Ганга-Пуджа, Ганга-Дашара
Ганга Пуджа, Ганга Дашара — праздник, посвященный поклонению священной реке Ганге.
Это день явления Матери Ганги, день, когда священная река сошла с небес на Землю.
Богиня Ганга - дочь царя гор Химавата и его жены Мены. Ганга приходится сестрой богине Парвати (супруге Шивы).
Согласно пуранам, Ганга, вытекая из пальца Вишну, сначала пребывала только на небе, но затем была низведена на землю, с тем чтобы оросить прах его предков - шестидесяти тысяч сыновей Сагары.
Сегодня все индийцы, а также те, кто следует ведической традиции, отмечают праздник поклонения священной реке Ганге. По традиции множество людей собирается в этот день на берегах этого чудесного потока любви, а священнослужители близлежащих храмов ступают по колено в воду и подносят Ганге огромные светильники с масляными фитилями. Затем люди бросают в воду цветы и гирлянды и возносят свои молитвы Ганге Деви (богине реки).
Традиция поклонения Ганге насчитывает несколько тысяч лет. Согласно древним священным источникам, таким как «Шримад-Бхагаватам», Ганга - это не просто река, но энергия великой реки Вираджа, разделяющего материальный и духовный миры.
Ганга-Дашара - день для очищения внутреннего "Я"
Ганга - это имя священной и самой известной реки. Благочестивая река Ганга сама по себе храм. Ганга - это "Река Чистоты, знания, единства и просветления", данная нам Творцом. Знание побеждает темноту, невежество. "Дашара" переводится как "очищающая от десяти основных грехов". Это означает устранение темноты привнесением света. По традиции Ганга-Дашара - это день, когда Священная река нисходит из небес на Землю, чтобы смыть наши грехи. Это - время, когда Природа содействует нам.
Ганга-Дашара - символ очищения души и очищения окружения. Этот день благоприятен, чтобы начать более чистую жизнь. По традиции в эти дни проводят специальную Пуджу для внутреннего очищения и устранения глубокой негативности. Ганга-Пуджа имеет своей целью создать Саттвическое (чистое и позитивное) влияние на жизнь.
Схождение Матери Ганги на землю
Существует несколько древних преданий, повествующих о том, как Ганга сошла с небес.
Когда-то великий царь Бхагиратхи пришел к горе Химаван, чтобы предаться там суровому подвижничеству. Движимый желанием спасти своих предков, не достигших небес, он провёл в покаянии тысячу лет. А по прошествии тысячи небесных лет, приняв телесный облик, явилась ему сама великая река, Богиня Ганга. Она спросила у царя, что он хочет. И царь ответил, что его предкам не будет дано места на небе до тех пор, пока она не омоет их тела своими водами. Услышав эти слова царя, Ганга, чтимая всем миром, сказала Бхагиратхе, что исполнит его желание. Но только напор её, когда станет падать с небес, трудно будет сдержать. Лишь Господь Шива сможет сдержать её воды.
Услышав эти слова, царь Бхагиритхи отправился к горе Кайлас и принялся ублаготворять Шиву. Довольный подвижничеством царя, Бхагаван обещал сдержать Гангу при её падении с небес. И Ганга, дочь царя гор Химавана, снизошла в это мир.
Спуск Ганги с неба, которую ожидают Шива, Бхагиратха, Парвати и бык Нанди
Когда Ганга падала с неба, её принял на свою голову Шива, дабы она не разрушила своей тяжестью землю, а с его головы она стекла вниз уже семью потоками. Бурная река уничтожила поля риши Джахну, который, разозлившись, выпил её воды, но, умилостивленный царём Бхагиратхой, выпустил их через своё ухо. И, наконец, слившись с океаном, Ганга ушла в подземный мир - паталу.
