Острый ум и чистое сердце...
«Садху – это тот, кто говорит милосердно, но без лести. Если говорить милосердно, но льстить человеку, эффекта не будет, так же как и говорить правду, но немилосердно. Поэтому искусством проповеди является сочетание этих двух качеств в речи человека». \ Бхагавад-гита, 6.42-43
Шрила Прабхупада часто встречался с журналистами и давал интервью. Но он никогда не заигрывал с прессой и не "миндальничал". Он давал прямые и честные ответы, вызывавшие уважение не только у преданных, но и у карми. Его прямота и сила веры покоряли всех и говорили о большой силе духа этой необыкновенной личности. Джая Шрила Прабхупада!
Как только пресс-конференция началась, оказалось, что многие из журналистов настроены враждебно. Молодой репортер, разозленный тем, как преданные выражали почтение, спросил, почему они, встречая Прабхупаду, прижимаются лицами к земле. Прабхупада ответил спокойно, не обращая внимания на агрессивное настроение репортера:
— Преданные простираются в поклоне, потому что царство Бога предназначено для смиренных и кротких. Я учу их быть смиренными и кроткими. Моя обязанность — собирать поклоны, так же, как сборщик налогов обязан собирать налоги.
Другой репортер, непочтительно, как на допросе, что, впрочем, обычно для людей этого типа, попытался раздуть вопрос о сборе пожертвований преданными на улицах Мельбурна.
— Вы хоть представляете себе, какое огромное количество денег ваша секта собирает за год? — спросил он.
Прабхупада улыбнулся:
— Мы можем потратить все деньги мира.
— Харибол! — вырвался у преданных возглас одобрения.
— К сожалению, вы не дали нам ничего, — добавил Прабхупада, лукаво сверкнув глазами.
Преданные рассмеялись, а Прабхупада улыбнулся еще шире.
— В настоящее время, — продолжал Прабхупада, — мы тратим, по меньшей мере, 800000 долларов в месяц.
— На что, Ваша Милость?
— На проповедь по всему миру. Мы продаем своих книг на сумму не менее 40000 долларов в месяц.
Одна журналистка спросила Прабхупаду, не хочет ли он поработать. Прабхупада поднял брови и посмотрел ей прямо в глаза.
— Мы работаем больше, чем вы — то есть, круглые сутки. Я старик, а путешествую по всему миру.
— Но разве вы не получаете большую часть своих денег путем попрошайничества? — спросил другой репортер.
Прабхупада покачал головой.
— Нет. Сами посмотрите. Даже вы не смогли бы трудиться больше, чем я. Я ведь старый человек, мне 79 лет, а я разъезжаю повсюду, объезжаю весь мир два-три раза в год. По крайней мере, вы точно не сможете столько работать.
Услышав прямой и честный ответ Прабхупады, преданные разразились аплодисментами и возгласами «Джая! Харибол!»
Еще один репортер выразил свое неодобрение по поводу роскошной машины, ожидавшей Прабхупаду у аэропорта.
— Ваша Милость, вы проповедуете очень аскетическую религию. Собираетесь ли вы жить так же аскетически и в Мельбурне? Мы знаем, что вас увезут отсюда на «роллс-ройсе».
— Мы не проповедуем аскетизм. Наша религия учит любви к Богу. — Прабхупада указал на модный костюм репортера. — Вы можете любить Бога прямо в этом костюме, ничего страшного.
— Но ведь это религия самоотречения, не так ли?
Прабхупада слегка покачал головой.
— Нет, нет. Не самоотречения. Мы используем все, зачем же нам самоотречение? Мы используем то, что совершенно необходимо, вот и все.
Репортер и не думал отступать.
— А не лучше ли было бы вам передвигаться в машине поменьше, менее роскошной и претенциозной?
Но и Прабхупада не собирался сдаваться.
— Почему? Если вы предоставляете мне «роллс-ройс», почему я должен отказываться? Это моя любезность по отношению к вам, если я соглашаюсь принять его. Гуру — это представитель Верховного Господа. Кришна ездит на золотой колеснице. Что этот «роллс-ройс»? Жесть, резина, да дерево. Я говорю: «Этого «роллс-ройса» недостаточно!»
Преданные рассмеялись дерзкой открытости Прабхупады. Он не намеревался миндальничать с прессой и явно не испытывал ни малейшего смущения. Они пришли сюда за «жаренным», они хотели скандального материала, а он говорил с ними на языке холодных фактов. Его трансцендентный стиль общения совершенно сбил их с толку.
Когда Шрила Прабхупада был в Мексике, преданные, извещенные о его желании проповедовать знаменитым людям, привели к нему местную королеву красоты. "Мисс Мексика", как и положено таким людям, проводила свою жизнь на вечеринках и светских приемах. Она настолько привыкла давать интервью, фотографироваться и вести пустопорожние светские беседы, что просто не представляла себе, как можно жить по-другому. Сидя перед Шрилой Прабхупадой, она по привычке делала очаровательные гримасы, ослепительно улыбалась, кокетливо хлопала ресницами и рассыпалась в любезностях:
- Свамиджи, мне так у вас понравилось. Я так счастлива оказаться здесь. Программа была просто великолепной. Я надеюсь, что когда-нибудь снова приду к вам.
