Преданные и их родители
Дхьянакунда деви даси познакомилась с сознанием Кришны в 1987 г. в Польше. В 1990 г. она окончила Познаньский университет, получив научную степень в области психологии (дипломная работа на тему психического здоровья преданных). В настоящее время Дхьянакунда дд выполняет служение старшей матаджи в московском храме, а также отвечает за отношения с родителями преданных.
Страшно подумать, что пришлось пережить моей матери, когда я была ребенком! Она в одиночку кормила всю семью, состоящую из нее самой, нашей бабушки, меня и моей сестры, и одновременно старалась сделать карьеру. При всем при том, мать всегда беспокоилась о нашем будущем и билась над тем, чтобы мы получили хорошее образование.
"Самое главное, что у тебя есть - это знания" - говаривала она, и вот в свои 17 лет я была напичкана книжками и учебой, но ни серьезных навыков общения с людьми, ни друзей у меня не было. И тут (наконец- то!) на горизонте появился первый парень, и я погрузилась в новые ощущения с энтузиазмом новичка, сгорающего от нетерпения хлебнуть самостоятельной жизни.
Что могло быть опаснее для моего светлого будущего? В голове матери сработали все системы сигнализации, и вскоре я оказалась под домашним арестом, мне строго-настрого запретили не то что встречаться с ним, но даже обмениваться записками. Мать не понимала меня и не верила. Война была долгой и мучительной. Она сражалась за свою дочь; я тоже сражалась, не столько за своего парня, сколько за свободу выбора, без которой любое "светлое будущее" теряло для меня всякую привлекательность.
В возрасте 18 лет я встретилась с хиппи, и в один прекрасный летний день они рассказали мне о кришнаитской ферме на другом конце Польши. Заинтригованная, я решила туда съездить, несмотря на истерический протест матери. А может быть, именно из-за него? Преданные, их одежда и поведение показались мне странными. "Я бы скорее стала христианкой, чем одной из них", - думала я, и в то же время не могла не признать, что еда у них фантастическая, а мелодия киртана еще долго звучала у меня в голове, вместе со словами Маха-мантры.
Домой я заявилась через три дня. К этому времени мать изобрела новый способ вернуть меня к прибежищу у своих лотосных стоп... Она выгнала меня из дома. Я помню ее строгую фигуру в дверном проеме, и себя, на лестничной площадке, в хиповской одежде, посреди ночи. О, как же мне хотелось, чтобы за мной хотя бы осталось последнее слово! Сказать ей что-нибудь, на что ей нечего будет ответить. И я нашла эти слова. "Харе Кришна!" - выпалила я и с победным видом сбежала вниз по лестнице.
Если моя мать надеялась, что я вернусь на следующее утро, раскаявшаяся и побежденная, то она очень сильно ошибалась. Я нашла прибежище у хиппи. Вскоре я уехала из родного города и поступила в университет. Я выбрала психологию, потому что именно в ней думала найти смысл жизни.
В течение следующих трех лет мать не оставляла попыток вернуть меня, но все было безуспешно. Я не приезжала и не писала ей писем. Когда она, в надежде силой вернуть меня домой, отказалась платить за мое обучение, я подала на нее в суд. Я становилась сильнее, она слабела. Я, наконец, начала жить самостоятельной жизнью, но память о ней осталась в сердце и не давала покоя.
Был декабрьский вечер, я сидела в своей комнате в общежитии, удрученно размышляя о своем существовании, которое, похоже, вело меня в никуда... И тут в дверях комнаты возник молодой человек со стопкой книг. В этот раз все было иначе. Его слова были мне понятны. Я была готова к ним.
Как только я начала практиковать сознание Кришны, все постепенно встало на свои места. Однажды я сделала открытие: "Я больше не боюсь своей матери!" Вскоре я поняла еще кое-что: у меня есть причины быть ей благодарной - за мои навыки, знания, черты характера, воспитанные ею. Затем я впервые встретила своего духовного учителя и имела с ним прекрасную беседу - беседу на английском, который я хорошо знала... благодаря своей матери, благодаря усилиям, которые она прилагала чтобы заработать деньги на оплату уроков, благодаря ее настойчивости, побеждавшей мое нежелание: "Учи язык, в будущем тебе это пригодится!"
