В чем ценность записей лекций Шрилы Прабхупады


 

Как ведические шастры, так и Шрила Прабхупада особо выделяют важность шраванам, слушания. Всего лишь услышав слово «моло­ко», можно сразу вспомнить все свойства молока, обыч­но воспринимаемые только посредством чувств. В этом заключается особая эффективность слушания. Точно так же, слушая о Кришне и о преданном служении, мож­но познать Кришну и начать служить Ему. «Шримад-Бхагаватам» утверждает, что, «как только человек, услы­шав послание «Бхагаватам», начинает культивировать знание, в его сердце сразу же воцаряется Верховный Господь». («Шримад Бхагаватам», 1.1.2, ком)

Хотя понятие «слушание» подразумевает еще и чте­ние, по традиции, ведическое знание передавалось имен­но через посредство слушания. Прабхупада часто исполь­зовал такие словосочетания, как, например «смиренное устное восприятие», «способность слушать», «звуковая вибрация», также он говорил о том, как «можно полу­чить послание через слушание». В одном из комментари­ев Прабхупада сказал, что в эту эпоху слушать - важнее, чем думать, так как «размышления могут быть прерваны возбужденным умом, но если человек внимательно слу­шает, то ему придется общаться со звуковой вибрацией Кришны». («Шримад Бхагаватам», 3.24.35)

В Америке Шрила Прабхупада большое внимание уделял записям своих выступлений на магнитофон. Прабхупада так описывал это в своем письме к Бхакти Тиртхе Махараджу: 

Здесь было бы уместным упомянуть случай, про­изошедший вчера вечером. Я записал собственный киртан. Когда включили одну из записей, все при­сутствующие были буквально очарованы ею, хотя и не понимали ни слова. На этом примере я еще раз убедился в справедливости слов Шрилы Харидаса Тхакура, утверждавшего, что трансцендентные зву­ки харинам Господа Чайтаньи могут принести благо даже зверям и птицам. (Письмо (66-2-1)) 


Прабхупада считал использование магнитофонов при­мером юкта-ваирагъи, т.е., согласно объяснений Рупы Госвами, использованием материальной энергии в слу­жении Господу; однако некоторые из первых слушателей Прабхупады иногда сомневались в нем из-за того, что он обладал таким «материальным» предметом роскоши, как магнитофон.

Шрила Прабхупада объясняет это в «Нектаре преданности», стр 166 :

"Для развития нашего движения сознания Кришны, мы используем множество таких приспособлений, как пишущие машинки, дикто­фоны, магнитофоны, микрофоны и самолеты Иногда нас спрашива­ют «Почему вы пользуетесь материальными вещами, если осуждае­те развитие материальной цивилизации». В действительности, мы не осуждаем. Мы просто просим людей делать то, что они делают, но в со­знании Кришны".


Прабхупада часто приводил магнитофон в качестве примера, поясняющего различие между Кришной и Его отделенной материальной энергией. Голос на пленке од­новременно един с личностью и в то же самое время отли­чен от нее, голос отделен от говорящего. Таким образом мы можем понять, что Шрила Прабхупада присутствует в записях своих речей и бхаджановв абсолютном смыс­ле этого слова.



Есть особое преимущество в слушании записей Прабхупады. Можно впитывать его проповедь, занимаясь при этом чем-то другим: к примеру, вкушая прасадам или готовя. Можно также перенестись в то вре­мя и место, где говорил Прабхупада, услышать все ту же универсальную философию сознания Кришны, ко­торую он представляет в своих книгах, но кроме того, получить еще и особое благо, слушая как он применяет ее, учитывая время и обстоятельства. На старых запи­сях вы услышите шум, доносящийся со Второй авеню, а на вриндаванских - голоса павлинов. Вы также услыши­те убежденность Прабхупады.

Иногда преданные жалуются, что не понимают сильный бенгальско-шотландско-английский акцент Прабхупады или что их отвлекают посторонние шумы. Нужно преодолеть все это и услышать, как проповедует Прабхупада. В действительности, понимать его речь со­всем не сложно и можно даже почувствовать особую пре­лесть его акцента и фразеологии.

Сам Прабхупада подчеркивал, как важно его слушать. Он считал, что его ученикам недостаточно просто читать его книги, если у них есть возможность слушать его лич­но. Даже если он говорил на хинди, языке, который понимали лишь немногие из его учеников, он ожидал от остальных, что они будут внимательно слушать. Сама по себе звуковая вибрация очищала. («Нектар Прабхупады», СДГ, 2-22)

Веды также рекомендуют постоянное, повторяюще­еся вновь и вновь слушание. Уши все равно будут что-нибудь слушать: если не кришна-катху, то звуковые ви­брации праджалпы. 

Это послание должно быть выслушано вниматель­но, и если оно поведано осознавшей себя душой, оно окажет воздействие на спящее сердце обусловлен­ной души. Постоянным слушанием можно достичь совершенного уровня самосознания. («Шримад-Бхагаватам»,1.13.14) 


Шрила Прабхупада читал лекции не только своим уче­никам, это было частью его проповеди. В какое бы место мира он ни приезжал, он давал лекции, устраивал пандалы или же проводил встречи в своей комнате. Хотя он го­ворил через свои книги, он выступал еще и лично, что­бы его также могли услышать. Он учил своих учеников, как правильно проводить лекции; чтение лекций было одним из главных видов его служения Кришне. Когда од­нажды поздно ночью очередной марафон по пропове­ди закончился, Прабхупада сказал: «Делайте так, чтобы я постоянно говорил. Это моя жизнь. Не позволяйте мне замолчать».