Согласно другому мифу, Ганга - это вода, которую Брахма использовал для омовения стоп Вишну, омыв большой палец Ваманы (аватары Вишну), собрал всю воду в сосуд, где она и превратилась в Гангу. Поэтому реку называют "Вишну Падодбхава", т.е. происходящую из стоп Вишну. Войдя в сосуд с водой Брахмы, используемая для омовения ног Вишну, Ганга обрела ещё большую мощь от Брахмы и Вишну. Очищающая сила реки усилилась.
"О, Ганга, мир получит благо благодаря твоему движению по земле среди человеческих существ. Будь бесстрашна."
Стоя в божественном присутствии Ганги, небожители стали более могущественными, чем даже от испития нектара. Поэтому они могли противостоять нападениям демонов, а так же могли поддерживать и возрождать праведность на планете земля. Вишну это всё - наполняющий в трёх мирах, т.е. на земле, небесах и в Патала. С помощью Брахмы Он даровал небесам присутствие Ганги.
О, Ганга! Ты обладаешь очищающими от греха чистыми вибрациями.
О! Ганга! Твоя дикша (клятва) очищать всех и вся началась, когда Брахма омыл стопы Вишну твоей водой. Божественные силы Брахмы и Вишну - это твои крылья. Твоим грациозным взглядом развиваются саттвические черты в небожителях. Ты защищаешь во мне аспект Сат-Чит-Ананды.
В древнеиндийском эпическом произведении «Махабхарата» рассказывается, что боги Васу, проклятые риши Васиштхой на смертную жизнь за попытку украсть священную корову, пригласили Гангу стать их матерью для возвращения на небо. Ганга согласилась, и была вынуждена стать для этого женой царя Шантану, правителя Хастинапура.
Она превратилась в красивую женщину, которую Шантану увидел на берегах реки и, очарованный ее красотой, немедля сделал ей предложение. Она согласилась, но с одним условием: Шантану никогда не будет задавать каких бы то ни было вопросов относительно её действий и поступков, иначе она его покинет.
Они поженились. У Шантану и Ганги родился сын. На глазах изумленного супруга Ганга взяла ребенка и бросила его в реку. Шантану был поражен, но, помня о своей клятве, ни словом не упрекнул жену. Та же участь постигла и шестерых сыновей царя, родившихся впоследствии (которых она сразу же топила, освободив от проклятия и предоставив возможность переродиться на небе). Когда же Ганга хотела бросить в воду последнего, восьмого, ребенка, царь не выдержал и обвинил жену в детоубийстве.
В тот же миг женщина преобразилась, приобрела божественный облик и сказала мужу:
Погибнуть не дам я последнему сыну,
Но только тебя я навеки покину.
Я - мудрым Джахну возрожденная влага,
Я - Ганга, несметных подвижников благо.
Жила я с тобой, ибо так захотели
Бессмертные ради божественной цели.
Я встретила восемь божеств, восемь васу,
Подвластных проклятия гневному гласу:
Их Васиштха проклял, чтоб гордые боги
В людей превратились, бессильны, убоги.
А стать их отцом, о властитель и воин,
Лишь ты на земле оказался достоин,
И я, чтоб вернуть им бессмертья начало,
Для них человеческой матерью стала.
Ты восемь божеств произвел, ясноликий,
Тем самым ты стал и на небе владыкой.
С тобою узнала я радость зачатья,
И васу избавила я от проклятья.
Дала я поверженным верное слово:
Когда в человеческом облике снова
Родятся, - их в Ганге-реке утоплю я,
Бессмертие каждому снова даруя.
Теперь я тебя покидаю навеки.
Меня дожидаются боги и реки.
Последнего уцелевшего сына Шантану назвал Бхишмой («грозным») и вырастил его с любовью и заботой. Мальчик с детства выказывал склонность к ратным подвигам и обещал превратиться с годами в великого воина.
Поклонение Матери Ганге
Первые десять дней месяца Джейштх известны как Дашахара и посвящены оказанию почтения реке Ганге, или Матери Ганге.
Считается, что Ганга течет по трем мирам: в раю она известна как Мандакини, на земле как Ганга, а в низшем миру как Бхагиратхи. Также Ганга известна как "Трипатхага" или "Река трех путей". Омовение в священной реке, по словам мудрецов, освобождает душу от бремени множества грехов, совершенных в прошлых жизнях.
