Баларама Пурнима
Господь Баларама - наш изначальный духовный учитель
 

«Великолепие трансцендентной формы Господа Баларамы затмевает сияние миллионов и миллионов восходящих лун, и мельчайшей частички Его силы достаточно, чтобы разрушить множество армий демонов. Хотя Он знает о сверхъестественном могуществе Своего младшего брата Кришны, и все же, из любви к Нему, Баларама никогда не оставляет Кришну в лесу одного ни на мгновение».

 

Баларама Пурнима


"В Своей форме вайбхава-пракаша Господь Кришна проявляет Себя как Баларама. Форма Баларамы так же прекрасна, как и форма Самого Кришны, единственное различие состоит в том, что оттенок тела Кришны темный, а Баларамы - светлый"
 (TLC Глава 7).

 


Господь Баларама – изначальный духовный учитель

Господь Баларама - изначальный гуру. Духовный учитель наделен энергией Господа Баларамы. Так же, как Баларама убивает демонов в Своих земных играх, духовный учитель уничтожает анартхи в нашем сердце. Мы не можем принять прибежище непосредственно у Господа Баларамы - Он может давать нам наставления через зеркало сердца, но только тогда, когда это зеркало станет полностью чистым. Гуру значит "тяжелый". Своей тяжестью, серьезностью он помогает ученику избавиться от внутренней грязи. Если мы попытаемся идти к Кришне сами, майя обманет нас. Она будет раз за разом сбивать нас с пути ложными идеями. Невозможно вытащить самого себя из трясины - никакие теоретические знания не помогут. Нужен человек, который протянет нам палку.

Кришна – это всё, а Баларама - всё остальное. Ананта-Шеша есть проявление Баларамы. Ананта-Шеша значит бесконечный остаток. То есть Баларама - бесконечный остаток, к которому принадлежим мы. В связи с этим силу мы можем получить от Господа Кришны, но через Господа Балараму, через духовного учителя, который является представителем Баларамы.  Баларама – источник духовной силы и вся Его сила - в Его плуге. У Баларамы два оружия - одно плуг, другое палица.

Поэтому тот, кто ищет силы, тот поклоняется плугу Баларамы. Поклоняется духовному учителю и выполняет наставления духовного учителя, чтобы удовлетворить Балараму.

Первое наставление, которое даёт духовный учитель: 

«Самое страшное, что может быть в духовной жизни – это оскорбления. Бойся оскорблений. Нет ничего более страшного, чем оскорбления которые вызваны собственным Эго».

И причиной оскорбления является не что иное, как наша собственная грубость, как наше собственное желание наслаждаться плодами своего труда, как наше собственное «Я», которое привыкло так или иначе всё время наслаждаться тем, что приходит к нам. Мы и наслаждаться толком не можем. Как осёл не может наслаждаться плодами. Плоды сами растут, а осёл может только смотреть на них и думать: «Мои плоды». Это невежество во всех его проявлениях. И если человек слышит это наставление - значит Баларама издал Свой победный «Гик», а Дхенукасура последний раз крикнул «И-а», в этот момент Баларама закидывает Дхенукасуру на пальму, где Дхенукасура сдыхает. 




Это наставление в Кали-югу нужно знать:                                               

- никого не оскорблять (не пытаться защитить своё эго и желание наслаждаться в этом мире с помощью оскорблений);  и прежде всего вайшнава-апаратха.                   

Большая милость услышать это наставление – это практически означает, что победа одержана. Всё, нет больше нас как наслаждающихся здесь, как тех, кто хочет наслаждаться за счёт других, эксплуатируя других. Потому что наше желание наслаждаться принесёт боль другим. Насилие и боль - неизбежные следствия этого желания.

Дхенукасура олицетворяет гуну невежества. Это очень большая анартха. Дхенукасура с другими ослами — это разные виды невежества, это непонимание, что такое Абсолютная Истина, это непонимание своей духовной природы, это незнание о наших взаимоотношениях с Кришной и незнание о том, что Кришна и Его Имя неотличимы друг от друга. Шрила Бхактивинода Тхакур говорил об опасности этого. Чтобы избавиться от этой глубокой и обширной анартхи, человеку нужно прилагать личные усилия. В случае многих других анартх, если просто продолжать практику преданного служения, эти анартхи могут быть очищены. Бхактивинода Тхакур говорит:

«Когда преданный практикует действия с энтузиазмом, он избавится от этих осквернений».

