"Дорога любви"
Варароха прабху

 


Каждый год в городе Донецке проводится марафон по распространению книг Шрилы Прабхупады, посвященный Его Милости Варарохе прабху. Кто этот вайшнав? Что это за возвышенная личность, о которой так тепло вспоминают, на которую равняются?

 


Он привез сознание Кришны в Донецк

Движение сознания Кришны зародилось в Донецке благодаря распространению книг Шрилы Прабхупады. Летом 1990 года в город приехала небольшая группа преданных из Днепропетровска, возглавляемая Бхагаватачарьей прабху. Это были Ватсара прабху, Панду прабху и Варароха прабху. Они приехали, чтобы открыть здесь центр ИСККОН и распространять сознание Кришны в Донбассе. Первым временным храмом была квартира, которую предоставила для проведения программ матаджи Гаджи. 

Брахмачари неустанно распространяли книги Шрилы Прабхупады по городам Донецкой области. В то время отношение к преданным и сознанию Кришны было настороженным, распространителей часто задерживала милиция и книги отбирали. Тем не менее, наше Движение расширялось, и это происходило несмотря на то, что условия, в которых жили и совершали служение преданные, были очень аскетичными.

Все преданные совершали поистине героические усилия для распространения сознания Кришны. Среди многих возвышенных и аскетичных преданных выделялся один необычный вайшнав по имени Варароха прабху. С первых дней, как он присоединился к Движению сознания Кришны, и на протяжении всей своей жизни – до тех пор, пока Кришна не забрал его к Себе – он был погружен в миссию санкиртаны, в распространение книг Шрилы Прабхупады. Как в случае легендарного ученика Шрилы Прабхупады Шримана Джаянанды прабху, когда даже простые люди, узнав о его уходе, не могли сдержать слез,

Варароха прабху оставил глубокий след в памяти вайшнавов донецкой ятры и тысяч простых людей, которые получали через него милость Господа Чайтаньи в форме книг Шрилы Прабхупады. Неоднократно преданные были свидетелями того, как обычные люди, знавшие Варароху прабху, узнав о его уходе, не смущаясь, плакали – столь глубоким и ценным для них был опыт общения с этим вайшнавом, искренне любившим их. До сих пор, спустя столько лет после его ухода из этого мира (в 1993 году), преданные донецкой ятры проводят ежегодный летний марафон и фестиваль санкиртаны в память Варарохи прабху. 

Родился он 7 декабря 1972 года. Его родители – Александр Иванович и Ольга Александровна Кравченко – были простыми советскими людьми. В юности он любил находиться наедине с природой и искренне радовался, созерцая творение Бога вокруг себя. Он приходил в особый восторг, когда бывал с мамой в церкви. Все общепринятые утехи материаль-ного мира не интересовали его. Варароха всегда тянулся к божественному, испытывая наслаждение от духовных тем.


Будучи совсем еще молодым человеком, он серьезно занялся буддизмом, брал на себя суровые аскезы, подолгу постился и следовал обету молчания. В школе, в которой он практиковал буддизм, закапывали друг друга по очереди в землю, имитируя смерть, и через некоторое время откапывали человека, который переживал необыкновенный опыт.

Он был лучшим в этой школе, и учитель хотел сделать его своим преемником, но у Кришны был другой план на этого юношу. По воспоминаниям преданных, когда Варароха прабху встретился с Движением сознания Кришны, он сразу же раскрылся как великий вайшнав. Его глубокая преданность миссии санкиртаны поражала всех вокруг. На всех марафонах Шрилы Парабхупады Варароха занимал первое место в Донецке. Как-то за один день по подписке он распространил 400 книг.

Но большое количество распространенных книг было не единственным и далеко не главным его достоинством. Он был одновременно мягким и в то же время очень решительным преданным. Создавалось впечатление, что он пребывает в постоянной медитации на Кришну и распространение книг о Кришне. Никто ни разу не слышал от него праджалпы, и он никогда ни на что не жаловался. В то же время он не был сухим, а наоборот – всегда оживлялся, когда речь касалась трансцендентных предметов, особенно проповеди. Варароха никогда не спорил с вайшнавами, всегда говорил что-то такое, что усиливало преданность и веру в Кришну. Преданные, которым случилось находиться в его обществе, преображались, становились серьезнее в сознании Кришны и в миссии распространения книг. Глядя на него, можно было видеть того преданного, который описывается в наших книгах.

 

«Я хочу домой к Небесному отцу» 

Он ушел 26 июня 1993 года, когда ему был 21 год. В начале года, весной, он вернулся из поездки в Индию. Он был счастлив, очень хорошо выглядел, поправился. Вернувшись, он сказал своей маме: «Я хочу домой к Небесному отцу». Спустя некоторое время после этого он ушел. Господь исполнил его желание.

«Тот, кто открывает эту высочайшую тайну Моим бхактам, непременно возвысится до чистого преданного служения и в конце вернется ко Мне» (Бхагавад-гита., 18.68).


Ольга Александровна Кравченко, мама Варарохи прабху вспоминает:

"Родственники очень любили Вадика. Я хорошо помню, что, когда он был еще маленьким, он просил не говорить о других плохо. Он никогда не вступал в драки. Он не интересовался игрушками. Мы перестали их ему покупать, когда увидели, что он в них не играет. Он больше рисовал или что-то рассматривал. С первого класса Вадик активно занимался спортом. У него очень хорошо получалось, и ему это было интересно. 