До образования в 1972 году ББТ речи Шрилы Прабхупады не записывались централизованно, но даже после создания ББТ качество записей было неодинако­вым из-за смены секретарей, оборудования, а также из-за отсутствия технического опыта.

Оригиналы этих записей не в очень хорошем состоя­нии, и Архив Бхактиведанты делает копии, используя более совершенную систему звукозаписи. Согласно рас­четам, на это потребуется около пяти лет, также будут нужны пожертвования. Сам Архив существует за счет средств, поступающих от распространения серии книг «Беседы со Шрилой Прабхупадой».

 

С 1978 года и по настоящее время Архивом сдела­но семьсот одиннадцать записей лекций и бесед, а так­же тридцать пять записей бхаджанов. Многие из записей плохого качества и никогда не выпускались, вместо это­го их содержание публикуется сейчас в книгах «Беседы со Шрилой Прабхупадой».

В Архиве есть пять мини-серий, включающих в себя книгу «Кришна» (тридцать три кассеты), лекции по «Нектару преданности», прочитанные в 1972 году во Вриндаване (пятнадцать кассет), лекции о Господе Капиле (двадцать одна кассета), серия лекций по книге «Учение царицы Кунти» (четырнадцать кассет) и цикл лекций по системе йоги, записанных в 1968 году (семь кассет).

Все циклы лекций очень важны, и если у преданного имеется такая возможность, он должен постараться до­стать полное собрание записей и слушать их в опреде­ленной последовательности. Записи классифицированы по обсуждаемым в лекциях стихам, а также с учетом их хронологического порядка. Таким образом любой пре­данный может следить за тем, как разворачивалась про­поведь Прабхупады.

Эти записи также разбиты на группы в зависимости от того, когда были сделаны: во время утренних прогулок, комнатных разговоров, публичных лекций или лекций по шастрам, читаемых в храмах, и т.д.

Слушая эти записи, можно явственно ощутить реак­цию Прабхупады на окружающую обстановку: например, в записи 1966 года, сделанной в магазинчике, вы услы­шите, как он внезапно говорит: «А вот ползет таракан». Слушая серию вопросов-ответов, мы проникаемся опре­деленным чувством тесной связи и близости. Слышать, как он рассказывает своим ученикам истории и бенгаль­ские шутки, которыми он хочет объяснить важные момен­ты в сознании Кришны, слышать, как он смеется или вне­запно начинает сердиться, замолкает или же становится серьезным, слышать, как он саркастично, как бы между прочим, отвечает на предложение Свами Сачитананды о проведении «симпозиума мира», говоря, что «это не сра­ботает», - всё это подобно нектару и всё это присутству­ет в записях.

Давайте рассмотрим обычную лекцию Шрилы Прабхупады (каждая из них является стандартом для всех лекций, читаемых в ИСККОН). Примерно, 35-40 ми­нут он говорил о каком-то определенном стихе из шастр. Он строил свою лекцию на комментариях к этому стиху, цитируя другие стихи в качестве подтверждения к ска­занному. У него были любимые стихи, по которым он читал лекции особенно часто. Например, из «Бхагавад-гиты» он чаще всего выбирал для лекций стих (7.1) -двадцать семь раз. А из «Шримад-Бхагаватам» он любил читать лекции по стихам (1.2.6) и (5.5.1) - каждый по три­надцать раз. Зачастую он внезапно отклонялся от темы, но в любом случае возвращал ход лекции и слушателей к исходной теме. Он всегда делал акцент на том, чтобы повторять Харе Кришна и предаться Кришне, и обычно заканчивал свои лекции тем, что призывал слушателей принять сознание Кришны.

Лекции Прабхупады - это стандарт, которому мы все должны следовать. Он всегда говорил в парампаре, ана­лизируя и ссылаясь на другие стихи. Он концентрировал внимание на данной теме, даже его так называемые ухо­ды в сторону имели определенное значение. И он всегда был полон энтузиазма в том, чтобы подвести все к сво­ей сути - просто сознанию Кришны: «Повторяйте Харе Кришна, и ваша жизнь станет возвышенной».

Хотя Шрила Прабхупада установил стандарт для лек­торов ИСККОН, нам надо быть внимательными, чтобы не начать подражать его напористому, агрессивному стилю проповеди. Некоторые преданные склонны подражать даже его «индийскому английскому», со стороны это вы­глядит несколько вычурно или кажется поведением не­образованного человека. Хотя преданным это кажется милым и навевает воспоминания, люди со стороны не всегда могут оценить это должным образом.

Возможно, у многих преданных, слушающих записи Прабхупады регулярно, возникало ощущение того, что он внезапно как бы начинает «обращаться к тебе», как если бы преданный сам задал вопрос, а Прабхупада стал отвечать, помогая решить проблемы и заботы лично это­го преданного. Данный аспект слушания лекций Шрилы Прабхупады - особо значимый. Преданные, которые дей­ствительно присутствовали во время этих разговоров, испытывали то же самое чувство; магнитофонная запись сохранила естественную живость лекций, все ударения и интонации Прабхупады. Таким образом, слушание этих записей - вполне конкретный, живой способ соединения с активным проповедником, Шрилой Прабхупадой, во­площенным в звуке.

 

 

Читать еще статьи по теме :

 

Сейчас 130 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Copyright 2011 В чем ценность записей лекций Шрилы Прабхупады. Мариупольское общество сознания Кришны
Free Joomla Theme by Hostgator