Любовь – это служение
Из воспоминаний о Шриле Прабхупаде
Е.М. Шрутакирти прабху
13 апреля 1973 год, ИСККОН, Лос-Анджелес, Калифорния
Из дневника Шрутакирти Прабху
Когда мы приехали в Нью-Двараку и вошли в комнату Шрилы Прабхупады, было около полудня. Я немедленно приготовился делать ему массаж. Я массировал его, а ум мой был сильно обеспокоен. Я не мог отогнать боль, которую мне причиняла мысль о том, что все питают сильную любовь к духовному учителю, кроме меня. Я был обманщиком, притворщиком. Наконец, разминая спину Шрилы Прабхупады, я отважился заговорить. Говорить так откровенно с ним мне еще не приходилось.
- Шрила Прабхупада, - сказал я. – Все Ваши ученики Вас так любят. Меня же очень удручает то, что я не чувствую такой глубокой любви. Тогда с Вами в аэропорту я видел, как все танцуют, поют и даже плачут. Я столько общаюсь с Вами, и тем не менее не испытываю такого всеохватывающего чувства любви, как они.
Я надеялся, что он скажет что-нибудь утешительное. Но он молчал. Я весь извелся, пока закончил делать массаж, и отправился к себе в комнату, чтобы приготовить для него обед. Повторив Гаятри-мантру, он позвал меня к себе в комнату. Я вошел, поклонился. Его лицо было очень серьезным, и это обеспокоило меня.
- Тебе нравится служить мне? – спросил он.
- О, да, Прабхупада, - сказал я.
- Мне очень нравится Вам служить.
- Значит это – любовь, - объяснил он. – Каждый может все это… петь, танцевать, прыгать вверх-вниз. Но ты действительно что-то делаешь. Это ли не любовь?
- Думаю, да, Шрила Прабхупада, - сказал я.
- Поэтому, просто служи, - продолжил он. – Это все, что нужно. Это и есть любовь. Любовь – это служение.
Преданный простодушный или плут?
10 мая 1975 г. Перт, Австралия Утренняя прогулка
Утренние прогулки со Шрилой Прабхупадой никогда не бывали скучными.
Случалось и так, что он, к огорчению некоторых преданных, которым не часто выпадала возможность сопровождать его во время прогулки, совсем не разговаривал с учениками, а просто повторял джапу. Иногда такие преданные выискивали вопросы, в надежде завязать со Шрилой Прабхупадой разговор или вовлечь его в обсуждение.
Однако он никогда не потакал нашим прихотям. Если он и отвечал на подобные вопросы, то очень кратко, затем продолжал идти молча.
Но в этот день Шрила Прабхупада был в настроении поговорить и пошутить. Улыбаясь, он спросил нас:
– Преданный простодушный или плут?
– Простодушный, Шрила Прабхупада, – ответил кто-то.
– Ты уверен? – с лукавым блеском в глазах переспросил Шрила Прабхупада. – Так простодушный или плут?
– Конечно же, простодушный! – с жаром подтвердил ученик, не ожидая никакого подвоха.
Тут Шрила Прабхупада сразил всех наповал.
– Вот и нет! На самом деле преданный хитер, да еще и как!
Мы застыли, разинув рты. Шрила Прабхупада объяснил:
– Взять меня. В этой стране все едят мясо, принимают одурманивающие вещества и занимаются всякой ерундой. Но я приехал сюда и всех обвел вокруг пальца. Своими уловками я завлек вас в сознание Кришны. В этом смысле преданный – ловкач, он умеет схитрить, при необходимости. Как я. Я всех провел. Никому из вас и дела не было до сознания Кришны, но я вас всех перехитрил.
Шрутакирти прабху «В чем сложность?»
Служить Шриле Прабхупаде было несложно, при условии, что вы в Сознании Кришны, сознании Прабхупады. Чтобы стать умелым слугой, требовалось, всего-навсего, двадцать четыре часа в сутки думать не о себе, а о нем. Не нужны были университетские дипломы.
Шрила Прабхупада учил нас, как полюбить Кришну через любовь к нему.
