполняемое с помощью органов чувств, называется регулируемым преданным служением, садхана-бхакти. Преданность Господу вечно присутствует в сердце каждого живого существа. Практика преданного служения обладает способностью пробуждать эту вечную преданность“.
Следуя духу этого определения, Шрила Бхактивинода Тхакура объясняет в 19 главе Джаива Дхармы следующее:
"Садхана-бхакти — это название особого состояния сознания души, стремящейся к чистой духовной любви к Богу, и совершающей для этого определенные действия с помощью своих материальных чувств и ума".
Садхана - это способ обретения нашего истинного духовного богатства - сад дхана, или садхана (это определение, данное БВ Мадхавой Махараджем в одной из своих лекций). В этом мире все живые существа упорно стремятся к счастью. Но вместо обретения счастья они встречают лишь разочарование. Если человек не ест никакой пищи, он может прожить тридцать - тридцать пять дней. Если кто-то не будет пить воды он не сможет прожить от силы шесть дней. Потому что наше тело в основном состоит из воды. Если кто-то лишится воздуха, он не проживет и нескольких минут. Потому что душа покоится в воздушных потоках праны, пронизывающих физическое тело. Но если человек чувствует, что он никогда не сможет найти любви, он не будет больше видеть смысл в своем существовании. Таким образом, не еда, не одежда, не деньги, не золото и не что-либо другое является величайшим богатством. Любовь - богатство, к которому стремятся бедные и богатые, глупые и умные, диктаторы и либералы. В этом смысле душа создана из любви и для любви.
Таким образом Гуру, Садху и Шастры объясняют, что среди всех видов любви, величайшей "дханой" - богатством души - является сокровище любви к Богу. Према-дхана является самым желанным приоритетом великих душ этого мира, к этой цели стремятся даже возвышенные души (Махатмы) и полубоги, такие как Брахма, прародитель и творец трех миров, и Махадев Шива, самый могущественный из Девов. К этому богатству стремятся даже освобожденные души, и для этого они совершают Бхакти-садхану: "Садхане дже дхана чай сиддха дехе таха пай - сокровище (дхана) любви к Богу, к которой я стремился следуя регулируемой практике Садханы, я обрету в теле освобожденной души (сиддха-деха)". (Стих принадлежит Нароттаму Дасу Тхакуру из пятой молитвы Према Бхакти Чандрики)
С технической точки зрения, к Садхана-бхакти можно причислить все, что помогает нам развить любовь к Кришне, помня о Кришне и не забывая о Нем. Тем не менее, в Бхакти Расамрита Синдху, Шрила Рупа Госвами перечисляет основные шестьдесят четыре анги (составляющих) садхана-бхакти, начиная с предания себя духовному учителю, получения посвящения и следованию по стопам предыдущих Ачарьев. Все эти шестьдесят четыре анги естественным образом включены в девять главных видов преданного служения описанных в известном стихе из Шримад Бхагаватам 7.5.23, в котором Прахлада Махараджа Говорит шраванам киртанам вишно смаранам и т.д.
Из этого стиха следует, что :
Садхана - это практика, с помощью которой мы вовлекаем все свои чувства и ум в слушание (шраванам) святых имен Господа, а также в слушание описаний Его облика, качеств, окружения и деяний. Регулярно слушая о Нем из уст духовных учителей, Мы рассказываем (киртанам) о Нем другим, и помним (смаранам) об этих трансцендентных качествах и деяниях сами. Мы стараемся служить лотосным стопам Господа (пада-севанам), поклоняемся Ему в форме Божества в Храме (арчанам). Мы возносим Господу молитвы (ванданам), стремимся быть Его слугой (дасйам), считаем Его своим лучшим другом (сакхйам), и посвящаем свою жизнь и всего себя Господу (атма-ниведанам). С помощью подобной практики Садханы, обусловленная душа может пробудить свою врожденную любовь к Богу, которая сейчас, в силу обстоятельств, находится в спящем, дремлющем состоянии.
В следующем комментарии Шрила Прабхупада объясняет эту истину более подробно:
"Поскольку живые существа являются мельчайшими, атомарными частицами Господа, они все потенциально наделены бхакти, способностью преданно служить Богу. Бхакти находится сейчас в них в спящем состоянии. Преданное служение начинается со шраванам, киртанам, слушания и повторения. Спящего можно разбудить при помощи звука; поэтому каждой обусловленной душе надо предоставить шанс услышать мантру Харе Кришна из уст чистого вайшнава. В том, кто слышит произносимую чистым вайшнавом мантру Харе Кришна, пробуждается духовное сознание, или сознание Кришны. Благодаря этому ум человека постепенно очищается, о чем говорит Шри Чайтанья Махапрабху (чето-дарпана-марджанам). Когда ум чист, очищаются и чувства. Вместо того, чтобы использовать органы чувств для наслаждения, пробудившийся преданный занимает их трансцендентным любовным служением Господу. Такова практика, с помощью которой можно пробудить дремлющую любовь к Кришне". (Комментарий Шрилы Прабхупады к "Чайтанья Чаритамрите" Мадхья 22.105)
2. Какова должна быть правильная мотивация в нашей практике Садханы?
