"О, твои красивые длинные волосы..."
Я снова попросил у Радха Рамана того же, что я просил у Него, когда
впервые увидел Его в 1976. Я попросил Его о благословении обрести
разум и силу, чтобы следовать наставлениям моего духовного учителя…
Вриндаван, декабрь 2015г.
Он известен как проповедник, учитель, музыкант. При рождении (1951) ему было дано имя Шон О'Нил Хобгуд.
После, пройдя долгий духовный путь, он получил новое имя – Бхакти Бхринга Говинда Свами.
За время с 1968 г. по 1971 г. Е.С.Бхакти Бринга Говинда Свами три раза встречался с преданными и имел возможность попробовать прасад, который ему очень понравился. В эти годы Гуру Махарадж интересовался духовной наукой, и даже проповедовал другим, но поначалу, до знакомства с философией Сознания Кришны, его знания ограничивались имперсональной философей, типа "Я - Бог". Он рассказывал, что ему удавалось переспорить штатных священников и убедить из в своей "правоте".
Он поступил в театральный институт и проучился там один год, но потом бросил его и стал путешествовать по стране в поисках себя, подобно многим молодым людям того времени, хиппи. Он бросил институт потому, что он носил в то время длинные рыжие волосы и большую рыжую бороду. Эти длинные волосы были предметом его постоянных споров с матерью, которая была категорически против, и наконец сказала, что если он не острижет волосы, то она не будет больше платить за обучение.
И поскольку Гуру Махарадж не послушался ее, на этом его обучение и закончилось. В 1971 году Махарадж отправился в поездку на большой музыкальный фестиваль, на который собиралось множество молодежи. По пути он молился Богу о том, чтобы он дал ему возможность встретиться с преданными Харе Кришна. Такой интерес, видимо, был связан с еще одной историей: На рождество 1971 г. он попросил родителей купить ему новогодний подарок - рок-оперу "Jesus Christ Superstar".
Однако родители не смогли найти эту пластинку — они были уже проданы, и тогда, помня о том, что их сын интересовался Beatles, они купили диск Дж. Харрисона All Things Must Pass. Эта вещь была создана Харрисоном в то время, когда он находился под сильным влиянием встреч со Шрилой Прабхупадой и философией Сознания Кришны. Когда Гуру Махарадж поставил эту пластинку, он мгновенно был очарован песнями, в которых была большая доля Сознания Кришны.
Вскоре после прибытия на место фестиваля Говинда Свами увидел преданного. Это место находилось в лесу, и преданные организовали там большой киртан, на который собрались посмотреть сотни молодых людей. Преданный, который встретился Гуру Махараджу, сказал ему: "Пой Харе Кришна и попробуй прасад Кришны", - и проводил его туда, где шел киртан. Гуру Махарадж рассказывал: "Я закрыл глаза, стал воспевать и почти немедленно почувствовал восторг, который никогда не испытывал раньше. Я подумал, что в этом воспевании, должно быть, и заключается Верховная Истина". И с тех пор Гуру Махарадж никогда не прекращал воспевания Святых Имен Кришны.
Через неделю после этого события он увидел на улице преданных, проводящих Харинаму. Он присоединился к ним, и они пригласили Махараджа провести выходные в их храме в г.Буффало, штат Нью-Йорк. После этого он решил съездить к родителям и сообщить им о своем решении присоединиться к Харе Кришна. Но преданные отсоветовали его: "Лучше тебе побыть здесь по крайней мере три месяца и подучить философию на практике, потом ты можешь ехать". Гуру Махарадж согласился, и так, с самого первого посещения храма он остался с преданными навсегда. Через два дня после этого разговора Махарадж был назначен комендантом храма. Он состриг свои шикарные волосы.
Когда он позвонил домой и рассказал своей маме, что он присоединился к Харе Кришна, она долго его расспрашивала и вдруг начала плакать. Когда Гуру Махарадж спросил ее, в чем дело, она произнесла: "О.. твои красивые длинные волосы. Ты их состриг?" и продолжала плакать, и это несмотря на то, что раньше она столько ссорилась с ним из-за этих же самых волос. В то время даже в Америке мало кто знал о преданных и что они из себя представляют.
В последующие годы Шон время от времени навещал своих родителей, которые сами не стали преданными, но радовались духовным успехам сына. Отец даже дал ему прозвище «Харибол».
И что же было дальше?