Странно, но теперь, спустя столько лет, я чувствовала благодарность. Я чувствовала внутреннюю потребность отблагодарить ее, хотя бы просто выразить признательность. Подарить ей что-нибудь. Но что я могу ей дать, что у меня есть? А вдруг она спустит меня с лестницы? Я приготовила немного халавы, взяла Гиту, помолилась Кришне и поехала к ней. Когда я нажимала на кнопку звонка, ноги подкашивались от страха. Она открыла дверь, и ее лицо расплылось в радостно-удивленной улыбке:
"Входи! Ты так давно не была дома!"
Она ела мою подгоревшую халаву, а я сидела, пораженная и переполненная чувствами. "Расскажи мне что-нибудь о вашей религии", попросила она, "Твоя сестра мне что-то говорила..." Она слушала внимательно и с интересом. "И я так благодарна тебе за английский!"
Теперь она - друг Кришны и всегда рада помочь мне и другим преданным. Она больше не пытается мне указывать, где искать счастья. А я преклоняюсь перед ее любовью и пониманием, перед ее способностью простить и принять. Мне стыдно за свою детскую жестокость. Неужели было так необходимо пройти через эту "тяжелую школу жизни"?
В каком-то смысле, мне повезло. Моя семейная война разгорелась до того, как я приняла сознание Кришны, и как раз сознание Кришны положило ей конец. Камнем преткновения был просто парень, обычный случай. Но все могло быть по-другому, если бы она началась из-за пугающей "чужеземной" философии, следуя которой молодые ребята должны вставать ни свет, ни заря, греметь тазами в ванной, целый день бормотать заклинания, обернув руку тряпкой, а под конец заявлять своим родителям: "Ты мне больше не мама, и зовут меня теперь не Ваня" или искать их описание на страницах Бхагаватам среди собак, свиней, верблюдов и ослов.
Родители, несомненно, составляют особую категорию людей, но в книгах Прабхупады не так много практических советов, как с ними общаться.
Первым юным бхактой, встретившимся с неприятием и непониманием со стороны родителей, был Прахлада Махарадж. Его отца Хираньякашипу можно смело считать основателем антикультового движения, а его приспешников Шанду и Амарку - первыми депрограмматорами, которые так и не достигли успеха, как, впрочем, и их нынешние последователи.
В Бхагаватам мы знакомимся с четырьмя решительными брахмачари-Кумарами, которые смело отказались от предложения своего отца Брахмы обзавестись потомством. Брахма пришел в ярость, но они были непреклонны, и за это достойны всяческих похвал. Мы смеемся над чересчур привязанным Дакшей, который проклял Нараду Муни, когда мудрец направил всех его сыновей на путь самоосознания. В комментарии Шрила Прабхупада с улыбкой пишет: "Праджапати Дакша проклял Нараду Муни, сказав, что хотя тот и путешествует по всей вселенной, он никогда не сможет оставаться на одном месте. Я нахожусь в парампаре, идущей от Нарады Муни, и тоже получил похожее проклятие. Я не могу оставаться долго в одном месте из-за проклятия родителей моих юных учеников..." (ШБ 6.5.43, комм.)
Где вы, счастливые времена Нарады и Дхрувы, которые могли просто отправиться в лес, забыв навсегда все материальные привязанности, питаться сухими листьями (не нужно просить денег у родителей) и через несколько дней или месяцев получить даршан Господа. Где в Бхагаватам встретишь родителей, грозящих судами или заваливающих жалобами президентов храмов? А как насчет того, чтобы запереть ребенка в комнате, дав ему только котлету, или привести его на обследование к психиатру, чтобы тот помог вернуть несчастного обратно к жизни, к телевизору, сексу и сигаретам? С другой стороны, есть ли в Бхагаватам преданные, которые даже после многих лет практики бхакти-йоги засыпают во время джапы или лекции? крадут деньги из храмовой кассы? или приходят в сознание Кришны, бросая жену и детей "в порыве отречения", чтобы через несколько лет найти новую жену среди преданных? Мы, как и наши родители, выросли в падшем обществе. По особой милости Господа Чайтаньи мы начали процесс преданного служения, хотя еще и не добрались, строго говоря, до уровня человека. Но не нужно думать, что мы можем стать святыми, не став сперва людьми.