Только по милости Господа Баларамы это может быть отброшено далеко прочь. Дхенукасура вызывает полное невежество нашей истинной деятельности и глупые заблуждения о природе святого имени. Он лишает человека понимания в отношении того, кому он должен поклоняться. Это осквернение надо выбросить подальше, приложив большие усилия со своей стороны.

Поэтому всё, что разрушает наше невежество, несет в себе энергию Баларамы. Она есть и в священных трактатах, и в проповеди святых, она есть в вопросах и ответах, она есть и в размышлениях об Абсолютной Истине.


«Имя Господа Баларамы предполагает не только то, что Он очень могущественный, но и то, что Ему доставляет удовольствие проявлять Свою необычайную силу». («Кришна – источник вечного наслаждения»).

 


Господь Баларама помогает очиститься
от демонов в нашем сердце

Метод, с помощью которого мы очищаемся, очень глубок и таинственен. И нужно учиться применять его. Учиться непосредственно от духовного учителя. Чтобы избавиться от этого невежества, нужно получить особую милость Господа Баларамы. Господь Баларама - акханда гуру-таттва - изначальный духовный учитель, а те, кто следуют за Ним, истинные духовные учителя - наделены энергией Господа Баларамы, духовной энергией. Так же, как Баларама убивает демонов в Своих земных играх, духовные учителя уничтожают анартхи в нашем сердце. Когда преданные принимают прибежище у своих духовных учителей, тогда они могут получить это особую энергию. Так человек может превзойти влияние Дхенукасуры, влияние невежества.                                                                          

И, чтобы показать пример, как надо разрушать невежество, Кришна и Баларама отправились в Аванти, чтобы поступить в школу опытного духовного учителя Сандипани Муни. Сандипани Муни очень обрадовался, что у него будут такие ученики, не каждый день в школу поступает сам Господь Бог. Но Кришна и Баларама служили ему с такой преданностью, с какой служат Самому Верховному Господу, давая таким образом другим безупречный пример того, как нужно поклоняться духовному учителю. Если уж сам Бог принимает учителя и служит ему, как Богу, то для нас просто нет никакого другого варианта духовного развития. 

Удовлетворенный Их послушанием, Сандипани Муни научил их всем Ведам, шести заключениям Вед и Упанишадам. Он учил Их также самым сокровенным секретам Дханур Веды; стандартной книге законов; методам логических умозаключений и умению вести философские дебаты, а также шести разделам искусства политики. Выслушав Своего учителя всего лишь один раз, Кришна и Баларама обучились всем искусствам и наукам. В шестьдесят четыре дня и шестьдесят четыре ночи, сосредоточив внимание, Они выучили все искусства и науки.

Когда мы изучаем духовные знания, мы можем реально почувствовать милость Баларамы. Поэтому тот, кто не видит в книгах Прабхупады милости Баларамы, тот лишается способности их понимать.

Духовное знание разрушает невежество. И если вы победили влияние Дхенукасуры на пути духовного развития, то есть опасность попасть под влияние второго демона, который появляется позже. С ним всё гораздо сложнее, потому что если человек начинает заниматься преданным служением и, если он отбросил дух наслаждения, то начал чувствовать счастье, которое приносит ему бхакти. Если нет оскорблений, человек сразу может почувствовать этот вкус. И следующая проблема, которую олицетворяет демон Праламбасура, - она, к сожалению, большое препятствие на духовном пути.

Однажды, когда братья предавались трансцендентным развлечениям, демон Праламбасура примкнул к их компании, собираясь похитить Балараму и Кришну. Мальчики-пастушки разбились на две команды. Одну возглавлял Кришна, другую – Баларама. В конце концов одержавшая победу команда «Баларама-Шридама- Вришабха», оседлав команду Кришны, принялась разъезжать по Бхандираванскому лесу. Праламбасура, притворявшийся пастушком, возил на себе Балараму.




Чтобы избежать схватки с Кришной, Праламбасура унёс Балараму далеко в сторону. Он хотел утащить Балараму далеко от Кришны и расправиться с Ним в одиночку. Потому что на самом деле Баларама и Кришна сильны вместе, но когда их разлучают, они теряют свою силу. Если вы видели, на кого опирается Баларама? - На Кришну. Он старший брат, но опирается на Кришну, Он ищет опору. И когда Кришны нет, Баларама, несмотря на то, то Он - источник всей силы, как-то теряет её.