Где-то с десяти лет он начал искать себя. Он любил ходить в церковь на праздники и вообще при любой возможности, долго стоял там. Ему нравилась та атмосфера. В четырнадцать лет он поехал в общину Порфирия Иванова, пожил там, а через год занялся буддизмом. Его интерес к духовной жизни был очень естественным. Когда он начал заниматься в группе буддистов, он, будучи еще совсем молодым, заменял учителя на занятиях, когда тому нужно было куда-то уехать. Я помню, что он не встречался с девушками и в пятнадцать лет подошел ко мне и попросил благословения стать монахом.

Он не был привязан к материальному. Помню, привезешь ему новую обувь вместо старых шлепанцев, и через несколько дней он опять в старых ходит, а новые уже кому-то отдал. Когда он уже заканчивал школу в 1990 году, он как-то сказал мне, что не будет получать аттестат, что тот ему не нужен, на что я ответила, что он нужен мне. На выпускной он пошел в повседневной одежде. Он не принимал особого участия в празднике. После выпускного он принес мне аттестат и сказал: «Это – тебе!»

Он вел дневник. Он ценил каждую минуту, и весь его день был расписан, он знал, что и когда будет делать. Он очень ценил время. Всегда ложился спать рано. В дневнике он также записывал свои мысли, наблюдения, там есть также описания его снов. Часто это были цветные сны. Один из них о том, как он в желтых одеждах встречает учителя – это был Прабхупада! На одной из эзотерических программ, которые после духовного голода в Советском Союзе были тогда популярны, Вадик впервые увидел книги Прабхупады и преданных. Он начал общаться с преданными. Сделал дома алтарик, сам начал готовить дома хлеб и другой прасад.

 

В армию к Господу Чайтанье

Как-то он подошел ко мне и попросил благословения переехать в храм. Я его благословила. Он переехал в храм, и тут начали приходить повестки из военкомата. Я знала: две-три повестки придет, а потом приедет милиция. В результате вызвали меня, и я говорила с офицером в кабинете. Перед этим я подошла дома к алтарю, который сделал Варароха, и помолилась Кришне, чтобы Он помог. В военкомате я сама была удивлена тому, как говорила с этим офицером о Варарохе, о его вегетарианстве и убеждениях – очень складно и доходчиво. Но тем не менее в военкомате захотели увидеться с ним лично. В тот момент он уехал с преданными по региону распространять книги, и всё, что я знала – это то, что он в городе Мариуполь. Мобильных телефонов тогда не было. Я пошла в его комнату к алтарю и попросила: «Кришна, помоги мне его найти!» На следующий день я поехала в город Мариуполь, и Кришна помог. Я увидела преданного, который распространял книги около центрального универмага. Он сказал, что Варароха поехал в другой город и будет вечером. Он привел меня в комнату, где они остановились. Там не было ничего, кроме пачек с книгами. Когда вернулся Варароха, он пообещал, что приедет в военкомат на следующий день. Помню ещё, что тогда они поднесли Кришне молоко и яблоки – это была вся их еда тем вечером. История с армией закончилась, не начавшись. Господь устроил все мистическим образом – никто из комиссии военкомата не пришел на назначенную с ним встречу, а впоследствии его как-то само собой освободили от военной службы. До сих пор я удивляюсь, как в то сложное время стало возможным, чтобы человека без последствий освободили от обязательной службы в армии. Без воли Господа здесь не обошлось.

Когда болезнь Варарохи обострилась, мы с преданными перевезли его в больницу. Врач сказал, что с таким диагнозом и минуты не живут. Из-за его болезни в его крови уже практически не было красных телец. Практически в нем не было крови. Он продержался три дня, прощаясь с преданными. В палате постоянно звучали киртан и лекции Прабхупады. На стене висело большое изображение Господа Чайтаньи. Три дня Варароха лежал, обессиленный, на кровати. В какой-то момент он приподнялся и с улыбкой на лице протянул руки к изображению Господа Чайтаньи. Его глаза уже не видели, но он смотрел в другой мир. После этого он лег и уже больше не вставал. Через несколько часов он оставил тело. 

 



Тот, кто достиг вершин сознания Кришны

Сарвамангала прабху:

"Варароха прабху не просто опередил события. Тогда он говорил о предметах, которые только сейчас стали обсуждаться очень подробно. Например, забота о преданных. Он был глубоко убежден, что это естественно, что так и должно происходить. Ему не нужно было для этого говорить о какой-то сложной системе опекунства, кураторства… Он не подчинялся в этом никакой системе — это было его дыхание. Он был способен жертвовать даже своим духовным комфортом ради других.

Во время, когда начался «бхакта-програм», алтарная была полностью забита книгами под потолок. В коридорчике перед кухней было немного места, что бы сидеть. Варароха прабху предложил всем своё служение (в то время в ашраме жило человек тридцать). Он сказал:

«У нас будет бхакта-програм, и после занятий я буду сидеть здесь, и если у кого-то есть какие-то трудности или личные вопросы — подходите, мы с вами поговорим».

Он говорил это заглядывая в глаза каждому человеку. И он не преувеличивал, потому что был готов потратить времени столько, сколько это требовало. Это было именно так, он был полностью в распоряжении преданных. Это было сознание, которое он принес в нашу ятру. Можно сравнить с облаком пыли, поднятым проезжающим автомобилем. Пыль постепенно садится, но как только автомобиль проехал она заполняет все пространство.

