Хера-панчами - приход Богини удачи в Гундича
'хера-панчами'ра дина аила джанийа
каши-мишре кахе раджа сайатна карийа
калйа 'хера-панчами' хабе лакшмира виджайа
аичхе утсава кара йена кабху нахи хайа
Помня о том, что приближается Хера-панчами, царь Пратапарудра вежливо обратился к Каши Мишре: "Завтра будет Хера-панчами, или Лакшми-виджайа. Устрой такой праздник, какого еще никогда не было".
(Чайтанья-чаритамрита, Том 3. Гл.14, тт. 106-107)
КОММЕНТАРИЙ
Хера-панчами проводится на пятый день после Ратха-ятры. Господь Джаганнатха, оставив Свою жену, богиню удачи, отправляется во Вриндаван, т.е. в храм Гундича, который неотличен от него. Cтрадая от разлуки с Господом, богиня удачи решает последовать за Ним и увидеть Его там. Таким образом, Хера-панчами посвящен приходу богини удачи в храм Гундича. Иногда ативади неправильно пишут название этого праздника: Хара-панчами. Слово "хера" означает "видеть" и относится к богине удачи, жаждущей увидеть Господа Джаганнатху. Слово "панчами" означает "пятый день" и указывает на то, что праздник проводится на пятый день прибывающей луны.
Итак, в этот день Лакшми Деви, восседая на золотом, украшенном драгоценными камнями паланкине едет из храма Джаганнатхи в храм Гундича. За паланкином следуют люди, несущие зонты, чамары и флаги, а впереди – музыканты и танцовщицы. Сотни ее служанок, привлекательно одетых и украшенных драгоценными ожерельями, несут кувшины с водой, чамары и ларцы с орехами бетеля.
Когда рассерженная богиня удачи прибывает к главным воротам храма, процессия останавливается, и ее служанки начинают связывать слуг Джаганнатхи и заставляют их припасть к стопам своей госпожи. Их бранят и осыпают непристойными шутками и насмешками.
Шри Чайтанья Махапрабху, основатель движения Гаудия-вайшнавизма, проводил свои последние годы в Пури. Это было около 500 лет назад, но до наших дней сохранились дневники и описания тех событий. Самое известное из описаний – книга «Шри Чайтанья-чаритамрита», фрагмент беседы из которой мы приведем ниже.
В этот день в Нилачале Шри Чайтанья Махапрабху задал вопрос Сварупе Дамодаре. Он сказал: «Хотя Господь Джаганнатха наслаждается Своими играми в Дварака-дхаме и проявляет там Свою необычайную щедрость, все же раз в год Его одолевает непреодолимое желание увидеть Вриндаван. Все эти сады – точное подобие Вриндавана. Поэтому Господь Джаганнатха так жаждет увидеть их вновь. Он делает вид, что хочет поучаствовать в празднике Ратха-ятры, но на самом деле покидает Джаганнатха Пури лишь для того, чтобы попасть в Сундарачалу, в храм Гундича. Господь там день и ночь играет в прекрасных садах. Но почему же Он не берет с Собой Лакшми Деви, богиню удачи?»
Сварупа Дамодара ответил: «Лакшми Деви, богине удачи, не позволено участвовать в играх Вриндавана, где единственными участницами являются гопи, деревенские пастушки. Никто не умеет так, как они, пленить ум Кришны».
Чайтанья Махапрабху сказал: «Все игры Господа Кришны с гопи, проходящие в этих садах, очень сокровенны и блаженны. Никто ничего не знает о них. Если игры Кришны совершенно безупречны, почему же тогда гневается богиня удачи?»
На что Сварупа Дамодара ответил: «Для влюблённой девушки естественно вспыхивать гневом даже при малейшем признаке того, что её возлюбленный пренебрегает ею. Природа женщин, опьяненных любовью, такова, что, сталкиваясь с малейшим пренебрежением со стороны своего возлюбленного, они сразу же гневаются. Мой Господь, я никогда еще не сталкивался с таким поведением. Иногда мы видим, как любимая жена, гордящаяся своим положением, разочаровывается, когда чувствует недостаток внимания. Тогда она перестает следить за собой, носит грязные одежды и угрюмо сидит на земле, чертя ногтями линии. Мы слышали, что такой же эгоистической гордостью обладали Сатьябхама и гопи Вриндавана, но совсем другое проявляет богиня удачи здесь, в Джаганнатха Пури. Она очень гневается на своего мужа и, используя свою «армию» служанок, атакует его».