Он говорил мне: «Любовь проявляется в служении». И учил нас своим примером.
Шрутакирти прабху «В чем сложность?»
Брахмачари:
- Шрила Прабхупада, я бы хотел всегда сидеть у ваших божественных лотосных стоп!
Шрила Прабхупада:
- Вряд ли тебе это удастся, потому что я всегда в движении.
Шрила Прабхупада, одним из качеств, которые притягивали меня к Вам больше всего, -Ваше замечательное чувство юмора. Было так радостно осознавать, что можно развивать преданность Кришне, оставаясь при этом веселым. Однажды преданный спросил Вас, правда ли то, что Махатма Ганди, когда его застрелили, успел промолвить Святое имя Рамы?
Вы с серьезным лицом посмотрели на него и сказали: «Не знаю. Меня там не было». Мне редко удавалось предугадать, как именно Вы ответите на заданный Вам вопрос, и я неизменно наслаждался Вашим остроумием.
Шрутакирти прабху «В чем сложность?»
«Пусть его заменит кто-нибудь поумнее!»
В месяц карттика Шрила Прабхупада каждый вечер давал лекции по «Нектару преданности». В мои обязанности входило записывать эти лекции на магнитофон и заботиться о личных нуждах Шрилы Прабхупады, например, при необходимости обмахивать его веером.
Лекция началась не поздно, было еще светло. Двор был заполнен его учениками, пришли также многие бриджабаси (местные жители - ред.). Атмосфера царила абсолютно трансцендентная, если не принимать во внимание мух. Жужжа, они вились вокруг Шрилы Прабхупады в течение всей его лекции. И мне представилась прекрасная возможность послужить ему.
Я взял чамару, стал подле своего гуру и начал вращать опахалом, словно пуджари, совершающий арати для Божеств. Я был горд тем, что мне выпала возможность совершать столь желанное служение перед своими духовными братьями. Я вращал чамару вверх и вниз, не замечая, что мухи продолжают беспокоить Шрилу Прабхупаду. В какой-то момент он взмахнул рукой у лица, чтобы их отогнать. А я был так поглощен свалившимся на меня счастьем, что даже не замечал, что толка от моего служения не было никакого.
И тут, что называется «под занавес», кончик чамары подцепил с земли кусок коровьего навоза. Мой духовный учитель бегло взглянул на меня и отчетливо распорядился:
– Пусть его заменит кто-нибудь поумнее!
Я оцепенел и, казалось, простоял так целый год. Тут же ко мне подскочил молодой брахмачари по имени Кунджабихари, принял из моей вспотевшей руки чамару и принялся с большим рвением обмахивать Шрилу Прабхупаду.
Присмиревший, я превратился в одну десятитысячную кончика волоса. А Кунджабихари размахивал опахалом так неистово, что вполне мог бы погасить лесной пожар. Мухам не было оставлено ни одного шанса – несколько секунд, и их как ветром сдуло. Шрила Прабхупада больше не прерывал своей лекции. Я потихоньку перевел дух и начал приходить в себя, в то время как Прабхупада с улыбкой смотрел на Кунджабихари и кивал, одобряя служение своего более разумного ученика.
В конце лекции я поднялся и одиноко побрел к комнатам Шрилы Прабхупады. У самого входа ко мне подошел один брахмачари и сказал:
– Шрутакирти, как тебе повезло! Шрила Прабхупада так отругал тебя!
Такое случилось впервые:
Шрила Прабхупада перед всеми меня отругал. Он под корень подсек мою ложную гордость. Пережить подобное было нелегко. За эти годы он неоднократно благословлял меня подобным образом, стараясь научить, что своим служением надо удовлетворять гуру, а не совершать служение ради того, чтобы доставить удовольствие самому себе.
Шрутакирти прабху «В чем сложность?»