Его садхана была непоколебима. Когда везде был какой-то шум, все что-то рассказывали друг другу, он отворачивался лицом к стене, одевал в уши беруши, брал маленький фонарик, которым он светил на книгу, и он читал эту книгу, отвернувшись лицом к стене. И при всей его такой строгости и непоколебимости, он также понимал, что вовлекать в процесс санкиртаны новых людей — это его миссия. Эти новые люди, которые попадали в его группу санкиртаны, это были сантехники, шахтеры… И через месяц марафона в сводках санкиртаны можно было видеть их № 5, № 6 по СССР… Это было уму не постижимо. Своим осознанием он мог заражать бесконечное количество людей.

Я хорошо помню одну харинаму. Мы приехали в Макеевку к автовокзалу, и выстроились под стенкой. Я был одет в спортивный костюм, потому что я был около двух недель с преданными… ни веры, ни понимания. Я думал:

Быстрей бы кто-нибудь говорил о философии, потому что когда мы говорим о философии, это единственное, что придает нам хоть какой-то вес в глазах этих людей, иначе они смотрят, и они убеждены что это какие-то зазомбированные, не понимающие, что они делают люди.

И вот мы выстроились как на расстрел, перед нами стояла аудитория человек из ста наверно… и это все были какие-то агрессивно настроенные люди, а впереди стояли самые агрессивные. Они кричали, подталкивая других кричать им в унисон… на их лицах был оскал такой… им не нравилось все: как мы выглядим, что мы делаем. Их не интересовало вообще ничего. Я чувствовал себя как декабрист перед расстрелом. В одну секунду вперед вышел Варароха прабху с караталами в руках (небыло даже микрофона) и запел: «Харе Кришна Харе Кришна…». Он делал несколько шагов навстречу этой аудитории, вовлекая их в танец. Он подходил к ним и звал их, чуть ли не хватая их за руки, вытаскивая их. Они начали отшучиваясь улыбаться. Их оскал сменился на улыбку, оглядываясь по сторонам они начали улыбаться друг другу. Через 15 минут они начали прихлопывать, через 40 минут это превратилось в хоровод, в котором танцевали все эти еще недавно агрессивные люди, а Варароха стоял, как на видео можно видеть Прабхупаду, который смотрит и наслаждается всем этим зрелищем танцующих преданных. Еще несколько десятков стало воспевать. Он искренне радовался этому.

Кришна соприкоснул нас с человеком, о котором Ниранджана Свами Махарадж сказал (это он сказал на квартире на Тренева, наверно 93 год.), что среди вас появится человек, который достигнет вершин сознания Кришны. И наше служение в том, чтобы мы помнили, чтили таких преданных. Присылая уполномоченных преданных, Господь хочет нас чему-то научить."

 

Вандана деви даси:

"Варароху прабху я увидела, когда в первый раз приехала на программу в Донецк. Небольшая комната была битком забита. Коридор тоже был забит гостями. Пришло время раздачи прасада, и Варароха прабху принес хлеб раздавать. Я помню его очень четко. Я всего лишь получила от него хлеб, но было видно, что эта личность не от мира сего. Таким он остался в моей памяти. Он выделялся даже внешне. Просто глядя на него, понимаешь: это очень высокого уровня святая личность."

 


«Вы себе не принадлежите…»

Абхинанда прабху:

"Варароха прабху посвятил всю свою молодость сознанию Кришны. Его преданность выделяла его среди всех остальных. Есть видеозапись преподнесения в Германии духовному учителю результатов санкиртаны. Сидит на вьясасане духовный учитель, и ему преподносят результаты распространения книг, называя, как обычно, от меньшего к большему, и в конце подводят итоги – сколько страна распространила: «Эта страна столько распространила, та страна – столько», а потом – пауза, и оглашают результаты одного человека, который распространил больше, чем несколько регионов вместе взятых. Тогда исчисляли результаты тоннами. В прямом смысле, а не в переносном. Варароха говорил о распространении: «Вы себе не принадлежите, как будто подвешены в каких-то энергиях, которые действуют через вас, нет уже ничего вашего…» Это – пик самадхи в распространении книг, когда человек проповедует даже во сне. А когда речь заходит об отдыхе, те, кто пребывает в этом состоянии, не хотят останавливаться вообще.

У Варарохи, когда он приехал в Донецк после московской санкиртаны по северным регионам, отдых был в том, что мы распространяли книги по домам. Вот так мы отдыхаем – просто меняем вид распространения книг. Он смог отдать все силы, которые у него были, распространению книг; он отдал себя как душу…

Варароха все время был спокоен и невозмутим. Он никогда не говорил пустых слов – это без преувеличения. И никогда не жаловался. Условия были ужасные. Мы могли ехать в какой-то город, где нас никто не ждал. По дороге мы сворачивали на привал, и он говорил, что надо приготовить еду. Я говорил: «У нас нет воды, и я не умею готовить». Он отвечал: «Ничего, то, что мы будем готовить, ты сможешь». Это были заготовленные хлебцы и иногда сметана. Имелось в виду, что приготовить – это поднести Кришне. Воду для приготовления дала он брал просто в неизвестном ручейке, протекавшем неподалеку.

Однажды мы с Варарохой прабху заходили в бухгалтерию, и нужно было убедить бухгалтера в очень простой вещи: мы сейчас у вас берем деньги, а книги приносим потом. Потому что нас подвели и книг в наличии не было, а «закрывать» надо было прямо сейчас. И это все надо было как-то объяснить бухгалтеру. Бухгалтер и слушать не хотела, и я попросил ее подождать, пока придет наш начальник (я имел в виду Варароху). Она представила себе «начальника», но вот заходит молодой парень, садится напротив нее и говорит: «Вы себе не представляете! Сейчас – эра Господа Чайтаньи… Я понимаю, что Вы не знаете, я сейчас Вам объясню, что такое эра Господа Чайтаньи…»

И эта женщина – солидный, неприступный бухгалтер – начала плакать. Она плакала, стеснялась, что плачет, и говорила: «Я ничего не могу с собой поделать. Что происходит?»

