Нам 10 лет! С юбилеем, Мариупольская ятра!
В последнее время многие старшие преданные отмечают стремительный рост и развитие мариупольской ятры. Но при этом многие приговаривают, что, мол, ятра еще молодая, впереди взлеты и падения, тяжелые кризисы, которые нужно пережить. Но давайте задумаемся, так ли уж молода наша ятра.
Официально она была зарегистрирована в Обладминистрации 14 апреля 2003 года. 10 лет назад. Но до этого на протяжении десятка лет преданные собирались на съемных квартирах, пели киртан и вели Кришна катху. А ещё в середине восьмидесятых в нашем городе распространял книги и проповедовал легендарный Варароха прабху. Все эти люди подготовили хорошую почву, на которой сформировалась ныне молодая, энергичная и перспективная мариупольская ятра.
Об истоках движения Сознания Кришны в Мариуполе и о том, как развивалась ятра в течение этих 10 лет, мы сегодня беседуем с лидером и организатором Общества сознания Кришны в Мариуполе, Мадхавой Кришной прабху.
- Мадхава Кришна прабху, расскажите, пожалуйста, как тогда, 10 лет назад, выглядели вайшнавские программы, и сколько преданных насчитывало ваше общество.
- По закону, чтобы общество было зарегистрировано, на общем собрании как минимум 20 человек должны были утвердить проект устава и подписать протокол. Да, нас тогда было чуть больше 20 человек. На сегодняшний день из подписавшихся тогда остались «в строю» Абхай прабху, Игорь Куманов, матаджи Фаина Ларикова и Ольга Данилова.
Тогда наши встречи уже носили стабильный характер. Были, как положено, киртан, лекция и прасад. На тот момент мы собирались в доме, что на Танковом переулке, который нам любезно предоставлял бывший директор пищевкусовой фабрики, Николай Кузьмич. Они с женой Людмилой Ивановной, завучем одной из мариупольских школ, были частью той волны преданных, которых привел Варароха прабху.
- Когда вы впервые познакомились с преданными?
- В июле 1996 года. В 1993 мне брат привез «Бхагавад-Гиту», я ее читал и из комментариев понял, что преданные не просто повторяют Маха-мантру, они ее поют. Мне было очень странно это узнать. Я крутил Маха-мантру и так и сяк, но никак не мог представить, как ее можно петь, да еще и на разные мелодии. А в 1996 году, когда я поехал по служебным делам в Киев, в поезде встретил преданных. Выйдя из купе, я увидел спокойного умиротворенного человека, глядящего как бы в окно, но на самом деле внутрь себя. Тело его было неподвижно, и только губы что-то шептали. Я понял, что это преданный, подошел, извинился и попросил уделить мне внимание. Вайшнав не отказал, но сказал, что сможет поговорить со мной чуть позже. Очевидно, ему нужно было дочитать свои круги.
Через полчаса я уже сидел у них в купе и задавал вопросы. Того парня, которого я встретил в тамбуре, сейчас зовут Рохининандана прабху. Первое, что я спросил у него, как вы поете эту мантру. На это он протянул мне кассетный плейер с записью киртана. Я слушал ее около получаса, мне очень понравилось. Вообще мы тогда очень душевно посидели, и по прибытии я попросил ребят, чтобы они прямо с поезда отвели меня в храм. Что они с удовольствием и сделали. Вообще, в командировку я ехал по очень срочным делам. Меня в тот день ждали в министерстве, мне нужно было срочно забрать важные бумаги. При этом за столь короткое время я привлекся этими людьми и их философией. В голове была паника. С одной стороны, меня ждали срочные дела, но с другой, я очень боялся потерять этих замечательных ребят и больше никогда с ними не встретиться. Победил Кришна. Весь день я провел в храме на Дмитриевке. А в министерство сходил на следующий день, всё обошлось. В храме был вкусный прасад, много хорошего общения, я купил книги и четки. С тех пор моя жизнь потекла по иному руслу.
- Что больше всего запомнилось из того периода?
- В 1996 году, в канун 100-летия со дня рождения Шрилы Прабхупады к нам приезжали брахмачарьи из донецкого храма на марафон. Они привезли с собой целый грузовик книг, жили в квартире Петра Абрамцева прабху, проводили интересные программы и выходили на санкиртану. На этих программах мы открывали для себя совершенно новый, не похожий ни на что другое мир. Вскорости мы начали проводить свои подобные программы в доме на Танковом. Тогда лекции читали Ганга прабху и Трибханга прабху. К нам также приезжали преданные из Донецка Абхинанда прабху, Антакела прабху, Премада прабху и Адикарта прабху.
Ноябрь, 1998 г.
Май, 2002 г.
Май, 2002 г.
2006 г.
- Мадхава Кришна прабху, я знаю, что долгое время вы проводили программы у себя дома.
-Да, с 2005 года. Хозяевам дома на Танковом пришлось его продать. На сегодняшний день Николай Кузьмич уже оставил тело, а его жена, сейчас ее зовут матаджи Гунджа Мала, живет у дочери в Киеве.
Мы проводили программы где-то раз в неделю, двери нашей квартиры были всегда открыты, и мы с удовольствием принимали новых людей. У нас тогда собиралось до 50 человек. Много новых людей приходило. Многие, правда, и уходили. Тогда, наверное, у нас не было достаточно квалификации для такого общения. Но те, кто тогда пришел и остался, как, например Дханвантари прабху, теперь составляют костяк ятры.
С 2003 года мы ежегодно проводим, Ратхаятры. И вот, в 2008 году мы познакомились с Андреем прабху, лидером «Белого Лотоса». Он стал приходить к нам на программы и приводить своих воспитанников. Как-то, увидев, что наша квартира уже не справляется с таким наплывом гостей, Андрей прабху предложил нам проводить программы в помещении своего клуба. Тогда наши встречи стали еще более многочисленными. А в 2010, с открытием Ведического центра, мы переехали в здание ДОСААФ. Тогда это помещение казалось огромным, а сейчас на воскресные программы столько народу приходит, что порой приходится почитать прасад в 2 смены.
- В чем вы видите перспективы развития нашей ятры?
- Я человек зависимый. Мой духовный учитель дал мне на счет развития общины конкретные наставления – построение общины значит построение правильных отношений между преданными. Все остальное может возникнуть только лишь как естественный результат правильных отношений. Будет и храм, и не один храм, потому что для такого города как Мариуполь одного храма мало. Будут и праздники, и харинамы каждый день, но при условии правильного общения и сотрудничества преданных.
- Что бы вы хотели пожелать преданным и тем людям, кто только начинает интересоваться духовными знаниями.
- Тем, кто только присматривается к нашему движению, я желаю поскорее открыть эту баночку с медом и вкусить сладость вечных отношений. А для тех, кто ее уже открыл, помнить девиз храма Чоупатти: «Коллективное единство важнее индивидуальной чистоты». Будучи вместе, можно построить прекрасную ятру и при этом добиться индивидуальной чистоты. В одиночку эта схема, какой бы замечательной ни была садхана, не работает. При этом преданный теряет и то, и другое. Прабхупада говорил, что чистота – это очень важный принцип, но быть вместе важнее потому, что Кришне это нравится. Если мы доставим удовольствие Кришне, мы это почувствуем. Это не мистика, это очень реально. Каждый может почувствовать тепло улыбки Господа.
Мои дорогие преданные, пожалуйста, помните, что храм – это не стены, храм – это люди. Будьте внимательны друг к другу, и тогда мы с вами отпразднуем еще не одну годовщину нашей всегда молодой ятры.