Принятие духовного посвящения от Бхактиведанты Свами Прабхупады и первые годы в ИСККОН (1971-1979)
Через неделю пребывания Гуру Махараджа в храме его попросили помочь приготовить еду для «воскресного пира». Несмотря на то, что ему никто не объяснял, как готовить ведические блюда, у него получилось очень вкусно. На самом деле, он с детства любил готовить, и не случайно, что через две недели после этого первого пира Гуру Махараджа назначили главным поваром, а еще через три месяца он получил инициацию.
В июле 1971 года Шон впервые лично встретился со своим гуру, основателем ИСККОН Бхактиведантой Свами Прабхупадой. Вместе с другими преданными он устроил Прабхупаде приём в аэропорту Детройта, а затем присутствовал на лекции, которую гуру дал в детройтском храме ИСККОН. Впоследствии Говинда Свами рассказывал, что так как у Прабхупады был сильный акцент, понять лекцию ему было крайне трудно. Единственное, что ему запомнилось - это когда Прабхупада несколько раз повторил: «Поверьте, вы не есть это тело».
Спустя несколько месяцев, Шон получил духовное посвящение от Бхактиведанты Свами Прабхупады, который дал ему новое имя Айодхьяпати Даса.
До 1973 года Айодхьяпати выполнял служение повара в храме ИСККОН в Буффало, а затем переехал жить в Канаду, в храм ИСККОН в Торонто. Там он женился на ученице Прабхупады по имени Шри Кари Деви Даси и до 1977 г. исполнял обязанности повара и пуджари в торонтском храме. Помимо этого, он занимался санкиртаной. Распространять книги ему довелось даже на Аляске.
В 1976 году Айодхьяпати впервые совершил паломничество в Индию. Он принял участие в праздновании фестиваля Гаура-пурнимы в Маяпуре и посетил Вриндаван, где «почувствовал себя так, как будто вернулся домой после 24-летнего отсутствия». В том же году Айодхьяпати написал на Вьяса-пуджу (день рождения) своего гуру подношение, которое настолько понравилось Прабхупаде, что тот счёл нужным ответить. В письме, написанном 22 сентября 1976 г. во Вриндаване, Прабхупада сказал Айодхьяпати следующее:
Твоя сиддханта правильна и соответствует шастрам. Поэтому продолжай читать книги, сохраняй правильное восприятие вещей, и Кришна поможет тебе. Сиддханта балия читте на кара аласа иха хайте кришна лаге шудридха манаса. Искренний ученик не должен пренебрегать обсуждением этих заключений под предлогом того, что они противоречивы, поскольку такие обсуждения укрепляют ум. Таким образом ум привязывается к Кришне. Ты должен всегда сохранять бдительность, стараясь понять заключения шастр, и они помогут тебе, а иначе мы можем оказаться сбитыми с пути ложными философами. Я очень рад, что ты изучаешь мои книги. Это принесёт тебе счастье и удачу.
Незадолго до смерти Прабхупады - в июле 1977 года - Айодхьяпати переехал жить во Вриндаван, где до 1979 года выполнял служение повара и пуджари в храме Кришны-Баларамы. Там ему удалось готовить для Прабхупады и стать свидетелем его последних дней и смерти.
Миссионерская деятельность в Израиле и Западной Европе (1979-1987)
В 1979 г. по приглашению одного из лидеров ИСККОН в Европе Айодхьяпати оставил Вриндаван и отправился проповедовать в Афины. Затем его направили в Тель-Авив, где он участвовал в открытии первого храма Харе Кришнав Израиле. Айодхьяпати также организовал вегетарианский ресторан, прибыль от которого использовалась для финансирования миссионерской деятельности ИСККОН. В те годы кришнаиты в Израиле вынуждены были скрывать свою религиозную принадлежность. Проповедовать было сложно, так как, согласно иудейским обычаям, дети должны строго придерживаться семейных традиций и не могли покидать родительского дома. Поэтому кришнаитов часто обвиняли в том, что они разрушают семьи. По словам Говинды Госвами, в те годы кришнаитом даже стал один сотрудник Моссада, которому ему довелось проповедовать. Всё это закончилось тем, что в 1982 г. за «антигосударственную» деятельность Айодхьяпати лишили права проживания в Израиле.