Шрила Прабхупада серьезно смотрел на нее. У него явно не было никакого желания подыгрывать ей. Услышав последнюю фразу, он холодно спросил:
- Зачем вы хотите прийти сюда снова?
От неожиданности "Мисс Мексика" опешила. Она стала испуганно озираться по сторонам, как бы ища поддержки. Повисло неловкое молчание, а Шрила Прабхупада невозмутимо повторил свой вопрос:
- Зачем вы собираетесь прийти? Вы читали мои книги?
- Нет, - пробормотала красавица.
- Тогда зачем же вы собираетесь прийти? Почему вы говорите, что хотите прийти снова?
Пригвозденная к месту его словами, она не находила ответа. Под его пронзительным взглядом она перестала быть блистательной "мисс Мексикой" и, уменьшившись в размерах, стала крошечной душой, которую, как моллюска из раковины, вытащили из панциря и заставили быть самой собой.
- Свамиджи, мне так у вас понравилось. Я так счастлива оказаться здесь. Программа была просто великолепной. Я надеюсь, что когда-нибудь снова приду к вам.
Шрила Прабхупада серьезно смотрел на нее. У него явно не было никакого желания подыгрывать ей. Услышав последнюю фразу, он холодно спросил:
- Зачем вы хотите прийти сюда снова?
От неожиданности "Мисс Мексика" опешила. Она стала испуганно озираться по сторонам, как бы ища поддержки. Повисло неловкое молчание, а Шрила Прабхупада невозмутимо повторил свой вопрос:
- Зачем вы собираетесь прийти? Вы читали мои книги?
- Нет, - пробормотала красавица.
- Тогда зачем же вы собираетесь прийти? Почему вы говорите, что хотите прийти снова?
Пригвозденная к месту его словами, она не находила ответа. Под его пронзительным взглядом она перестала быть блистательной "мисс Мексикой" и, уменьшившись в размерах, стала крошечной душой, которую, как моллюска из раковины, вытащили из панциря и заставили быть самой собой.
"К Шриле Прабхупаде однажды пришел майавади. Он пришел только для того, чтобы поругать его перевод "Бхагават-Гиты".
Он знал санскрит, и сказал: "Свамиджи, можно я укажу Вам на Ваши ошибки в переводе?".
Прабхупада ответил: "Конечно!"
Преданные собрались в наслаждении, в предвкушении того, как Шрила Прабхупада с ним разделается. А майавади стал говорить: "Вот смотрите: Вы пишете здесь "Кришна", а в стихе про Кришну ничего не говорится. <...> Здесь написано "Йога", Вы пишите "Преданное служение Кришне". Там говорится: "Карма", вы опять пишите "Преданное служение Кришне".
Прабхупада ответил: "Конечно!"
Преданные собрались в наслаждении, в предвкушении того, как Шрила Прабхупада с ним разделается. А майавади стал говорить: "Вот смотрите: Вы пишете здесь "Кришна", а в стихе про Кришну ничего не говорится. <...> Здесь написано "Йога", Вы пишите "Преданное служение Кришне". Там говорится: "Карма", вы опять пишите "Преданное служение Кришне".
Шрила Прабхупада говорит: "Да, правда? Интересно!... А где ещё?"
Майавади стал листать "Бхагават-Гиту" до 18 главы, а у преданных лица вытягивались всё больше и больше - "Когда же Прабхупада его наконец остановит?".
В течение часа тот показывал ему разные стихи: "Здесь "Кришны" нет, а вот тут "Кришна", тут "Кришна", и тут "Кришна".
Шрила Прабхупада вежливо с ним распрощался, попросил накормить его прасадом. Ученики обратились с немым вопросом "Почему вы его не остановили", и кто-то задал этот вопрос.
Шрила Прабхупада ответил: "Как я мог его остановить, если он... о Кришне говорил постоянно!!!"
Эта история произошла в Лос-Анджелесе. Шрила Прабхупада шел по пляжу, а вокруг шли его лидеры. Лидеры – значит матсарья по определению, как часто бывает в этом мире. И эта свита шла за ним и жаловалась друг на друга: «Он такой, он сякой, он в мою зону зашел, а он мне мешает, все мешают...»
Шрила Прабхупада шел с серьезным выражением лица, ничего не говорил. За ним тянулся шлейф жалоб, кляуз, каких-то ссор. Вдруг он остановился, воткнул свою тросточку в песок, посмотрел на всех и сказал: «Я пришел, чтобы воодушевить, а ваша единственная задача – разочаровать друг друга».
Шрила Прабхупада 14 раз объехал вокруг земного шара. Он ездил, заезжал в какие-то городки, деревни. Для чего? Только для одной цели - чтобы воодушевить. Он говорил об этом снова и снова: «Я приезжаю сюда для того, чтобы воодушевить». При этом он объяснял, чем мы занимаемся.
Мы занимаемся чем-то прямо противоположным - пытаемся разочаровать, расстроить, опустить других. Это матсарья.
А Шрила Прабхупада хотел одного – он хотел, чтобы мы смогли создать атмосферу духовного мира и почувствовали, что значит находиться в атмосфере духовного мира. Если мы поймем это – жизнь наша будет очень счастливой. ( Из лекции БВГМ)