В итоге она встает и говорит: «Хорошо, пойдемте!» Заходит в отдел, а там много людей сидит, что-то считают, и человек заветный, который на деньгах сидит, кассир – тоже что-то считает. Она заходит и кассиру говорит: «Выдай (и называет хорошую цифру) наличкой вот этим людям» – и уходит. Никаких документов, расписок, просто – слова бухгалтера. Бухгалтер ушла, и кассир начала выдавать, считать. Варароха спокойно складывает всё в дипломат и говорит: «До свиданья!» И потом вдруг кассира осенило: «Стойте! А документы какие-нибудь?» А у нас даже паспортов не было. Все так и замерли в этой комнате. Уносят деньги неизвестно кто! И Варароха говорит: «Вы не знаете? Сейчас…», достает книгу, и теперь уже всему отделу рассказывает, что происходит на самом деле. И когда он закончил, все эти люди сказали, что они тоже хотят книги. У них даже не было тени сомнения в том, что они поступают правильно.

Люди, которым он распространял книги, долгое время помнили о нем. Реально он привязывал к себе за короткое время, и ему люди верили. Иногда даже без визуального контакта, например через дверь. И хотя люди в общем не очень склонны открывать дверь, я ни разу не видел, чтобы дверь не открыли ему. 

 

Марафон Нрисимхадева

Наступил марафон Нрисимхадева, и, конечно, ожидались лилы Нрисимхадева. Варароха ждал марафона особенно, потому что в это время доступна особая милость Господа Нрисимхи. И он не стеснялся молиться при других. У него были очень искренние молитвы.

Однажды мы приехали в какое-то полузаброшенное село, на рынок, и он начал молиться Нрисимхадеву. Я запомнил эту молитву, потому что она была как бы неуместной. Надо выходить, что-то делать, не тратить время. Но он настолько духовно подходил к процессу, что соединил ладони и начал молиться: «Дорогой Нрисимхадев! Пожалуйста, устрой так, чтобы эти люди получили книги, сделай нас инструментом!» Его молитва сводилась к просьбе, чтобы Господь дал этим людям благо. Потом он шел и действовал согласно тому, что просил.

И вот мы распространяли на рынке, который уже закрывался, но Варароха распространял «не поднимая головы». И всем он говорил одно и то же, но кришна-шакти захватывала людей, и они шли домой, рассказывали соседям, и те приходили за книгой. Варароха распространил все книги до последней, и сказал, что это – хорошее место: на этом рынке очень много людей. Он даже не заметил, что люди были только вокруг столика, где он распространял – больше никого нигде не было.

Однажды мы приехали на машине на какой-то рынок. Шли девяностые годы, и бандиты собирали пошлины со всех, кто что-то продает. Там все было распределено, с их точки зрения, но мы не попросили разрешения и очень бойко стали распространять книги. Они какое-то время наблюдали, а потом один из них подошел ко мне и сказал, что мы должны заплатить им определенную сумму. Я передал это Варарохе, но тот сказал: «Нет-нет, мы платить не будем!» Он даже особого внимания на них не обратил, а это больше всего им и не нравится. Человек, который собирал деньги, пошел кому-то жаловаться по их «парампаре», и к нам пришел человек покрупнее. Он вместо приветствия ударил ногой по нашему столу, скинул книги и сказал, что если мы не хотим по-хорошему, то будет по-плохому. Он ушел, и я понял, что надо уезжать. Мы никого вообще не знаем здесь, и неизвестно, чем все закончится. Варароха сказал: «Нет, мы продолжим распространять!»

Но люди, узнав, что мы на «мушке» у бандитов, стали бояться подходить, и распространение остановилось. Один-единственный человек подъехал на велосипеде и прошептал: «Я вижу, вы – хорошие ребята. Уходите как можно быстрей, потому что у вас будут очень большие неприятности, и вам никто тут не поможет!»

Мне было интересно, как Варароха поступит, а он сказал, что надо молиться Кришне. И он был не просто спокоен, но радостен, и вот это уже было трудно понять. Но он был очень счастлив и полон энтузиазма. И вот время вышло, и тот первый человек подошел за данью. Варароха что-то сказал ему – я не помню, что именно (для меня это был не совсем понятный набор слов), но на бандита это произвело очень сильное впечатление. Он отошел в сторонку и сказал: «Я, вообще-то, как бы тоже верующий…»

В дальнейшем развитии событий он не участвовал. Пришел второй человек, и поскольку он увидел, что нет страха (а такие люди, когда видят, что нет страха, сами начинают бояться), он начал выяснять, кто за нами стоит. Поскольку он никак не мог этого выяснить, он решил позвать самого главного. И вот подходит самый главный. Варароха достает «Бхагавад-гиту» и начинает показывать ему картинки, где половина лица – человека, а половина – животного (в то время это была классика презентации), начинает объяснять. Этот человек выслушал все и говорит: «Ну, вы, ребята – молодцы, я такое в первый раз в жизни вижу. Вы произвели сильное впечатление на меня. Поэтому продолжайте распространять. Меня зовут N. Если будут какие-то проблемы, можете обращаться лично ко мне». Потом берет эту «Бхагавад-гиту», потому что она ему понравилась, и собирается уходить. А Варароха кричит ему: «Подождите! А пожертвование?» И это была кульминация. Люди смотрят: этот человек привык всегда забирать, он не знал слова «возьми», он знал только слово «дай». Бандит посмотрел вокруг и потом говорит: «Я тебя сейчас убью. Ты не знаешь, как ты меня сейчас обидел!» А Варароха отвечает: «Нет, это нормально – жертвовать. Вы получите благо».