Шли дни, и во мне крепло желание остаться с семьей. Я никому не рассказывал об этом, но внутренне я находился в постоянных борениях. В канун моего 24-летия дальнейшие планы Шрилы Прабхупады утвердились, и он вскоре собирался уезжать из Навадвипы. Я самостоятельно решил, как поступить, хотя не все было хорошо продумано. Нервным шагом я направился к Шриле Прабхупаде, вошел и поклонился. Он был один в комнате и сидел за рабочим столом.
Никак не решаясь открыть ему свои мысли, я сел и взглянул на него. Наконец я сказал то, что на мой взгляд имело смысл. На самом же деле это было полной бессмыслицей. Я выпалил :
-Шрила Прабхупада, я хочу переменить служение. Я чувствую, что мне необходимо проповедовать.
Самое трудное было уже позади. Я сделал то, что намеревался. Он с любовью посмотрел на меня и мгновенно отреагировал. Этих слов мне не забыть.
- А моя проповедь недостаточно хороша?
Требовал ли вопрос ответа? Шрила Прабхупада с присущей ему мягкостью указывал, что мне следует заниматься своим служением, не претендуя на то, что мне заведомо не по силам.
Обусловленный своей иллюзией, со вспотевшими ладонями, я сидел перед ним. Трудно было связать свои мысли, и я не знал, что сказать. Он с состраданием посмотрел на меня. Затем ласково произнес то, что всегда будет эхом звучать в моем сердце.
- Я не люблю менять своих слуг.
Я тихо сидел перед своим самым любящим, самым заботливым духовным учителем. Он ясно дал понять, что хочет, чтобы я оставался с ним. Он не говорил, что я должен сделать это. По своей доброте он предоставлял мне возможность выбора, чтобы защитить от совершения оскорблений.
Как искусный духовный мастер, он прорубил покровы моей иллюзии, так, чтобы я смог понять, что же происходит со мной на самом деле. До этого момента я сам себе во многом не признавался. Он подвел меня к тому, чтобы и ему, и себе сказать правду.
Робко я признался:
- Шрила Прабхупада,я хотел бы остаться здесь, на Гавайях, и быть с семьей.
Улыбнувшись, он мягко произнес:
- Что же, это хорошо.
Шрутакирти прабху «В чем сложность?»
Шрила Прабхупада всегда вел себя довольно непредсказуемо для обычного понимания. Я служил ему уже восемь месяцев и полагал, что хорошо усвоил, как себя вести и как отвечать на его вопросы, чтобы не попасть впросак.
Я считал, что наши отношения строго соответствовали схеме «духовный учитель – ученик». Со временем стало понятно, что Шрила Прабхупада хотел, чтобы я отвечал на его вопросы непринужденно и откровенно. Он был очень добр. У меня никогда не возникало ощущения, что он пытается поймать меня на слове.
Однажды мы со Шрилой Прабхупадой сели в самолет компании «Эйр Индия», чтобы лететь в Мумбай. Из системы внутреннего оповещения доносилась индийская классическая музыка. Мы прошли к креслам, и Шрила Прабхупада, как обычно, сел у окна, а я – рядом с ним. Музыка все еще звучала. Он с улыбкой посмотрел на меня и спросил:
– Тебе нравится эта музыка?
Я смотрел на него ничего не выражающим взглядом, размышляя: «Что ответить? Сказать, что нравится? Звучит, конечно, неплохо, но они не поют имен Господа. Только инструментальные партии. Как это соотносится с сознанием Кришны?..»
Робея, я думал так и этак, и упустил возможность доверительного общения со своим любящим духовным учителем. Он милостиво ответил за меня:
– Музыка очень хороша.
– Да, Шрила Прабхупада, – с облегчением поддержал разговор я. – Хороша.
Я чувствовал себя притворщиком, не способным на искренность. Я был так озабочен возможными последствиями своего ответа, что позабыл о том, что Шрила Прабхупада – личность, со своими симпатиями и антипатиями. Он слушал эту музыку и вспоминал о Кришне. Я слушал ее и считал, что это майа, и думал, как бы выдержать ответ в духе сознания Кришны.
Шрутакирти прабху «В чем сложность?»
Какое животное самое красивое?