Наши духовные учителя часто сравнивают Садхану с лекарственным средством от амнезии - заболевания с симптомами потери памяти. Амнезия может быть следствием несчастного случая, катастрофы, удара головы, нервного потрясения или даже алкогольной интоксикации. Помимо тяжелой потери памяти, у людей болеющих амнезией отмечаются приступы страха, неустойчивость походки, нарушается зрение, наблюдается сонливость, спутанность сознания с потерей ориентации во времени и пространстве, а также неспособность узнавать окружающих.
Для того, чтобы помочь такому больному излечиться и пробудить свою память, пациента помещают в привычную для него в прошлом обстановку: старая квартира, вещи, близкие родственники. Его побуждают заниматься той деятельностью, которая раньше для него была привычной. Постепенно воспоминания возвращаются в хронологическом порядке, начиная с самых старых, и человек возвращается к нормальной для него жизни.
В западном медицинском словаре этот процесс восстановления прежней памяти известен как "anamnesis" - разворот амнезии. Интересно отметить, что термин "анамнезис" изначально был упомянут в философских трудах Платона. Он считал, что истинное знание - это лишь воспоминание (память) о том, что душа созерцала до соединения со своим физическим телом - до рождения в материальном мире. В «Федоне» Платон утверждал, что для того, чтобы восстановить память своих прежних знаний, человек должен "вынашивать духовные плоды" с помощью аскетизма, отказа от чувственных удовольствий. Так с помощью философии и веры в подлинный мир, он сможет вновь сосредоточить душу на истине...
Подобным же образом, в силу неких таинственных обстоятельств - несчастного случая, "удара головы", или некой "интоксикации" некогда мы потерпели катастрофу, в результате которой с незапамятных времен мы отвернулись от Кришны, забыли свои взаимоотношения с Ним и испытываем хронические приступы дезориентации и страха:
"Кришна-бахирмукха-доше майа хаите бхайа - противясь сознанию Кришны, душа становится обусловленной, и майя начинает внушать ей страх". Однако с помощью Садханы - процесса духовного "анамнезиса, мы избавляемся от майи - сонливости, спутанность сознания с потерей ориентации во времени и пространстве: "Кришнонмукха бхакти хаите майа-мукта хайа - но тот, кто преданно и с верой служит Господу, освобождается от майи». ("Чайтанья Чаритамрита", Мадхья 24.136)
Подобно тому, как при лечении ретроградной амнезии, воспоминания возвращаются в хронологическом порядке, начиная с самых старых, подобным же образом самую первую вещь, которую, мы как душа, должны вспомнить - мы являемся вечными слугами Шри Кришны и Его преданных. Подобное настроение создаст прочный фундамент всей нашей Садханы.
Совершая ежедневную Садхану-бхаджану в подобном настроении, терпеливо "вынашивая духовные плоды", по милости Гуру и Гауранги, мы сможем однажды вспомнить и все остальные одиннадцать атрибутов нашего служения Шри Кришне в духовном мире, такие как - самбандха (взаимоотношения), ваяса (возраст), рупа (личная форма и красота), ютха (группа), васа (место пребывания) и т.д.
Наши духовные учителя часто напоминают нам, что если у нашей Садханы будет какая-нибудь другая мотивация помимо желания обретения милости Гуру и Гауранги, в форме бескорыстного стремления служить Шри Шри Радхе и Кришне (например: желание избавиться от кармы, стремление к освобождению, желание обогатиться или стремление обрести имидж святого), это будет Садхана-абхасой - подобием, или подделкой, в результате которой человек в лучшем случае получит лишь немного Агьята-сукрити.
3. Благодаря какому настроению можно привлечь милость Святого имени?
Милость святого имени приходит к тому, кто поставил себя в положение нищего, искренне молящего Гуру, Гаурангу и Вайшнавов о милости. Для того, чтобы помочь нам развить подобное настроение нищего, предыдущие Ачарьи, такие как Нароттама Даса Тхакура и Шрила Бхактивинода Тхакура оставили нам в помощь множество своих бхаджанов-молитв.
апара каруна-синдху вайшнава тхакура
мо хена памара дайа караха прачура
О Вайшнав Тхакур, ты – безграничный океан милости. Пожалуйста, одари своей милостью это грешное создание.
джати-видья-дхана-джана-маде матта джане
уддхара кара хе натха, крипа-витаране
О господин, пожалуйста, будь милостив и освободи эту личность, опьяненную гордостью за своё высокое рождение, образование и богатство, и привязанную к жене, детям и другим членам семьи.