Он просто хотел ему помочь. Тот человек, конечно, ничего не дал, но сильно впечатлился Варарохой. А потом опять подъехал человек на велосипеде и сказал, что такого никогда не видел и что фильм можно снимать по этому сюжету. Он взял целый комплект. И другие люди спрашивали: «Как это возможно?» А Варароха отвечал им: «Читайте эти книги, и у вас все получится, как у нас!»


 

 

Варароха остался звездой, которая не меркнет до сих пор

Шабдабрахма прабху :

"В конце 80х–начале 90х годов было очень модным увлечение восточными единоборствами. В основном это привлекало тем, что там есть что-то мистическое. Я часто сталкивался с тем, что люди, начитавшись восточной философии, начинали меня учить. Но я видел, насколько их начитанность не стыкуется с их образом жизни. Я просто не верил им.

И вот в апреле 1990 года я получил «Бхагавад-гиту», и последовал взрыв всего моего мировоззрения. Величайшая философия! Я задался вопросом: философия великая, но где же последователи? Человек, который дал мне книгу, не встречался с преданными, и, таким образом, никакого представления о кришнаитах у меня не было. Он сказал мне, что такую книгу можно купить у «проезжих кришнаитов, которые иногда бывают в Донецке».

И вот спустя три месяца я прочитал в газете объявление, что в ДК «Юность» будет проходить лекция, которую будет читать ясновидящий, перед лекцией будут распространяться книги, и, кажется, там упоминалась «Бхагавад-гита». Я буквально полетел на эту встречу. Приехал я раньше, так как боялся потерять возможность купить «Гиту» и увидеть преданных. Кто они? Что за люди? Стоит ли им верить?.. Подтверждена ли их философия их жизнью?

И вот я прилип к стеклянной двери, надеясь первым влететь в зал. Там зал на тысячу человек, и книг может не хватить! И вдруг какая-то тишина наступила, и все устремились куда-то назад. Я тоже повернулся, и вижу такую картину: к этой двери, где я стою, идет небольшая группа людей, человек шесть. Они словно парили в воздухе… и в первом ряду шел Вадик, будущий Варароха. Он выглядел очень изящным. По его чертам было видно, что он чуткий и нежный – это было первое качество, которое я отметил. Второе качество – что он открыт, общителен и доброжелателен до крайней степени. Преданные шли в дхоти и куртах, не боясь, что их как-то осудят, как-то не примут. Они выглядели очень отреченными. Их спокойствие, умиротворенность и легкая улыбка запечатлелись как самскара, как ответ на мой вопрос.

Варароха остался звездой, которая не меркнет до сих пор. "

 


Чистое изложение сознания Кришны через уста Варарохи прабху

Кишора Гопал (Аниша) прабху :

"У меня были права, и меня посадили за руль. Кришна устроил так, что в марафон Шрилы Прабхупады я попал в группу Варарохи прабху, и попал в качестве водителя. Нас было человек десять-двенадцать. Дханада прабху был правой рукой Варарохи прабху. Нам выделили район Тереза, Шахтерск, Снежное, и мы там объезжали все шахты. Надо было возить преданных на несколько нарядов – на девять утра, на шестнадцать дня и на двенадцать ночи. Как водитель я был вынужден ездить на все наряды, и Варароха прабху тоже ездил на все наряды. Это был такой человек, который не мог себе позволить не проповедовать даже ночью.

Я не слышал его проповеди, но однажды, по милости Кришны, я заехал за преданными на одну шахту и пошел их искать. В приемной их не было, и я пошел в бухгалтерию. Там я увидел такую картину: Варароха прабху проповедовал сидящим за столами женщинам, и эти женщины сидели как будто завороженные. Они не могли ни сказать ничего, ни пошевелиться, словно находились под глубоким гипнозом. Когда я туда зашел, я не понял, в чем дело, но меня тоже до какой-то степени загипнотизировала эта проповедь. Я не помню, что он говорил, я просто попал в это поле… но это был не гипноз, это было чистое изложение сознания Кришны через уста Варарохи прабху – Кришна играл через него. Если Кришна играет на Своей флейте, все вокруг замирают. Мы все просто замерли, это было непередаваемое ощущение полнейшего блаженства.

Варароха прабху никогда никого не критиковал. Он был удвивительный человек. Однажды я подъезжал очень близко к задней части впереди стоящего автомобиля, и он сказал: «Удовлетворение чувств». Я подумал: «Что он имеет в виду?» Только через много лет я начал понимать: я наслаждался мыслью о том, что контролирую ситуацию."

 

 

Шри Гарбха прабху :

"Мы распространяли книги в Мариуполе. Я только-только пришел в храм. Мне выпал случай поехать с Варарохой. Это был июнь 1990 года. Он готовил такой чудесный прасад! Просто рис с овощами или крупа с картошкой и морковкой, но я никогда не ел такого вкусного прасада. Варароха прабху так искренне молился Кришне. Каждый вечер после программы он повторял перед алтарем вслух такую молитву: «Дорогие Шри Шри Гаура-Нитай! Пожалуйста, займите меня преданным служением двадцать четыре часа в сутки». Это он произносил очень искренне.