Затем была активная проповедническая деятельность в Греции, Великобритании, Франции и Италии. В своих лекциях Говинда Свами рассказывал несколько историй из своего опыта санкиртаны тех лет. Например, о том, как он распространил множество книг на бойне, и о том, как однажды попал на поминки одной женщины, которая никогда не встречалась с кришнаитами, но стала преданной, просто читая книги Прабхупады.
В те годы завязалась продолжающаяся и по сей день дружба Айодхьяпати с Индрадьюмной Свами и Шиварамой Свами, с которыми он познакомился по прибытии в Европу в 1979 году. С Индрадьюмной Свами Айодхьяпати в те годы довелось проводить проповеднические программы. Возвращение в Индию. Принятие обязанностей гуру и отречения (1987-1993)
В 1987 г. Айодхьяпати вернулся во Вриндаван. В 1989 г. он выступил организатором лагеря ИСККОН на фестивале Кумбха-мела в Аллахабаде - крупнейшем фестивале в мире, на который собираются десятки миллионов верующих. Участие в этом фестивале вдохновило Айодхьяпати организовать во Вриндаване местное отделение гуманитарной миссии «Харе Кришна - пища жизни», занимающейся бесплатной раздачей освящённой вегетарианской пищи малоимущим. В 1993 г. Говинда Свами вспоминал:
В то время у меня было несколько мощных реализаций. Нас посетили сотни тысяч людей, и ежедневно мы распространяли по 5000 порций прасада, тысячи книг и проводили массовую нагара-санкиртану. Наша программа имела потрясающий успех. Моя собственная жизнь так сильно изменилась просто благодаря произнесению «Харе Кришна» и вкушению прасада, и я понял, что если это делать в таких больших масштабах, то результаты могут быть ошеломляющими. Согласно писаниям, аннадхана, или раздача еды из зерна, считается одним из высших видов благотворительной деятельности. Наши почётные члены ИСККОН с большим интересом относились к раздаче прасада, и давали большие пожертвования на эти цели. Тогда я понял, насколько важна эта программа и решил посвятить себя ей. В 1990 году мы организовали программу «Пища жизни» во Вриндаване, раздавая сладкий рис всем гостям храма. Некоторые из почётных членов ИСККОН помогают нам кормить 150 вдов ежедневно. Каждая из них получает порцию прасада из шести блюд и пожертвование в две рупии. Мы также кормим прасадом нищих, приходящих в храм, а в Нандаграме кормим 25 садху каждый день.
В 1989 г. в Индию впервые приехали советские кришнаиты. Айодхьяпати был одним из гидов, которые сопровождали советских преданных в течение всей поездки. В ИСККОН советские преданные считались героями, поскольку многие из них только вышли из тюрем и психбольниц, куда их отправил советский режим за проповедь своей веры.
К тому времени жена Айодхьяпати оставила его. Перед ним встал вопрос - жениться ещё раз или принять санньясу (уклад жизни в отречении). Подумав и посоветовавшись с друзьями, он решился на второе. В 1992 г. Айодхьяпати начал исполнять в ИСККОН обязанности инициирующего гуру, а в 1993 году принял санньясу, получив при этом новое монашеское имя Бхакти Бринга Говинда Свами.
Начало миссионерской деятельности в России и других странах бывшего СССР (1992)
Летом 1992 г. Айодхьяпати впервые побывал в странах бывшего СССР. Он принял участие в фестивале в Каунасе, в московской Ратха-ятре. А также - в большом концерте Боя Джорджа и театрально-музыкальной группы Gauranga Bhajan Band в спорткомплексе «Олимпийский», где 30 тысяч собравшихся пели вместе с Боем Джорджем мантру «Харе Кришна». Он также посетил Дальний Восток, где отпраздновал день явления Кришны - Кришна-джанмаштами.
Избрание членом Руководящего совета ИСККОН.
Деятельность в руководстве ИСККОН
Сейчас Е.С. Бхакти Бринга Говинда Свами является гуру и с 1998г. - членом Руководящего совета ИСККОН. Он курирует деятельность вайшнавских организаций в Поволжском регионе России, Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Туркмении, Узбекистане, на острове Маврикий и в ряде стран Ближнего Востока.
Говинда Свами Махараджа, известный мировой общественности проповедник, также и одаренный музыкант, создатель уникальной музыкальной группы, названный младший брат короля рок-н-ролла Элвиса Пресли проводит сеансы медитации, путешествует и принимает участие в открытии вегетарианских кафе по всему миру.
Именно на открытии ведического кафе в Казани журналисту веб-издания «Казань24» удалось встретиться с известным гуру и задать ему несколько вопросов.