В одной ятре за другой, по всему миру, ИСККОН проходит через трудный период борьбы с антикультовым движением. Это похоже на детскую болезнь, которую нужно перенести, чтобы получить иммунитет на всю жизнь. И нет в мире ни одной страны, где антикультовое движение начал бы кто-то, кроме недовольных родителей. Потому что родителям не все равно. Они привязаны к своим детям, неважно, считают ли это последние благом или злом.
Было бы слишком просто думать, что с родителями нужно общаться только для того, чтобы они не причиняли беспокойств нашему Обществу. Боль обычно указывает на то, что человек делает что-то не так. Как гласит народная мудрость, причина гораздо опаснее, чем последствия. Конечно, достаточно того, что если неправильно себя вести, родители будут создавать проблемы. Но улучшив отношения с ними, мы обретем нечто большее, чем просто перемирие. Может быть, наши взаимоотношения с родителями могут как-то повлиять на нашу духовную жизнь? А как насчет их духовной жизни?
Кто для нас родители? Препятствие на пути самоосознания, которое нужно преодолеть? Или преследующая нас память о постыдном прошлом, которое надо как можно скорее забыть, как страшный сон?
"Сынок, почему ты больше не куришь? Почему бы тебе не посмотреть телевизор, не встретиться с девочкой, не выпить и не жить, как живут нормальные люди?" - сокрушалась мать, когда ее сын начал карьеру отреченного проповедника-брахмачари. Через пару лет, когда он влюбился в серьезную брахмачарини из своей проповеднической группы и женился на ней, мать встретила эту новость со слезами экстаза на глазах: "Я так об этом молилась!"
А может быть, они просто падшие души, которые попадут в ад, если мы не спасем их своей проповедью? Да, пожалуй, их-то как раз сознание Кришны действительно интересует. В этом смысле они сильно отличаются от людей на улице, которые слишком заняты, чтобы даже взглянуть на книгу и отмахиваются от проповедника нетерпеливым "нет времени". Даже если они это не проявляют, нашим родителям совсем не все равно. По крайней мере, большинству родителей. Они хотят знать, "что все это значит". Но когда мы начинаем им проповедовать, то сталкиваемся со многими неожиданностями. Они - не кроткие овечки. Вместо того, чтобы со смирением вопрошать об Абсолютной Истине, они словно под микроскопом разглядывают наши мотивы. В поисках правды о нашем движении они будут обращаться к кому угодно - к соседям, священникам, газетам - но не к нам. А если они все же спрашивают что-то у нас, то упрямо отказываются принимать наши слова буквально. Они находят в них все - за исключением сознания Кришны. "Ага, значит ты хочешь стать необразованным и безработным тунеядцем? А где ты деньги будешь брать? А что, если ты заболеешь? Как ты будешь кормить свою будущую семью?" Не пытайтесь объяснить, что "все придет по милости Кришны", для них это - не аргумент.
Родители зачастую глубоко погружены в иллюзорные представления о том, что мы - их собственность и находимся у них под защитой. "Тот, кто отождествляет себя с инертным телом, состоящим из желчи, слизи и воздуха, кто считает свою жену и семью вечно принадлежащими ему... - такой человек ничем не лучше коровы или осла", - говорит Господь Кришна (ШБ 10.84.13). И все же, давайте не будем торопиться объявлять привязанность к нам наших родителей майей.
Шрила Прабхупада говорил, что из всех видов материальных привязанностей любовь матери к своему ребенку является самой чистой. Она наиболее точно отражает духовную любовь, потому что она самая бескорыстная.