 

 

Олицетворение духа аскезы и преданности санкиртане

Нарахари прабху:

"Мы все – личности, и Кришна – тоже личность. Иногда Его желания не совпадают с нашими желаниями. Это – факт: у Кришны есть Свои желания. И преданное служение Кришне означает делать то, что Он хочет. Как если мы в группе санкиртаны спрашиваем: «Как ты хочешь решить эту проблему?», и человек говорит: «Я считаю, что надо так сделать». И мы говорим: «Ну, я тоже так считаю». Мы уступаем желаниям нашего друга. Это и есть преданное служение, когда мы уступаем желаниям Кришны. И насколько мы способны забыть о своих желаниях, о своих пристрастиях, о своем наслаждении, насколько мы способны чисто выполнять желания Кришны – настолько мы совершаем чистое преданное служение. Варароха прабху, насколько я мог это видеть тогда, очень ясно понимал, чего хочет Кришна в Кали-югу, зачем Господь Чайтанья пришел. И он посвятил всю свою жизнь без остатка именно этому. Так что мы можем взять его в пример и сделать нашу жизнь такой же совершенной, исполняя желание Кришны. И мы никогда не будем в проигрыше.

Варароха прабху был очень глубоким преданным. Его никогда не покидали мысли о распространении книг, хотя он также проводил харинамы и проповеднические программы. Весь его режим дня был посвящен распространению книг, и неважно, сколько нужно было тащить на себе книг, мало ли было прасада – он не обращал на это внимания.

В те годы все преданные были достаточно аскетичны, но Варароха прабху являлся олицетворением духа аскезы и преданности санкиртане. Он никогда не задавал никаких вопросов, никогда не выражал сомнений. Он делал все так, как будто делает это последние 20 лет. Он проповедовал проникновенно, каждое слово было наполнено глубоким осознанием.

Придя в Движение Господа Чайтаньи, он быстро возвысился до высших уровней преданности. Он никогда не терял времени. Жизнь его была расписана по часам. Санкиртана, немного отдыха, и снова книги, рюкзак и дальний путь. Никогда не останавливаясь, Варароха был первым во всем. Он шел и вел за собой всех нас. Мы всегда удивлялись, откуда он знает, что нужно делать, где он черпает свое вдохновение. У него был духовный вкус. Ничего материального – ни на физическом, ни на тонком плане – больше не интересовало его. Что же кроме проповеди сознания Кришны он мог делать в этом мире?

С самого детства Варароха тянулся к духовному. Игры и увлечения обычных детей не привлекали его. Ему нравилось поститься, совершать суровые аскезы. Он был последователем Порфирия Иванова, серьезно занимался буддизмом, изучал всевозможные философии, но только встретившись с Кришной и Его преданными, раскрылся и погрузился в блаженство преданного служения. Однажды он рассказывал мне, как это случилось. Он попал впервые на программу по духовной биоэнергетике. Услышав «Джая Радха-Мадхава» в исполнении Кривоногова, он от переполнявших его чувств хотел подбежать и обнять лектора. После выступления он хотел встретиться с ним в гостинице. Хотя Кривоногов жил на четвертом или пятом этаже, и Варароху не пропускали, он готов был карабкаться по балконам, лишь бы поговорить с ним, узнать о Кришне и присоединиться к океану блаженства движения Чайтаньи Махапрабху – к тому, чего он никогда не мог найти в этом темном, призрачном мире.

Он навсегда останется примером, которому мы будем следовать. На его деяния мы будем медитировать до конца своих дней. И может быть, когда мы подойдем к своей последней черте, мы так же посмотрим в глаза Кришне, как это сделал Варароха прабху, и скажем: «Забери меня к Себе, в этом мире нас уже ничто не привлекает – только Твои лотосные стопы!»

Мы просим Варароху прабху благословить нас на эту удачу."

 


"Не нужно считать себя кем-то значительным…"

Навадвипа Чандра прабху :

"На встречу с преданными меня пригласила распространительница книг. Я хотя и боялся, но в то же время жаждал общения с преданными, чтоб разрешить свои сомнения – у меня было много вопросов. Когда мы пришли, открылись двери, и первым я увидел Варароху прабху, он стоял прямо передо мной, улыбнулся и спросил: "Вы читаете наши книги?" – "Да, читаю." – "Очень хорошо! Пожалуйста, проходите!" Этот момент встречи мне запомнился, хоть он и был очень кратким – появилось чувство, что тебе рады и тебя уважают. Это внимание было очень приятным – ведь, как правило, на программах много людей, и новые люди часто чувствуют себя неловко в незнакомой атмосфере.

Помню, тогда на программе я стоял рядом с одним преданным, который повторял мантру, и для меня было удивительно, что её так долго можно повторять. Тогда я так и не дождался, когда он закончит. В то время я иногда просился ночевать в ашрам. Я хотел уже жить в ашраме, но были трудности – родители максимум позволяли иногда оставаться на ночь, но не более. Я помню эту небольшую храмовую комнату, в которой ночевало так много преданных, что преданные спали очень близко друг к другу – так, что оставался только один узкий проход, по которому можно было пройти. Соответственно, утром была большая очередь в ванную и туалет. Я попал туда, когда перед зеркалом стоял Варароха прабху. Он, увидев, что у меня не было никаких туалетных принадлежностей, протянул мне бритву с новым лезвием и сказал: «В сознании Кришны все должно быть чисто выбрито!»