- Вы помните, когда открыли своё первое ведическое кафе?
- Первое своё кафе я открыл в Торонто в 1977 году. Открытые мною рестораны есть в Израиле, Казахстане. В Казахстане сегодня вегетарианство становится всё более популярным. В январе я участвовал в открытии вегетарианского ресторана в Стамбуле. Пару лет назад мы открыли два ресторана в Будапеште.
- Ведические кафе, рестораны, вегетарианство, духовный путь – в этом что-то есть…
- Мы видим, что вегетарианство в наше время становится могучей силой. Мы живём в век, когда в мире происходит много всего. И многие задаются вопросом, что же они делают для экологии и всё больше понимают, что происходит с экономикой в мире. Вегетарианство – это направление, которое даёт решение проблем в экологии. Оказывается, газ, который используется для отопления – метан, используется и на скотобойне. И многие учёные беспокоятся, что если ничего не изменится, то наши потомки будут жить в очень плохих условиях.
- То есть мы сами создатели того, что ждёт наших потомков в будущем?
- Недавно я путешествовал по Бразилии и видел, как каждую секунду в языках пламени пожара погибали гектары амазонского леса. А этот лес производит основную часть кислорода для нашей планеты. Люди сжигают его, чтобы освободить площади для выращивания сои. Выращенная соя используется на корм скоту, который позже забивается на мясо. К примеру, чтобы сделать один гамбургер, требуется 1000 килограмм сои. А сколько людей можно накормить этим количеством сои. Популяризируя вегетарианство, мы пытаемся привлечь внимание людей к тому, как нужно относиться к матери земле. Люди в вегетарианском сообществе создают целые движения, чтобы спасти землю. В Татарстане у меня много друзей вегетарианцев. Речь об открытии здесь вегетарианского кафе велась очень давно, и я рад, что смог в этом поучаствовать.
- Так кто же вы? Религиозный деятель или ресторатор?
- Я и то, и другое. Я – учитель и я – бизнесмен. У людей должны быть определённые принципы, в соответствии с которыми мы живём. И если человек занимается бизнесом, он должен его основывать на определённых принципах. И я не думаю, что человек, обладающий религиозной верой, не может заниматься бизнесом. Я не вижу противоречий между двумя этими вещами.
- Вы много путешествуете по России, Европе. Какой из городов произвёл на вас большее впечатление и где вас лучше всего принимали в роли учителя?
- На вопрос о городе я отвечу с двух точек зрения. На востоке Индии есть очень древний город Вриндаван (город, известный как «вечно открытые Врата Неба»). И когда я посетил его в 1977 г., я ощутил глубокое духовное ощущение любви. С другой точки зрения, что касается западного мира, то в Южной Африке есть город под названием Кейптаун. Это очень красивый город, в центре которого стоит гора, и когда я приезжаю в этот город, обязательно по канатной дороге добираюсь до вершины этой горы.
Второй вопрос сложен – меня во многих местах принимали очень тепло. В мой последний визит в Москву, например, на наше собрание собралось больше 1000 человек, мы провели совместную сессию медитации. И порядка 60% присутствующих такой опыт уже имели. Остальные попали на подобное собрание впервые. Мероприятие длилось около 4,5 часов, и прошло очень хорошо. Я должен быть с вами честен – мне больше нравится находиться в странах бывшего СССР, чем на западе. Люди в этих городах гостеприимны и подобного гостеприимства не встретишь в западном мире. И это факт.
- Ваш дед был проповедником в Африке, отец – музыкальным менеджером. Почему вы выбрали именно этот путь? Ведь вы могли выбрать тот же путь, что ваш дед или остаться в родном Мемфисе, занимаясь музыкой.
- Я чувствую, что отец и дед заронили семена веры в мои душу и сердце. Мой дед был очень духовным человеком. Не просто член какой-то религиозной веры, а именно духовный человек. Когда он приезжал из Африки, много времени уделял общению со мной, и я на деле представлял, что есть настоящие духовные качества. И когда я был молодым и встал на религиозный путь, мой дед одобрил это. Мой отец был продюсером, менеджером Элвиса Пресли, Джонни Кэша, Роя Орбиссона. И когда я был маленьким, они все были моими старшими братьями. И это тоже наложило на меня отпечаток, и пение стало частью моей жизни. Когда я стал практиковать пение, как медитацию, это всё проявилось.