К сожалению, в наш падший век такую удивительную нежную материнскую любовь встретишь нечасто. Все больше раздоров, семьи разрушаются, а те, что сохранились, не находят гармонии и понимания. И все же, мы не должны клеймить привязанность к нам наших родителей. Это может помочь им в духовной жизни. Господь Капила говорит: "Каждому, кто обладает знанием, хорошо известно, что привязанность к материальным удовольствиям заковывает духовную душу в кандалы материального рабства. Однако, если у живого существа развивается такая же привязанность к общению с осознавшими себя преданными, перед ним распахиваются врата освобождения". (ШБ 3.25.20)
Даже если мы пока не стали осознавшими себя преданными, мы можем помочь своим родителям. Проповедь родителям - непростое дело, потому что мы должны проповедовать больше своим поведением, нежели словами. Родителям, которые жаловались на плохое поведение своих детей, связывая его с сознанием Кришны, я обычно писала: "Преданные Кришны учатся быть совершенными в своем поведении. Если ваш ребенок серьезно относится к сознанию Кришны, вы увидите, как он постепенно изменится к лучшему. Если этого не произойдет, вы можете сделать вывод, что он не очень серьезен в сознании Кришны".
Преданный должен знать, как общаться с родителями, оставаясь на духовном плане и в то же время не нарушая правил и традиций, основанных на телесных отношениях.
Мы не можем использовать свои отношения для проповеди, если сами же их разрушаем. Отношения родителей и детей интимны, и потому наша проповедь должна быть очень личностной. Преданный, чтобы поучать тех, кто считает себя его старшими родственниками и учителями, должен обладать признаками садху, такими как терпение и искреннее сострадание, которое поможет ему не терять самообладания даже в самых трудных ситуациях. Он должен знать писания, но убедительно представить сознание Кришны он не сможет, пока его теоретическое знание не принесет плода духовного осознания. Ему следует знать, как применять учение согласно принципу деша-кала-патра. Все эти качества сильного проповедника можно увидеть у мадхьяма-адхикари. Каништха-адхикари, напротив, отличается скудным запасом знаний о том, как общаться с преданными и с другими людьми.
ДУХОВНЫЙ ПРОГРЕСС НАЧИНАЕТСЯ СО ШРАДДХИ
Без шраддхи (веры) не может быть садху-санги. Другими словами, наши родители не примут от нас проповедь, если они нам не доверяют. Пока они не смогут понять наше поведение, мотивы и ценности, им не захочется принять наши слова. Сложность заключается в том, что они судят о нас по СВОЕЙ шкале ценностей, которая обычно очень материалистична, и в результате, если мы не преследуем материальных целей, они считают нас неудачниками в жизни. Даже Господу Чайтанье пришлось принять санньясу в секте Маявади, только чтобы пробудить в падшем обществе шраддху.
Конечно же, мы не предлагаем идти на компромисс в отношении основных принципов, однако есть вещи, которые могут помочь нашим родителям развить шраддху. Ниже приводится несколько советов, которые я собрала из опыта разных преданных.
БУДЬТЕ ПОЧТИТЕЛЬНЫ
Преданные с почтением относятся ко всем живым существам, понимая, что Верховный Господь пребывает в их сердцах в образе Параматмы. Кроме того, у нас есть отдельная причина уважительно относиться к своим родителям: для того, чтобы вырастить ребенка, требуется приложить немало усилий. Мы в долгу перед ними, и не нужно торопиться цитировать известный стих "деварши-бхутапта-нрнам- питринам" из Одиннадцатой песни Шримад-Бхагаватам (сноска: 11.5.41 полный текст и перевод). Имейте в виду, что речь в нем идет о чистых преданных. Тем же, кто еще слишком материалистичен, пракрита-бхактам, никогда не рекомендуется пренебрегать выполнением своих обязанностей в обществе. Это подтверждает Шрила Прабхупада в комментарии к Бхагавад-Гите (2.38), перед тем, как процитировать вышеупомянутый стих:
"Тот, кто действует для собственного наслаждения чувств, в благости или в страсти, пожинает плоды своих действий, либо хороших, либо плохих. Но тот, кто полностью посвятил себя деятельности в сознании Кришны, уже никому ничем не обязан, и не является ничьим должником, в отличие от обычного человека".
