Из книги Шрилы Ниранджаны Свами "Забота о преданных":
Вопрос:
В нашем храме женщины не занимаются активной проповедью новичкам. Поэтому молодым девушкам, которые присоединяются к Движению, проповедуют брахмачари и неженатые преданные-прихожане среднего возраста. Это, конечно, нехорошо, и руководители храма, а также старшие преданные ругают их за это. Стоит ли руководителям быть строже в этом отношении или в таких случаях следует пойти на уступки, учитывая, что женщин-проповедников не хватает? Позволительно ли мужчинам проповедовать девушкам?
Ответ:
В Киеве на семинаре кураторов эту тему затерли до дыр. Я намеренно пригласил семейную пару вести этот семинар, а не взялся за него сам именно потому, что не хотел, чтобы санньяси или брахмачари брали бразды правления в свои руки. Это задача для грихастх. Каждый, кто был на киевском семинаре кураторов, должен был уяснить себе: чтобы у нашего Движения было будущее, нам нужен надежный, устойчивый грихастха-ашрам.
Помощь, которую могут оказать настоящие грихастхи общине, неоценима. В Радха-Гопинатха Мандире таких старших преданных-грихастх много, Шридам и Кишори отнюдь не составляют исключения. Муж и жена там проповедуют вместе, показывают пример, как должен жить домохозяин, и какими должны быть правильные отношения между мужчинами и женщинами.
Участники семинара кураторов стали сомневаться в том, что правила, которые приняты в Радха-Гопинатха Мандире и являющиеся традиционной частью индийской культуры, смогут прижиться у нас. Шридам и Кишори с этим не согласились. О Бомбее можно с полным правом сказать, что в мире трудно найти другой настолько же морально разложившийся город. Не надо пенять на традиции, оправдывая свое нежелание строго ограничивать общение мужчин и женщин.
Раз уж вы задали этот вопрос, я, пожалуй, воспользуюсь случаем и выскажу все, что думаю по этому поводу, не смягчая выражений. Буду честен и откровенен: мне тошно видеть, как в СНГ порой ведут себя мужчины и женщины. Все: и преданные, и непреданные, хотя преданных это касается в меньшей степени.
Это ужасно! Особенно эта неприличная манера общаться бросается в глаза на фестивалях. Брахмачари в шафрановых одеждах уединяются с женщинами и ведут с ними беседы. Я ждал подходящего случая, чтобы заговорить на эту тему, но решил начать разговор о кураторской системе на более оптимистичной ноте. Я нарочно привез с собой Шридама и Кишори, чтобы показать вам, как нужно себя вести, прежде чем объяснять, как нельзя. С этой же целью я пригласил сто пятьдесят преданных на семинар и попросил распространить преданным диск с записью этого семинара. С этой целью я намерен проводить такие семинары ежегодно. С этой целью я говорю о том, как должны правильно общаться мужчины и женщины, в каждом городе, который посещаю — я хочу, наконец, положить конец этому отвратительному явлению.
Вы видели пример, достойный подражания, — видели как грихастхи должны проповедовать, вам объяснили, что для семейных людей проповедовать и подавать хороший пример очень важно. Без настоящих грихастх, которые проповедуют и берут на себя заботу о других преданных, наша проповедь много потеряет. Скажу больше: если наши брахмачари или неженатые мужчины будут и дальше брать под крыло девушек, как они это делают сейчас, — дурной пример заразителен, — мы скатимся по наклонной плоскости.
Чтобы у нашего Движения было будущее,
нам нужен надежный, устойчивый грихастха-ашрам.
В Индии люди возмущаются поведением преданных. В Майяпуре, например, преданных из разных гаудия-матхов шокирует, когда они видят, как общаются мужчины и женщины ИСККОН. Бомбей другое дело, там можно увидеть и не такое, но в святой дхаме, во Вриндаване, например, люди просто перестают нам доверять. Жители Вриндавана не признают ИСККОН - не могут. Они видят, что наши преданные, женщины и мужчины, проводят время вместе, а также видят, как ведут себя незамужние женщины. Женщины должны находиться под опекой, но они видят, что в нашем Движении их опекают холостяки. Это смехотворно, нелепо, это ни в какие ворота не лезет.
Чтобы заботиться о женщинах в соответствии с правилами приличия, нашему Обществу нужны грихастхи. Муж и жена могут вместе опекать женщин. Холостяки опекать женщин не имеют права, равно как и незамужние женщины не имеют права опекать холостяков. Это задача для грихастх. В этом вся суть. Я собрал семинар кураторов в Киеве, чтобы такие грихастхи появились. Если их в Движении нет, взять эту задачу на себя некому. Это приводит к тому, что брахмачари принимаются проповедовать женщинам, потом те приходят в храм и привязываются к ним. «Брахмачари» делают их преданными, а потом на них женятся.
Еще раз повторю: куратор должен избрать определенный ашрам и неуклонно придерживаться предписанных для этого ашрама правил — таково требование, предъявляемое к нему. Брахмачари, в соответствии с ними, проповедуют мужчинам. Хочу, чтобы вы поняли: мы не фанатики. На улицах брахмачари могут проповедовать также и женщинам — проповедовать и приглашать их в храм. Но на этом их участие в проповеди женщинам завершается. Когда женщина переступает порог храма, ее должна взять под опеку или преданная, или семейная пара.
В Радха-Гопинатха Мандире, и я об этом уже говорил, куратором для женщины становится жена, а муж всего лишь помогает ей. Даже если мужчина женат, он разговаривает с подопечной только через жену или иногда вместе с женой. В Радха-Гопинатха Мандире мужчина, разговаривающий с подопечной наедине — дело неслыханное. Поскольку они строго следуют этим правилам, атмосфера в храме очень чистая. Это невозможно, если преданных посещают мысли на манер: «О! Еще одна девушка в храм пришла! Надо поторопиться, чтобы первым ей попроповедовать». Девушка, в свою очередь, окидывает взором алтарную: «Интересно, кто из них не женат?» Такие мысли отравляют атмосферу храма, а та, в свою очередь, будоражит ум. Не всякий это осознает — когда в вечно взбудораженном уме одним беспокойством становится больше, можно и не заметить.
Повторю еще раз: куратор должен стойко придерживаться правил, предписанных для его ашрама — таково требование. Если его положение в брахмачари-ашраме или в грихастха-ашраме неопределенное, неустойчивое, он не может подавать пример другим и поэтому не может проповедовать. Если такой человек получает статус наставника, куратора, преданные будут думать, что плохой пример, который он показывает, на самом деле хороший. Таково мое мнение.
Поначалу я не собирался излагать свою точку зрения так непреклонно, а пытался обратить ваше внимание на положительную сторону и объяснить, каким должен быть правильный пример. Тех из вас, кто был в Киеве, должно быть удивило, что сейчас я говорю о неправильном общении мужчин и женщин гораздо жестче, чем тогда. В той или иной мере эта проблема есть везде, в каждом храме, и я хочу объявить ей войну."