канака-камини-лобха, пратиштха-васана
чадайа шодха морэ, э мора прартхана
Я молю тебя, пожалуйста, очисть меня от вожделения -желания общения с женщинами, от стремления к богатству, а также от желания престижа.
наме ручи, дживе-дайа, вайшнаве улласа
дайа кари’ деха море, охе кришна-даса
О слуга Шри Кришны, пожалуйста, будь милостив и дай мне вкус к шри-наме, сострадание ко всем дживам и позволь мне наслаждаться обществом вайшнавов.
томара чарана-чайа эка-матра аса
дживане маране матра амара бхараса
Тень твоих лотосных стоп – моя единственная надежда и моё единственное прибежище как в жизни, так и в смерти.
мичхе майа-васе, самсара-сагаре, падийа чхилама ами
каруна карийа, дийа пада-чхайа, амаре тарила туми
Я пал в океан самсары, став рабом бесполезной деятельностий под воздействием майи. Ты был милостив и освободил меня, даровав тень своих лотосных стоп.
суна суна вайшнава тхакура
томара чаране, сампийачхи матха, мора дукха кара дура
О Вайшнав Тхакур, пожалуйста, услышь меня.
Я склоняюсь к твоим лотосным стопам.
Пожалуйста, освободи меня от страданий.
(Эта молитва описана Бхактивинодой Тхакуром в 5 гл. "Шри Джайва-Дхармы" )
Подобные песни являются квинтэссенцией всех Вед. На нашем уровне Вайдхи-садхана-бхакти, эти бхаджаны выполняют своего рода роль перевода или комментариев к Харе Кришна Маха-мантре, с помощь которых мы можем мотивировать свое воспевание во время Киртанов и Джапы.
В этой связи уместно отметить одно определение Садханы, о котором пишет Шрила Бхактиссидханта Сарасвати в своем комментарии к Чайтанья Бхагавате Ади-кханда 16.43: "Слово садхана означает «метод достижения цели», «самообольщение», «искренняя мольба», «смиренная просьба» или «лесть».
Как правило, качество "лести" не относится к благородным чертам человеческого характера. Но в контексте Садханы, с помощью этого яркого слова Шрила Бхактиссидханта Сарасвати попытался описать крайнее состояние отчаянного, глубокого и страстного стремления преданного пойти на все, что угодно, лишь бы обрести конечную цель жизни - любовь к Богу. Именно в подобном настроении отчаянного зова сердца следует практиковать свою Садхану во главе с воспеванием святого имени. В противном случае, посредственная, пассивная, эпизодическая Садхана от одного воскресного пира к другому, не позволит нам излечиться от своей духовной амнезии.
В своей известной книге "Путешествие домой" Шрила Радханатха Свами объяснил суть подобного настроения следующим образом:
"Если вы не осознаете, что вы больны, вам будет чрезвычайно трудно следовать путем духовной практики. Если огонь материального существования не обжигает вас, если, несмотря на все перенесенные в материальном мире страдания, сменив тысячи тел, вы все еще продолжаете заблуждаться, надеясь, что здесь можно найти истинные счастье и любовь, наслаждаясь материальными объектами, тогда этот путь - не для вас, по той простой причине, что вы не будете понимать, зачем вам это нужно, и все ваше существо будет протестовать.
Врач оказывает помощь лишь тому, кто в ней нуждается. Помощь действует тогда, когда пациент смиренно выполняет правила и предписания, установленные врачом. Все очень просто. Верьте, практикуйте, взращивайте смирение, старайтесь увидеть во всем милость Господа - и вы излечитесь. Но зов должен быть громким и искренним, а терпение - безграничным".
4. Расскажите немного о своей практике.
Как вы концентрируетесь на Святом имени в личной джапе?
Объектом моей концентрации и медитации во время Джапы являются дарованные мне Божества, образ которых не отличен от звуков имен Харе Кришна Маха Мантры. И то и другое было даровано мне духовным учителем. И я до конца своих дней буду благодарить его за эти величайшие по ценности дары, стараясь добросовестно выполнять свои обеты.
нама-шрештхам манум апи шачи-путрам атра сварупам,
рупам тасйаграджам уру-пурим матхурим гоштхаватим
радха-кундам гири-варам ахо радхика-мадхавашам,
прапто йасйа пратхита-крипайа шри-гурум там нато ’сми
"Я припадаю к прекрасным лотосным стопам моего духовного учителя, по чьей милости я обрел верховное святое имя, божественную Гопала-мантру, служение сыну Шачи-маты, общение со Шрилой Сварупа Дамодарой, Рупой Госвами, и его старшим братом Санатаной Госвами, верховную обитель Матхуру, блаженную обитель Вриндавана, Божественные Радха-кунду и холм Говардхана, а также искреннее желание любовного служения Шри Радхике и Мадхаве во Вриндаване". (Рагхунатх дас Госвами, Мукта Чарита 4)