Почтение к родителям является одной из основ ведической культуры. В 1966 году, когда в храм на церемонию посвящения Брахмананды Прабху пришла его мать, Шрила Прабхупада попросил его поклониться ей. Он всегда говорил преданным, живущим в храме, чтобы они регулярно писали письма родителям.
Наши родители гораздо старше нас, а их жизненный опыт несравненно больше. Даже если они атеисты, нам все равно есть чему у них поучиться. Если мы смотрим на них, как на демонов, они могут стать демонами. В психологии это называется "очернение".
И последнее (по порядку, но не по важности): существует закон кармы. То, как мы относимся к своим родителям сейчас, отразится на том, как к нам будут относиться наши дети. Дети обращают внимание не на наши слова, а на наши поступки.
НЕ ПЫТАЙТЕСЬ ЗАНЯТЬ ПОЛОЖЕНИЕ АВТОРИТЕТА
Может быть вам уже восемнадцать, или даже больше, может быть вы уже закончили школу и институт, устроились на работу и завели свою семью. Все относятся к вам, как ко взрослому, зрелому человеку, способному принимать решения, все... кроме ваших родителей. Как говорил Шаунака Риши Прабху: "Ваши родители помнят вас беспомощным младенцем, которому нужно менять пеленки. Именно так им хочется видеть вас". Он рассказывал историю о 80-летней женщине, чей 60-летний сын был христианским священником. Каждый раз, когда они встречались, она ворчала: "Когда ж ты женишься, наконец?"
Чтобы пробудить в своих родителях шраддху, вам нужно соответствовать их отношению к вам, как к ребенку. Они не ждут от вас душеспасительных бесед и снисходительных наставлений.
"Знаешь, кем ты станешь в следующей жизни, если не прекратишь есть мясо? Свиньей!" - пытался убедить свою мать преданный. Она ответила достойно: "Ну что ж, может, я и стану свиньей, но ты - уже порядочная свинья!"
ОНИ ХОТЯТ БЫТЬ УВЕРЕНЫ, ЧТО ВЫ В БЕЗОПАСНОСТИ
Не нужно показывать крайнее безразличие к своему материальному положению. Даже если это искренняя зависимость от Кришны (вы уверены, что это не просто юношеская беззаботность или упрощенное понимание духовного прогресса, присущее новичкам?), они воспримут это, как признак незрелости (детства). Поэтому они будут волноваться за вас и придут к заключению, что им все еще нужно заботиться о вашей безопасности - и будут пытаться ограничить вашу свободу. Поэтому, если вы заболели - идите к врачу. Ешьте нормально. Одевайтесь нормально. Не нужно носить зимой пляжные тапки. Не ездите в городском транспорте или в поездах без билетов, не занимайтесь рискованными делами. Не бросайте институт, а тем более школу. Образование дает большие преимущества. У вас впереди много лет, чтобы понять это.
В то же время вы можете мягко проповедовать своим родителям, приводя примеры того, как иллюзорна материальная безопасность. Самое лучшее - это приводить примеры тех людей, которых они знают.
ОНИ ХОТЯТ БЫТЬ УВЕРЕНЫ, ЧТО ВЫ СЧАСТЛИВЫ
Часто мы слышим, как родители говорят: "Я мечтала, чтобы мой сын стал... (вставьте слово). И он им не стал. Но я вижу, что он счастлив своей жизнью. Чего же еще желать?"
Вы счастливы в храме, с преданными. Но показываете ли вы свое счастье, свой оптимизм дома, своим родителям? Рассказываете ли вы им смешные и интересные истории о своей жизни в храме? Всегда можно рассказать что-то, что будет понятно даже непреданным. Поделитесь этим со своими родителями. Это тоже косвенная проповедь, и очень эффективная, потому что они слушают о преданном служении и привыкают к этой теме простым и приятным способом. Это поможет им избавиться от страха перед неизвестным.
ОНИ ХОТЯТ, ЧТОБЫ ВЫ ИХ ЛЮБИЛИ
Любые родители ждут, чтобы дети выражали им любовь и признательность. Выделите время для общения с родителями, не забывайте об их днях рождения, старайтесь всячески доставить им радость. Если вы живете не с ними, регулярно навещайте их или звоните. Если ваши отношения не очень хорошие, более практично звонить.
