Отец Арсений :
«Истинный вайшнав является истинным христианином.»
С отцом Арсением мы познакомились на ведическом фестивале в Евпатории. На площади шла харинама, и среди ее участников особо выделялась фигура православного священника в рясе и с крестом на шее, поверх которого был накинут вайшнавский чадар. Священник самозабвенно кружился в танце, позванивая в такт колокольчиком. Он танцевал без перерыва, блаженно улыбаясь. Ему аплодировали прохожие, и каждый стремился запечатлеть его на фотоаппарат. Сцена была даже слишком эффектной для того, чтобы казаться настоящей, и грешным делом мне подумалось, что батюшка – просто ряженый. Но, как выяснилось, – самый что ни есть настоящий.
Игумен Арсений приехал на фестиваль из Подмосковья, где является настоятелем православного храма Святого Пантелеимона Великомученика. Рясу прихватил с собой не случайно: чтобы окружающие удивлялись и задавали вопросы. Свою миссию, по его словам, он видит в том, чтобы дать людям информацию о Божественном единстве, о том, что все религии имеют один источник и одинаковое право на существование,– индуизм, христианство, ислам, сикхизм, буддизм, иудаизм и т.д., поскольку все они даны Господом как знание о пути в Царствие Небесное. Каждая из религий несет послание, актуальное для человечества на определенном этапе его истории.
- Отец Арсений, как давно вы познакомились с вайшнавской религиозной традицией?
- Я с юности знаком с йогой, еще до появления сознания Кришны в СССР читал «Бхагавад-гиту».
(В области йоги у православного священника обширные познания, он даже готовил для телевидения передачу о йоге)
- У вас есть духовный учитель?
- Да. В православной традиции мой наставник – архимандрит Иоанн Крестьянкин, известнейший в России старец. А в вайшнавской традиции мой учитель Шрила Сундара Говинда Махарадж из Гаудиа матха – ветви, идущей от Шридхары Махараджа, духовного брата Шрилы Прабхупады.
- Я каждый день вижу вас самозабвенно танцующим на харинаме. Наверное, это пристрастие не случайно?
- Харинама – это самый простой и приятный путь богопознания и духовного очищения. Господь Чайтанья дал нам простой секрет счастья – совместное воспевание святых имен. Это самый радостный, самый легкий и самый эффективный процесс самосовершенствования. Подобное состояние я ощущаю на православной литургии, где мы возносим славу и хвалу Христу.
- В чем состоит ваша утренняя молитва?
- По христианской традиции, по монашескому обету я читаю Иисусову молитву, но также читаю гаятри-мантру и маха-мантру по обету, который я давал своему учителю.
- Скажите, среди священников православной традиции у вас есть единомышленники?
- Конечно, есть. И просто батюшки, и епископы, и архиепископы, и митрополиты – в православии есть люди, которые очень хорошо относятся к сознанию Кришны и разделяют идею истинности и единства религий.
- И всё же довольно часто у деятелей православной церкви мы наблюдаем неприязнь к Движению сознания Кришны? Думаю, тут дело не только в конкуренции на духовном «рынке»? Может быть, у этой неприязни есть идейные и философские корни?
- Лично я не вижу никакого повода для отторжения ИСККОН религиозными деятелями. Это происходит из-за невежества. Иногда у преданных Кришны встречается некоторое непонимание миссии Христа. Я не имею в виду религиозных руководителей, речь о простых «мирянах», которые утверждают, что Христос – просто духовный учитель. Это так, но Он одновременно и аватара Верховного Господа. Это больше, чем духовный учитель. Шрила Прабхупада называл его: «Господь Иисус Христос». Истинный вайшнав является истинным христианином. Уверен: если мы донесем до людей истинный вайшнавизм, то они станут истинными христианами, и нам не о чем будет спорить. Все святые в любой традиции обладают одинаковыми качествами – любовью, смирением, чистотой и мудростью. Все они сходятся в том, что Бог один, но путей к Нему множество.
- Отец Арсений, какие священные писания вы читаете постоянно?
- Регулярно читаю «Шримад Бхагаватам» или «Бхагавад-гиту». И, естественно, Библию.
Гуляя по площади, отец Арсений охотно отвечал на вопросы, фотографировался с желающими. Преданные Кришны благодарили православного батюшку за пример вдохновляющего энтузиазма в духовной жизни. Во время вечерней программы он, снова исполненный вдохновения, без устали танцевал. Сразу после фестиваля он уезжал в свой Подмосковный храм на богослужение. Думается, оно прошло очень экстатично.
ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? - ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