 

Однажды, была такая лила, когда Баларама давно ни с какими демонами не сражался: «Кришна всех убивает и убивает, а Я старший брат, Я же должен убивать». Он попросил Кришну: «Кришна, можно я сегодня побуду тобой». Кришна спросил: «Пожалуйста, что для этого нужно?» Баларама попросил перо и флейту. Надел на себя перо и начал играть на флейте. Все подумали: «Надо же, Баларама сегодня стал Кришной». В это время демон Кеши ворвался во Вриндаван. Перед этим он спросил у Камсы, как узнать Кришну. На что Камса сказал, что Кришну можно узнать по двум признакам: у Него павлинье перо и флейта. Баларама стоит с павлиньим пером, играет на флейте и думает: «Сейчас убьём какого-нибудь демона». Кришна где-то вдалеке, и Баларама отошёл от Него. А в это время демон Кеши несся навстречу, подбежав к Балараме, лягнул Его передними ногами.

Баларама отлетел, упал на землю и лишился чувств. Кеши помчался к Камсе и сказал: «Я убил Кришну». Баларама встал, подошёл к Кришне, потирая грудь, снял с Себя перо и сказал: «Можно я больше не буду играть Тебя?» Так же думал и Праламбасура, но когда он нёс Балараму, Баларама  становился всё тяжелее и тяжелее. Потому что Баларама – гуру, а гуру значит тяжёлый. Праламбасура принял свой изначальный облик, и Баларама испугался и закричал: «Кришна, он меня уносит, спаси меня». Кришна сказал: «Сам справляйся, вспомни кто Ты, вся сила есть у Тебя». Баларама тотчас же ударил кулаком по голове демона подобно тому, как царь небес Индра ударяет молнией в гору. От удара кулака Баларамы Праламбасура упал замертво.

Как Праламбасура принял облик мальчика - пастушка, так вожделение и жадность могут маскироваться под духовные желания. Это честолюбие и желание плодов, которые получает человек, занимаясь преданным служением. Можно заниматься таким служением десятки жизней, но так и не достичь чистой любви.                       

Если Дхенукасура – привычка наслаждаться плодами, которые мы получаем за счёт своей кармической деятельности и склонность оскорблять других, которые сопутствуют этой привычке, то Праламбасура – это честолюбие или пратиштха, желание почестей, почёта, представление, что я - великий преданный. Это наша беда, комплекс «великого чистого преданного». И Нарада Муни, из сострадания к нам, даёт абсолютно верный, полностью действующий, работающий, надёжный рецепт от этого комплекса:


«Я всегда должен держаться 
за стопы тех, кто старше меня! Я всегда должен видеть над собой своего духовного учителя! И всегда внутри поклоняться своему духовному учителю! Держаться за него и всех, кто над ним стоит в цепи ученической преемственности! Только через них я смогу получить силу, которая даст мне возможность одолеть эти два страшных препятствия в моей духовной жизни!»
    

 

  • Если я вдруг возомнил себя учителем, если я думаю что кого-то чему-то могу научить, если у меня появился гуру-абиман, если у меня нет смирения и понимания того, что я не учитель, то Праламбасура уже вошёл в моё сердце.
  • Если я думаю, что у меня есть знания, что меня научили искусству проповеди, что я своими силами всё смогу, то Праламбасура носит меня в своих объятиях.


В этот момент нужно взмолить о помощи своего духовного учителя: «О представитель Баларамы, пожалуйста, сделай так, чтобы этот демон ушёл из моего сердца». Сколько духовных карьер окончилось, сколько блестящих звёзд на духовном небосводе светило, но они не достигли тех духовных высот, о которых говорит Шрила Прабхупада. Потому что у них не хватило силы, не хватило смирения. Бхактивинода Тхакур говорит, что секрет заключается в том, чтобы всё время держаться за лотосные стопы тех, кто старше. В том, чтобы всё время своим внутренним сознанием стараться оставаться слугой слуги слуги слуги Кришны.                               



Убивая Дхенуку и Праламбу,
Баларама помогает процессу очищения в нашем сердце

Духовный учитель уничтожает тех же демонов в сердцах своих учеников с помощью силы своего личного примера и необходимых наставлений. Под защитой духовного учителя человек начинает желать быть причастным к преданному служению и развивает вкус к слушанию и воспеванию о Кришне. Чем больше кто-то желает слушать и воспевать, тем больше очищается от мирского осквернения. С помощью духовного учителя человек начинает ощущать бесконечное блаженство от источника находящегося внутри. И тогда достигает цели человеческой жизни.    