Будьте твердыми в отношении основных принципов своего поведения, но гибкими в мелочах. Покажите, что вы понимаете их чувства. Не смейтесь над тем, что они считают своей священной традицией. На новогоднем столе у них может быть мясо и алкоголь, но если вы не согласитесь посидеть с ними, это будет выглядеть как личное оскорбление.
В моем случае, когда я старалась быть гибкой и терпимой в деталях, мать чувствовала себя виноватой в своих греховных привычках и всегда просила у меня прощения. Теперь каждый раз, когда я приезжаю к ней, она прячет все "запрещенные" вещи или уносит их из дома. Таким образом она выражает почтение сознанию Кришны, и это тоже, в каком-то смысле, служение Кришне.
Не надо избегать прикосновений. Матери особенно чувствительны в этом отношении. Когда вы были ребенком, вы именно так выражали свою любовь, а теперь, если вы будете отстраняться ("Не прикасайся ко мне, я монах!"), это может их очень сильно задеть.
Еще один аспект вашего доброго отношения - это открытость к тому, что они вам говорят. Если вы приходите только для того, чтобы попроповедовать и взять денег, но никогда не слушаете их, у них останется впечатление, что вы их не принимаете полностью. Мы знаем, что преданные общаются с материалистами, чтобы дать им свое общение. Но можно ли назвать это общением, если нет взаимообмена, нет диалога? В случае родителей общение строится на эмоциях, поэтому нам нужно их поддерживать. Это не бесполезная трата времени.
Если ваши родители не совсем плохо относятся к сознанию Кришны, вы можете даже иногда просить их дать какой-нибудь совет ("Мне кажется, такой-то преданный на меня обиделся, как мне быть?"). Они почувствуют, что вы серьезно относитесь к ним, и могут даже удивить вас глубиной своего понимания ситуации.
ОНИ ХОТЯТ ВАМИ ГОРДИТЬСЯ
Скорее всего, ваши родители мечтали о другой карьере для вас. И все же можно посмотреть, какие ценности они хотели вам привить и какие из них соответствуют сознанию Кришны (чистота? пунктуальность? настойчивость? честность?). Докажите им, что вы несмотря ни на что принимаете эти ценности, и что они также приняты в ИСККОН в целом.
Моя мать всегда хотела, чтобы я стала хорошей ученицей, чтобы у меня было высшее образование, и она особенно надеялась на то, что я научусь хорошо говорить по-английски. Поэтому, когда я пришла в сознание Кришны, я все время рассказывала ей о том, как мои знания помогают мне в служении, как другие преданные учатся в моем университете, или как меня попросили переводить для важного гостя в храме.
ЕЩЁ НЕСКОЛЬКО ВАЖНЫХ МОМЕНТОВ
НЕ ПЕРЕКЛАДЫВАЙТЕ ВСЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ЗА СВОИ СЕМЕЙНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НА ИСККОН
ИСККОН не несет юридической ответственности за ваши конфликты с родителями. Неправильно думать, что когда человек становится членом ИСККОН, это дает ему право неправильно вести себя со своей семьей. Если ваша связь с ИСККОН не сочетается с вашими отношениями с семьей, это ваша личная проблема. Постарайтесь решить ее как можно лучше, и примите на себя ответственность перед своими родственниками за принятое решение. Никогда не перекладывайте ответственность на ИСККОН! *Ни один преданный ИСККОН не имеет права сказать вам уйти из дома. Иногда молодым преданным кажется, что если они убегут из дома и поселятся в храме, это будет лучше для их служения. Но такой детский, безответственный поступок принесет страдания - не только вам и даже не только вашим родителям. Рано или поздно это приведет к проблемам для всего храма, или даже всей страны, что может намного перевесить ценность всего вашего служения.
"Мои родители создают проблемы, потому что я пришел в ИСККОН. Разве ИСККОН в этом случае не обязан помочь мне?"