С тех времен мне вспоминается ещё один эпизод – праздник Говардхана-пуджи в центре города. Преданные установили большие колонки, из которых лилось: «Джая Радха-Мадхава» и «Харе Кришна» очень громко. Преданные были рады, в отличие от некоторых местных жителей. Вскоре привезли шестьсоткилограммовый Говардхан из халавы и сладкого риса, украшенный гулабджамунами и разными сладкими шариками. Интересно, что тогда было решено перевозить его целиком, так как разрезать на части Говардхан для транспортировки посчитали апарадхой. Сейчас я даже не представляю себе, как можно целиком переносить шестьсоткилограммовый торт, но помню, как преданные снимали его с машины и несли на носилках. Тогда все люди на празднике вкусили эту маха-милость.

Всё это происходило около института, в котором я тогда учился, и я, взяв стакан с халавой, пошел туда. По дороге я понял, что накормить здесь нужно многих, но как это сделать с одним стаканом и одной ложечкой? Подходя к людям – сначала к руководителю кафедры, потом – к аспирантам и старшим студентам – я просто говорил, что надо попробовать, чтобы родиться человеком, и кормил всех с этой ложечки, и никто не отказался, чему я был, конечно, очень удивлен.

У меня сохранился дневник Варарохи прабху, которой мне достался в подарок после его ухода. В основном, все мысли в нем – о смирении и терпении, что не нужно считать себя гуру, считать себя кем-то значительным…"


 


«Здесь мне не нравится, я хочу в духовный мир»

Кришначаран прабху :

"В моей памяти хранится несколько эпизодов общения с Варарохой прабху. Я также хотел поделиться одной историей, которую мне недавно рассказал Апати прабху.

Варароха прабху был лидером санкиртаны. Однажды они вдвоем – Апати и Варароха прабху – поехали на выездную санкиртану в Таганрог. Они должны были прибыть туда в полночь, и Апати беспокоил вопрос о том, где они будут ночевать, на что Варароха прабху отвечал: «Не беспокойся! Кришна что-нибудь придумает». Выйдя на вокзале с рюкзаками и тележками, полными книг, они просто пошли прямо по ночному городу и в результате пришли к какой-то гостинице. Обратившись к администратору гостиницы, они благополучно получили места в комнате, где уже спало двадцать человек. Разместившись, Варароха прабху сказал: «Видишь – Кришна позаботился. Завтра – на санкиртану!»

Апати прабху рассказывал, что, когда Варароху высаживали где-то на улице для распространения книг и спрашивали, подходит ли ему место, он, не задумываясь, говорил: «Подходит!» В тот день Апати подобрал себе более или менее людное место для распространения, а Варораха стоял чуть поодаль. Его правая рука была в мешочке с четками, в который он складывал лакшми, а левой он давал книги. Через некоторое время мешочек Варарохи прабху заметно увеличился в размерах, что привлекло внимание местных рэкетиров. Дело было в начале девяностых годов, и такого рода ребята достаточно часто встречались преданным. Заметив назревающую ситуацию, Апати прабху сказал об этом Варарохе, на что тот ответил: «Ничего, ты, главное, распространяй!»

Через некоторое время несколько ребят в спортивных костюмах окружили их кольцом и, немного приподняв над землей, понесли в ближайший парк. Варароха крепко держал тележку с книгами и негромко повторял молитву Нрисимхадеву. Увидев это, Апати прабху последовал его примеру. Их завели в середину парка, и тут непонятно откуда подъехал какой-то старый «москвич» зеленого цвета, на котором мелкими буквами было написано «Милиция». Из него выбежал какой-то старичок, начал что-то кричать на этих ребят, махать палкой, в результате разогнал их всех, сел в машину и уехал. Через мгновение Варароха и Апати остались вдвоем посреди парка.

Апати прабху рассказывал, что однажды они откровенно беседовали, и Варароха прабху спросил у него: «О чем ты мечтаешь?» Апати прабху не смог сказать ничего определенного. «А я мечтаю вернуться в духовный мир. У меня такая цель. Здесь мне не нравится, я хочу в духовный мир».

В те времена я уже был семейным человеком, тогда как основная масса преданных была брахмачари. Я мог наблюдать ситуацию немного извне, не как житель храма. И я тогда заметил, что Варароха прабху, когда раздает прасад, делает это без какой-то задней мысли – не опасаясь, что ему чего-то может не хватить, он раздает до дна."

 

Люди с другой планеты

Лакшман прабху :

"На моей памяти было несколько периодов в нашем Движении относительно общего настроения и условий для проповеди. Первая волна – это восьмидесятые, когда сажали в тюрьмы, сложное время для преданных. Потом – вторая: девяностые, уже не так аскетично, не запрещали распространять книги. Ну а сейчас – делай, что хочешь, нет препятствий, и этим надо пользоваться.

Первые преданные, которых я увидел, произвели на меня очень глубокое впечатление. Как мне показалось, это были люди с другой планеты. Варароха прабху был одним из них. К тому времени мне уже изрядно надоела материальная жизнь, но был страх. На одной из первых нама-хатт я подошел к Варарохе и спросил относительно этого. Он вселил в меня уверенность: «Кришна поможет!» Эта нама-хатта была квартирой на девятом этаже, воду давали по часам, потому, хоть и была зима, мы выходили на улицу, чтобы омыться под колонкой, потом успевали погладить дхоти, одеться и в четыре утра прийти на мангала-арати. Пели тихо, чтобы не разбудить соседей. Это были девяностые годы – распад Советского Союза, безработица, людям не выдавали зарплату. И хотя тогда три книги могли стоить месячный заработок одного шахтера, Варароха прабху и другие преданные умудрялись подписывать целые шахты, распространяя сотни комплектов. Для меня это была мистика.

