Срочное или важное?

 
Тот, кто ради временного жертвует вечным,
теряет и временное, и вечное.

Атхарва Веда

Ритм нашей жизни очень напряженный. Мы едва успеваем реагировать на потребности тела. На духовное времени нет. Мы думаем, что духовность – для неудачников в жизненной гонке за успехом. Пусть слабаки философствуют на обо-чине жизни. Нам некогда. У нас срочные дела. Нам нужно одно-временно быть в трех местах.


 


Эта вечная попытка решить кучу срочных дел в лучшем случае заканчивается стрессом, который снимается так же глупо, как и зарабатывается. Такой образ жизни однозначно неэффективен, т.к. он реактивен. Мы просто реагируем на внешние раздражители, не будучи, порой, способными даже выбрать достойную реакцию, обратившись к своей внутренней системе ценностей. Этот реактивный, то есть основанный на реакциях на внешние импульсы, образ жизни проистекает из убеждения, что жизнь дается только раз и прожить ее нужно так, чтобы не было мучительно больно: Поэтому надо спешить.

Прежде чем говорить о проактивном (в противовес реактивному) образе жизни, основанном на внутренних ценностях, а не на внешних импульсах, попытаемся выяснить на основе Вед, кто такой человек и что в нем временно, а что вечно. Что это за внутренние ценности такие?

Мы знаем о пяти составляющих бытия (Бог, душа, материя, деятельность, время) и о невозможности до конца понять жизненные процессы без определения понятий души и Бога. Без них жизнь – это сложная задача с двумя главными неизвестными.

Попробуем показать, что понятия души и Бога являются наиболее практичными для любой сферы жизни. Критерием практичности можно выбрать баланс по четырем измерениям бытия: физическому, социально-эмоциональному, интеллектуальному и духовному. Дефицит в любой из этих сфер создает дисгармонию в жизни. Мы, естественно, больше будем говорить о духовном, т.к. обо всем остальном уже сказано больше, чем достаточно. Этот дисбаланс нужно ликвидировать.

Итак, Веды говорят о двух видах выгоды: 

  • сиюминутной (преяс – срочное) 
  • перспективной (шреяс – важное)

Стремление к сиюминутной выгоде, без учета долгосрочных последствий, будет реактивным поведением, а стремление к перспективной выгоде – проактивным. Для того чтобы понять, какая деятельность является для нас наиболее выгодной и перспективной, нужно разобраться со своими реальными потребностями.
Начнем анализировать наши потребности с физического тела. Веды утверждают, что оно имеет четыре потребности:

  • Питание
  • Сон
  • Секс
  • Оборона

Чем лучше общество удовлетворяет эти потребности, тем более это общество считается успешным. Но не хлебом единым жив человек. Есть у нас и более возвышенные потребности. Откуда исходят они?

Идем дальше вглубь себя. Веды говорят, что под видимой физической оболочкой скрывается тонкое материальное тело, которое мы назовем нейтральным термином – психическое. Его подструктуры – это ум (первичная обработка информации), разум (тонкий анализ и построение планов), эго (самоотождествление). Его потребности – информация, эмоции, убеждения, творчество, тонкие формы наслаждений. На этом описание человека можно было бы закончить, но: даже после удовлетворения потребностей этих двух тел остается какая-то внутренняя незавершенность. Веды говорят, что в глубине физического и тонкого тел сокрыто самое главное сокровище – источник жизни и сознания – душа, сама личность, и она тоже требует своей пищи.

Современному человеку душа кажется чем-то неактуальным, вторичным, но, с точки зрения Вед, душа – это самое важное, т.к. сознание, одухотворяющее тело, исходит именно из души. Актуальность сознания очевидна. Без сознания нечем воспринимать жизнь. Проблема лишь в том, что немногие понимают, что источником сознания и жизни является душа, а не тело. Для укрепления этого понимания введем термин душа-сознание.

Вот разные представления людей о душе: души нет; душа и тело – одно и то же; душа – это порождение тела (высшая нервная деятельность); душа – этот кровь; душа и Бог суть одно и т.д.

А вот ведическое определение души: ”Душа – это вечная антиматериальная сознающая частичка Бога, качественно единая с Ним, но количественно уступающая Ему (как солнце и луч), частично независимая и потому способная жить либо в освобожденном состоянии в духовном мире, либо в порабощенном состоянии в разнообразных телах материального мира. Она не имеет материальных параметров и внешне проявляется через индивидуальное сознание”.

Веды называют душу атма или джива (рус. “живой”). Есть мнение, что сознание – продукт клеток мозга, но множество опытов реанимации после клинической смерти, когда показатели мозга и сердца были на ноле и при этом реанимируемый осознавал, видел и слышал всё и точно об этом свидетельствовал после реанимации, ставят эту гипотезу под сомнение. Если бы сознание было продуктом материи, его легко можно было бы восстановить, заменив нужные элементы как в электросхеме, но увы:

Думать, что сознание порождено телом так же странно, как думать, что свет рожден тьмой.

Искусственный интеллект не является аналогом души-сознания, т.к. он зависит от искусственного источника энергии и не способен на эмоции. Веды утверждают, что материя и дух являются изначально разными субстанциями. Дух характеризуется сознанием, материя лишена сознания.

Ведический афоризм гласит:
АХАМ БРАХМАСМИ – Я ЕСТЬ ДУША, Я НЕ ТЕЛО.

Как ни странно, ленинское определение материи подтверждает это: “Материя – это объективная реальность, данная нам в чувствах и ощущениях и независящая от них”. Если материя дана нам, значит мы ею не являемся. Поразительное открытие! Прямо по Ведам! Сознание же вождь мирового пролетариата определил как “продукт высокоорганизованной материи”. Но для того, чтобы что-то высоко организовать, нужно иметь сознание априори. Никакой организации, тем более высокой, без участия сознания не бывает. Для разумного человека первичность души-сознания очевидна. 

Враджендра Кумар дас

 

 

Сейчас 85 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Copyright 2011 Срочное или важное?. Мариупольское общество сознания Кришны
Free Joomla Theme by Hostgator