В большинстве случаев семейные конфликты имеют гораздо более глубокие корни. Может быть, вы - подросток, ищущий свое место в жизни. Ваши родители чувствуют, что теряют вас, и поскольку они не способны принять тот факт, что вы больше не маленький ребенок, который был их безраздельной собственностью, они склонны во всем обвинять ИСККОН.
Найти внешнего врага очень просто. Сценарий может быть еще более драматическим: может быть, психологические проблемы в вашей семье продолжаются уже давно. Ни один из членов семьи, включая вас, не готов вынести их на поверхность и работать над их решением. Будучи частью проблемы, вы можете даже не осознавать более глубокие мотивы, побуждающие вас общаться с родственниками так, как вы общаетесь - не важно, сколько стихов вы процитируете, чтобы оправдать свои действия и придать им авторитетность. Такие случаи требуют личностного подхода. Но в любом случае, ответственность лежит на вас, а не на президенте храма, не на вашем гуру или Кришне.
ВСЕГДА БЕРИТЕ НА СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ЗА СВОИ ПОСТУПКИ И РЕШЕНИЯ
Этот совет, тесно связанный с предыдущим, может проверить нашу зрелость и честность. Это особенно важно тем, чьи родители боятся, что ИСККОН - секта, которая может причинить вред их детям.
Среди преданных мы часто объясняем свои поступки, ссылаясь на авторитет. "Старший преданный сказал мне так сделать. Мой Гуру Махарадж хочет, чтобы его ученики распространяли книги. Я не пью водку, этого делать нельзя. Я не смотрю телевизор, преданные его не смотрят".
Мы понимаем, что основой подчинения авторитетам является наш свободный выбор, и мы сами полностью согласны с теми указаниями, которым следуем. Но наши родители могут не быть в этом уверены. Если мы слишком часто призываем авторитет, у них может сложиться впечатление, что нам промыли мозги, сделали из нас рабов и заставляют мучиться против нашей воли.
Поэтому каждый раз, обьясняя причину своих действий, указывайте на логику и свой свободный выбор, а не на авторитет Вед или ИСККОН:
"Я повторяю мантру, потому что мне это нравится. Наш стандарт - 16 кругов в день, и я хочу ему следовать".
"Я решил отказаться от мяса, потому что понял, что так будет лучше для моего тела и ума"
(перечислите книги, в которых об этом говорится, включая не-ИСККОНовские).
"Мне пора идти, потому что я обещал своему другу пойти вместе с ним распространять книги"
(а не "Я должен идти, у меня служение").
"Извините, я не буду смотреть этот фильм. В современных фильмах столько насилия"
(а не "В Гите сказано, что это майя").
"Я не буду есть мясо. Не хочу, чтобы ради меня убивали животных"
(а не "Мясо едят только демоны").
Еще одна вещь, которая может предотвратить опасения в промывке мозгов - доказать, что вы не утратили способность к критической оценке. Если ваши родители критикуют ИСККОН, и они в чем-то правы, надо это признать. Если они видели, что с вами (или с кем-то еще) обошлись неправильно, не пытайтесь этого отрицать. Тем более, если жертвами были сами ваши родители. Нужно почтительно и смиренно выразить свое негативное суждение об этом случае и сказать родителям, что вы собираетесь предпринять. К сожалению, ИСККОН не является обществом парамахамс. Не ищите в нем недостатков, но и не пытайтесь создать идеализированную картину нашего движения. Рано или поздно они заметят фальшь и потеряют всякую веру. Более того, то же самое может произойти и с вами, потому что обманщики в конечном итоге обманывают самих себя.
ДАЙТЕ СВОИМ РОДИТЕЛЯМ ВОЗМОЖНОСТЬ
БЫТЬ ТЕМИ, КЕМ ОНИ ХОТЯТ БЫТЬ
Что делать, если родители не поддаются на вашу проповедь? Вы должны оставаться почтительными. Даже Сам Кришна признает крохотную независимость живых существ.
Даже если наши родители не придут в сознание Кришны, благодаря нашей проповеди они могут стать менее греховными, более религиозными.
Может быть, они станут лучшими христианами?