Прекрасный полдень. Чудесная погода. Солнечный свет, пробивавшийся сквозь витражное окно, заливал комнату Шрилы Прабхупады. Он ходил по комнате, повторяя джапу. Остановившись перед окном, Прабхупада выглянул в сад.
– Какое животное самое красивое? – спросил он.
– Корова? – неуверенно пробормотал я.
– Нет, ну почему же корова? – не замедлил с ответом он.
– Лошадь. Лошади очень красивые. Их мускулистые формы прекрасны.
Я думал, что раз корова – любимое животное Кришны, то, значит, это – корова. Но когда Шрила Прабхупада возразил мне, все стало на свои места.
Шрутакирти прабху «В чем сложность?»
Всегда можно было видеть, как он читает свою джапу, свои круги. И вот однажды - я был в то время здесь, в Нью-Двараке, в его апартаментах; Прабхупад читал джапу, а я просто сидел перед ним - он потянул бусину своего счётчика вниз и произнёс:
«Ну вот, закончил свои 16 кругов. Теперь можно заняться Бог знает чем.» :)))
Однажды вечером Шрила Прабхупада сидел в своем саду. Неожиданно для всех, он запел:
- Говиндам ади пурушам там ахам бхаджами, - его глаза расширились, а спина полностью выпрямилась. Потом он сказал:
- Вот в чем наша гордость. Мы - слуги самой величественной личности, Кришны. Все кому-то служат, но мы - слуги Кришны и гордимся этим.
- Он может быть, а может и не быть Богом, - хохотнув, произнес Прабхупада, - нам все равно. Мы просто любим Его, Кришну.
Шрутакирти прабху «В чем сложность?»
Однажды утром во время прогулки по Джуху в Бомбее, Прабхупада спустился из своих апартаментов в сад. Там стояла машина, на которой его отвозили на утреннюю прогулку. Прабхупаду уже ждали около пятнадцати преданных, и когда он подошел к машине, они поклонились, но один из учеников стоял, ничем не выказывая своего почтения. Заметив такое поведение, Прабхупада повернулся ко мне и сказал: «Это начало его падения».
Прабхупада не отругал своего ученика, не сказал ему ни слова, но безошибочно определил, что с ним происходит.
Чтобы избежать непочтительности и пренебрежения в отношении к своему духовному учителю, человеку всегда нужно быть очень внимательным и осторожным.
Шрутакирти прабху «Приближаясь к Шриле Прабхупаде».
Я вошел к Прабхупаде. Он читал книгу «Кришна» и сказал : «Если ты будешь просто читать эту книгу, ты можешь стать сознающим Кришну». Он сказал : «Тебе не нужно читать сотни книг. Только - эту книгу ».
На нём были очки. Я сидел перед ним.
Затем он посмотрел на меня и сказал : «Тебе не нужно даже читать всей книги. Только - одну главу. Если ты прочтёшь одну главу этой книги, ты можешь стать сознающим Кришну».
Я кивал головой : «Да, Прабхупада».
Но он продолжал пристально смотреть на меня.
Затем он сказал : «Тебе не нужно читать даже всю главу. Хотя бы - одну страницу». И он провёл пальцем по странице сверху вниз.
Затем он посмотрел и сказал : «И даже необязательно читать одну страницу. Лишь строчку». И он провёл пальцем по строке книги.
Я сказал : «Да, Прабхупада». По-прежнему глядя на меня, он сказал : «Тебе не нужно даже читать строки. Достаточно одного слова». И он показал на слово в книге.
«Если ты прочтёшь хотя бы одно слово из этой книги, ты можешь осознать Кришну. Потому что Кришна присутствует в каждом слове».
И затем он снова погрузился в книгу, а я поклонился и вышел.
Шрутакирти прабху «В чем сложность?»
В 1972 г. во время пребывания Шрилы Прабхупады в Бомбее в доме Картикеи Махадевии, произошёл необыкновенный случай. Секретарь Прабхупады Шьямасундара вместе со слугой Шрутакирти должны были отвезти Прабхупаду на Чоупатти Бич на утреннюю прогулку.