  


Поклоняясь стопам духовного учителя, человек оттачивает меч знаний, который даёт Кришна. А Баларама даёт силу, чтобы этим мечем разрубить все препятствия на пути духовного развития. Меч поможет тогда, когда будешь держать его острым, а это значит полное, абсолютное смирение. В этом случае человек может развить в себе весь потенциал, который в него заложен.                                           

Как объясняет Шрила Прабхупада, это можно сделать только, когда со смирением молить о силе своего духовного учителя. Чтобы через него, через непрерывную цепь ученической преемственности пришла сила от Ачьюты – Балы. Тогда только это оружие знания начнёт действовать в наших руках. И в этом значение Господа Баларамы для нас.

Баларама убил множество других демонов, таких как Двивида Горилла, Балвала, борцы на арене Камсы и другие, но истории с Дхенукой и Праламбой особенно важны для тех, кто идёт путём самоосознания. Шрила Бхактивинод Тхакур объясняет в «Шри Чайтанья Шикшамрите», что те загрязнения, которые олицетворяют эти демоны, должны быть устранены усилиями самих преданных. Когда преданный с энтузиазмом старается избавиться от них, тогда, по милости Господа Баларамы, они будут отброшены прочь.

 

Баларама – это первое проявление Кришны

Баларама – это первое проявление Кришны. Он творит весь духовный мир, весь материальный мир и части частей, то есть у Него семена душ. И как источник всех живых существ, Он учит нас самой важной науке – науке преданного служения. Радость духовной жизни – в служении. Баларама обучает всех Своим примером, как служить Кришне. Он первый, кто это делает.

«Шри Баларама - это Бог-Слуга, который служит Господу Кришне во всем. Трансцендентная обитель существует благодаря энергии Баларамы. Первая экспансия Кришны в форме для игр - это Баларама. Баларама Сам помогает Господу Кришне в Его играх и Он выполняет работу творения в четырех других формах. Во всех формах Баларама испытывает трансцендентное блаженство служения Кришне». ("Чайтанья Чаритамрита Ади лила" 4.8-11).  

 

 

 

«Эти два Господа, Кришна и Баларама, оба являются семенем и чревом вселенной, творцом и его творящей потенцией. Они входят в сердца живых существ и управляют их обусловленным сознанием. Они являются изначальным Всевышним». («Шримад Бхагаватам» 10.46.31)


«Бала» так и переводится, как сила, но это сила не материальная, а сила духовная, которую дает Господь Баларама, - это желание служить Богу, и вкус к этому служению. Бала — духовная сила, а Рама — это духовная радость. Вместе они представляют для нас силу отказаться от материальных чувственных наслаждений ради вечного духовного блаженства. Господь Баларама олицетворяет силу, с помощью которой можно приблизиться к Кришне.

Так, по милости Господа Баларамы мы сможем избавиться от препятствий на пути бхакти и получить вкус к преданному служению Кришне. Кришна приходит только туда, где Баларама уже подготовил всё для лучшего служения Ему. В день явления Господа Баларамы мы можем молиться Ему, прежде всего мантрой Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе, где содержится как имя Баларамы, так и просьба о служении. Также полезно читать книгу «Кришна-источник вечного наслаждения» - особенно 15 и 18 главы 1-го тома и 13 и 24 главы 2-го тома, где рассказаны истории о том, как Баларама наказывал нечестивцев.  

В день праздника (Шри Баларама явился в полнолуние, пурниму, - отсюда и название) принято воспевать героические деяния Баларамы и декламировать благоприятные гимны. Кульминацией Баларама-пурнимы считается раздача особого медового напитка варуни, который очень любит виновник торжества.  В этот знаменательный день вайшнавы, последователи сампрадаи Гаудия-вайшнавов, постятся до полудня, а потом угощаются медовым варуни.

Игры Шри Баларамы бесконечны и являются источником правдивости и красоты для всего мира. Пусть милость Шри Баларамы затопит землю и очистит сердца всех от осквернения. Пусть Он сделает нас годными отличить истину от иллюзии для блага каждого!

 

Да будет удовлетворен Шри Баларама!
Вся слава, вся слава Шри Балараме!

 

  

Важно!  В день явления Баларамы преданные соблюдают пост до полудня.

 

 

В статье использованы материалы из лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами
на День Явления Господа Баларамы "Наши оскорбления"

 

 

 

Баларама Пурнима, Господь, Кришна, Баларама, Дхенукасура, Праламбасура, духовный учитель, день явления, явление Баларамы, день явления Господа Баларамы Баларама Пурнима, Господь, Кришна, Баларама, Дхенукасура, Праламбасура, духовный учитель, день явления, явление Баларамы, день явления Господа Баларамы 

Сейчас 296 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Copyright 2011 7 августа - Баларама Пурнима-Явление Господа Баларамы. Мариупольское общество сознания Кришны
Free Joomla Theme by Hostgator