Был один интересный случай в Перми, когда одна девушка пришла в сознание Кришны, и это так вдохновило ее родителей, что отец стал православным священником, а мать решила уйти в православный монастырь.
Если у нас будет сектантское видение ("Или ты придешь к нам, или будешь гореть в аду"), родители почувствуют его и станут сопротивляться любой нашей проповеди. Не ставьте на них крест ("Им одна дорога - в ад"), но предоставьте свободу выбора. Лучше искренне, при помощи своего духовного опыта принять то, что у них есть право на собственное мнение, чем в душе ругать их на чем свет стоит, при этом притворяясь, что все в порядке.
БУДЬТЕ ТЕРПЕЛИВЫ
"Мои родители безнадежны! Они никогда не изменятся. Зачем вообще с ними общаться?"
Попытайтесь вспомнить свои первые шаги в сознании Кришны. Приняли ли вы все сразу? Вы были молоды, любознательны, и вы хотели присоединиться к движению. Ваши родители много старше, ведут размеренную жизнь и, более того, не собираются никуда вступать. Насколько больше времени им должно понадобиться, чтобы принять новые идеи и измениться. Но если вы будете поддерживать с ними отношения и проповедовать своим хорошим примером, через несколько лет могут произойти удивительные вещи.
Я вспоминаю историю, которую рассказывал Киртирадж Прабху.
Много лет он жил в Швеции и общался со своей матерью только по телефону. Она никогда ничем не показывала, что довольна его жизненным выбором. И все же он звонил ей и просто рассказывал, где он и что с ним происходит. В один прекрасный день его попросили поехать в Россию, чтобы помочь преданным. Эта миссия была далеко не самой легкой и безопасной. Перед отъездом он позвонил матери. "Я уезжаю в Россию, - сказал он, с опаской ожидая ее реакции, - Преданным нужно помочь". "Да, конечно, тебе нужно туда поехать, чтобы выполнить это поручение", - ответила мать. Он был так удивлен, что воскликнул: "А ты не боишься, что со мной что-нибудь случится?!" "Господь Кришна защитит тебя", - последовал ответ.
СЛЕДИТЕ ЗА СВОИМИ МОТИВАМИ
Большинство из нас не полностью чисты. Увидеть собственные анартхи непросто. Но если судить по отсутствию признаков экстаза, мы пока еще не избавились от нечистых мотивов. Иногда неплохо подумать:
"А почему я хочу оставаться в ИСККОН? Только ли ради духовной жизни? Или, может быть, я хочу избавиться от своей семьи, школы и других обязанностей? Может быть, меня привлекает экзотический стиль жизни? А может быть, философия дает мне оправдание, чтобы порвать свои отношения, потому что я по какой-то причине не могу их нормально поддерживать? Может быть, я хочу стать великим преданным, могущественным отшельником, которому будут поклоняться все люди? Проповедую ли я своим родителям для того, чтобы помочь им, или чтобы причинить им боль в отместку за все то зло, которое они мне принесли?"
Такие мысли могут сделать вас более смиренным и чувствительным к нуждам других людей. Это одно из условий, необходимых в работе над собой.
ОБРАЩАЙТЕСЬ ЗА КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ ПОМОЩЬЮ
Наступление Кали-юги, помимо других признаков, отмечается также деградацией семейной жизни. В вашей семье могут быть проблемы, которые невозможно решить обычным путем. Ваши родители могут быть алкоголиками, преступниками или страдать от психического расстройства. В таких случаях обращайтесь за помощью к знающим людям, лучше всего к старшим преданным, у которых есть опыт и какое-то образование в этом вопросе. Обращаться за советом к авторитету никогда не вредно. По крайней мере, держите свое руководство в курсе того, что у вас происходит.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дом - это место, откуда мы начинаем свой путь по жизни. Сознание Кришны является самым важным путешествием. Поэтому давайте будем осторожны в своих первых шагах. Рано или поздно мы оставим родителей позади. Но то, оставим мы их удовлетворенными и готовыми благословить нас, или наоборот: озлобленными, испуганными и разочарованными - может очень сильно повлиять на наш путь.