"Любовь к Кришне - высочайшее счастье, а слезы по Кришне - очень экстатическое проявление любви к Кришне".
После этого Господь Чайтанья и Сварупа Дамодара стали обсуж-дать настроения гопи Вриндавана: что они чувствовали, когда сердились и завидовали. Это очень сокровенное обсуждение.
Тот спектакль под открытым небом, когда Лакшмидеви выезжает вместе со своими служанками, связывает главных слуг Джаганнатхи и бранит их, был организован царем для удовольствия Господа Чайтаньи. Подобные вещи иногда случаются в материальном мире, но в данном случае поведение богини удачи, как и поведение гопи, было полностью трансцендентным. Все это проявления любви к Кришне.
Существуют различные типы супруг Кришны. Некоторые очень просты и не знают о гневе и ревности. Они просто грустят. Стоит лишь Кришне вернуться и сказать пару ласковых слов, они тут же успокаиваются. Их называют смиренными. Далее в "Чайтанья-чаритамрите" описываются два других типа - смиренно-дерзкие и дерзкие. "Смиренные почти ничего не знают о хитросплетениях гнева и ревности. Они просто закрывают лицо ладонями и плачут. Когда же они слышат ласковые слова своего возлюбленного, то успокаиваются. Смиренно-дерзких и дерзких можно разделить на рассудительных, вспыльчивых и рассудительно-вспыльчивых. Далее они подразделяются на три типа. Некоторые из них болтливы, некоторые - молчаливы, а некоторые - уравновешены. Все они увеличивают любовный экстаз Кришны" (Ч.-ч. Мадхья, 14.149-152). Так Господь Чайтанья слушал о разнообразных оттенках любовных эмоций.
Иногда Радхарани очень гневается. И ее чувства описываются до мельчайших подробностей - семь видов гнева и ревности, каждый из которых подразделяется на три вида, и каждый из этих видов - на три подвида. Целая наука трансцендентных бхав. Вот почему Шрила Прабхупада говорил, что "Чайтанья-чаритамрита" - это аспирантура. Вы детально изучаете все виды экстатических любовных эмоций: как объясняет Сварупа Дамодара, у каждого есть точное наименование, вид и подвид. В Четвертой Песне "Бхагаватам" мы знакомимся с санкхьей, анализируем мир в контексте бхакти-йоги и приходим к выводу, что бхакти-йога - самая высшая система йоги. Но здесь мы тоже занимаемся санкхьей, аналитическим изучением, но изучаем разнообразные любовные взаимоотношения Кришны с Его преданными: с подругами, женами... Так много преданных, и у каждого свои особенные взаимоотношения и особое настроение. Все они увеличивают трансцендентное блаженство Кришны.
На Хера-панчами мы видим крайние проявления ревности и гнева. В чистом преданном служении любовные чувства чисты, поэтому все это возможно. Господь Чайтанья и Его спутники наслаждались поведением Лакшми и проявляениями ее ревности и гнева.
Джаганнатха пообещал вернуться на следующий день. Через четыре дня Лакшми надоело ждать: "Он обманул меня!" Ее охватил сильный любовный гнев. Говорится, что Кришне больше нравится, когда любящие Его преданные относятся к Нему безо всякого почтения. Это не значит, что теперь и мы должны так к Нему относиться. Кришне бы это не понравилось, а нам бы пришел конец. Но если вы сходите с ума от любви к Кришне и испытываете такие глубокие эмоции, что забываете, что Он - Бог, и считаете Его своим другом, возлюбленным, сыном... - это Ему нравится. Все относятся к Нему как к Нараяне, или Всевышнему, но когда кто-то из любви, не из корыстных оскорбительных желаний, а из любви, относится к Нему как к нижестоящему, Он наслаждается особым вкусом таких взаимоотношений.
Это очень интересная игра. Чайтанья Махапрабху проявлял высочайший уровень чистых любовных эмоций в преданном служении. Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупада поведал о нем всему миру.
Шрила Прабхупада ки - джая!
Мы очень удачливы, невероятно, неизмеримо удачливы. Нам нужно постараться очистить наше сознание, чтобы начать наслаждаться хоть каплей этих трансцендентных вкусов. В этом материальном мире каждый чересчур занят попытками наслаждения материальных чувств. Но здесь показан совершенно другой уровень любовных взаимоотношений. Они не имеют ничего общего с наслаждением собственных чувств, а направлены на наслаждение чувств Кришны. Когда чувства Кришны удовлетворены, наши чувства тоже удовлетворены, поскольку мы являемся частицами Кришны.