Мы распространяли книги по промышленным предприятиям и шахтам. Варароха прабху распространял, особо не вдаваясь в философию. Он просто заходил в комнату, и, видя его, все понимали, что эти книги надо брать. Я же, как мог, пытался говорить о душе, реинкарнации, применял все свои навыки. Однажды, например, я говорил о вегетарианстве, и один шахтер сказал: «А как же мы работать будем? Откуда будем силы брать, если мясо есть перестанем?» Я предложил ему побороться на руках и очень легко победил его. Тогда он сказал: «Подписывай на свои книги!»

 

«Да, он ушел в духовный мир»

Аулия Чаитанья прабху :

"Когда Варароха прабху ушел, преданные не только в Донецке, но и в других городах, беспокоясь о его будущем, спросили об этом у его духовного учителя, и тот подтвердил: «Да, он ушел в духовный мир».

Что лично меня поражало в Варарохе, так это его бесстрашие. Вокруг него царила атмосфера абсолютного спокойствия. Его единственное беспокойство заключалось в том, как продолжать Движение, начатое его духовным учителем. Он думал только об этом. Кришна был в его сердце, и это чувствовалось. Никто никогда не завидовал ему, потому что он никому не завидовал, он всегда видел в других что-то хорошее. Все – даже демоны – в конце концов принимали его сторону. Когда он уже оставлял тело в больнице, было видно, что ему трудно поддерживать правильное сознание. Перед ним висели изображения Кришны и Шрилы Прабхупады. Его мама и тетя просили меня не забывать включать ему записи киртанов и самому повторять святое имя рядом с ним. Было видно, что Кришна заботится о нем. Я заметил, что Варароха не изменился – он оставался таким же мягким и чутким даже в таком состоянии. В момент его ухода я громко повторял Харе Кришна. Прабхупада хотел, чтобы Общество сознания Кришны было обществом людей, которые не видят друг в друге ничего плохого, и тогда Кришна будет присутствовать в нашей жизни."

 

Жил миссией Шрилы Прабхупады

Варапрада Гоура прабху :

"С Варарохой прабху я был знаком еще до сознания Кришны. Он был буддистом и жил рядом со мной. Потом он присоединился к днепропетровской группе преданных, возглавляемой Бхагаватачарьей прабху. Варароха прабху еще до сознания Кришны был мощным распространителем духовной литературы. Он мне распространил буддистскую книжку за шесть рублей. Уже тогда у него были качества распространителя. Когда Варароха прабху проповедовал, он говорил очень тихо. Его было еле слышно. Но книги у него брали, даже если он ничего вообще не говорил. Уже после ухода Варарохи прабху наша группа санкиртаны получила задание провести харинамы по городам Донецкой области. Проезжая по городам, где распространял Варароха, мы поражались, какое количество книг там было распространено: в некоторых – по несколько тысяч комплектов. В какой бы подъезд мы ни заходили, везде говорили: «У нас уже есть…»

Мы получали инициацию вместе с Варарохой. Я получил тогда имя «Варнаша» и не мог его запомнить. Я сказал ему, что у него какое-то непонятное имя, не звучит, а у меня – еще хуже, он ответил: «Нам дадут другие, когда будем получать санньясу», и я успокоился.

Варароха прабху очень любил харинамы. Иногда мы выходили на харинаму втроем и даже вдвоем. Шрила Прабхупада говорил, что, если вы не проповедуете, вы ничем не лучше мертвеца. Иногда я вспоминаю об этом, смотрясь в зеркало машины по дороге на работу. Ниранджана Свами говорит о своем желании восстановить атмосферу тех дней, когда мы все вместе и каждый в отдельности жили миссией Шрилы Прабхупады.

 


Миссия - помогать людям

Бхагаватачарья прабху:

"Шрила Прабхупада обещал, что те, кто будет распространять его книги, обязательно в конце этой жизни уйдут к Кришне, потому что за ними придет Господь Чайтанья лично. Варароха является подтверждением этих слов Шрилы Прабхупады, так как несколько лет своей жизни, вплоть до ухода, он полностью посвятил этой миссии распространения книг. Он решил посвятить себя служению людям. Перед уходом из дома он оставил родителям записку, в которой написал о том, что он уходит помогать людям.

К его большому счастью и удаче, он столкнулся с миссией распространения сознания Кришны. Шрила Прабхупада тоже приехал на Запад, чтобы помогать людям, чтобы спасти их от самой большой опасности – повторяющихся рождений и смертей. Варарохе прабху повезло не только в том, что он встретился с преданными, но и в том, что понял суть этого Движения. Часто даже присоединяющиеся к Движению Шрилы Прабхупады не понимают, в чем суть его Движения, но Варароха пришел, чтобы помогать людям. В этом его особенная черта, которая была заметна на протяжении всей его жизни в этом Движении.

Я не видел его часто, так как большую часть времени он был на выездной санкиртане и появлялся в храме всего раз в неделю. Говоря о его качествах, нельзя не отметить его отношения к противоположному полу. Он не был этим обеспокоен, что, безусловно, является ценным качеством для того, кто действительно хочет помогать другим.

Подобно Варарохе прабху, давайте соберем остатки своего разума и посвятим себя распространению книг Шрилы Прабхупады, чтобы действительно в конце этой жизни уйти к Кришне. Давайте будем делать это, следуя примеру Варарохи прабху, который доказал, что слова Прабхупады – абсолютная истина!"

 

Сейчас 75 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Copyright 2011 "Дорога любви". Варароха прабху.. Мариупольское общество сознания Кришны
Free Joomla Theme by Hostgator