Вайшнавы называют Гангу "потоком любви", поскольку любовь к Богу может испытать лишь чистое сердце, и Ганга Деви, не обращая внимания на внешние атрибуты, такие как национальность или религиозная принадлежность, дарует всем, кто входит в её воды, возможность раз и навсегда покончить со страданиями этого мира и войти в вечную духовную реальность, где находится истинный дом души.
Главные места поклонения Ганге это Ганготри, источник реки Харидвар, где она спускается на равнину Аллахабад, где она соединяется с Ямуной, Варанаси, святой город, и остров Сагара в ее устье, где она,наконец, впадает в Бенгальский залив.
По вечерам тысячи листьев-лодочек с зажженными огоньками, цветами и сладостями предлагаются Ганге под звуки колокольчиков. Тысячи верующих собираются в Ришикеше, Харидваре, Варанаси, Праяге, чтобы принять омовение и предложить свои молитвы матери Ганге. Если же приобщиться к купанию нет возможности, то многие индусы набирают воду и несут для умывания домой.
Ягъя в день Ганга-Дашара, благодаря очищению от десяти основных грехов, улучшит сферы жизни, связанные с духовностью, просветлением, спокойствием ума. Ганга-Дашара-Ягья освобождает от десяти (даша) грехов - ошибок и заблуждений, которые отнимают энергию личности:
Физические виды греха:
1. Употребление наркотических средств (алкоголя, никотина, кофеина и так далее);
2. Незаконный секс (прелюбодеяние, насилие или подобные сексуальные отношения);
3. Суицид (самоубийство);
4. Убийство (убийство человека);
5. Убийство коровы (убийство животных или употребление их в пищу);
6. Воровство (кража, грабёж);
Виды греха, относящиеся к речи:
7. Злая (враждебная) речь по отношению к людям;
8. Оскорбление людей словами;
Виды греха, относящиеся к уму, мышлению:
9. Злые мысли о людях;
мысленное возвращение к своей вине в прошлых действиях;
Виды греха, относящиеся к договорённостям:
10. Обман друзей или партнёров по бизнесу.
Ганга - богиня и река
Ганг (в индийских языках имя реки женского рода, Ганга) - одна из величайших рек нашей планеты. По водоносности Ганг (вместе со своим притоком р.Брахмапутрой) занимает 3-е место в мире после Амазонки и Конго. В бассейне реки Ганг проживает более полумиллиарда человек. Для индуистов Ганг - это священная река, её воды очищают от грехов, избавляют от болезней и даруют небесное блаженство тем, кто избирает воды Ганга местом своего погребения.
К сожалению, сейчас воды Ганги сильно загрязнены из-за стоков, которые сбрасывают в реку население и многочисленные промышленные предприятия. Причиной загрязнения русла становится и перенаселение городов вдоль реки, а также обычай погребения в Ганге. Бедных, не имеющих средств на кремацию, а также некоторые категории умерших — незамужних девушек, беременных, детей — не сжигают, а трупы сразу сбрасывают в реку.
Правительство Индии пока бессильно против загрязнения Ганга, сейчас над задачами по очистке реки работает ряд некоммерческих индийских и международных организаций, однако результаты этой работы незначительны на фоне чрезвычайно сложных проблем.
Река, однако, имеет давнюю репутацию способности к самоочищению, что, отчасти, подтверждается официальной наукой. Например, доказано, что в воде Ганги содержатся ионы серебра. Туристам, приехавшим в Индию, воду Ганги пить не рекомендуется. Дело в том, что при кипячении вода Ганги становится еще опасней: ионы серебра выпадают в осадок, а бактерии при 100 градусах не уничтожаются.
В наши дни многими учеными были сделаны пробы воды Ганги, и в ходе этих экспериментов было установлено, что вода Ганги обладает удивительными свойствами, например, она может храниться намного дольше, чем обычная вода, и в ней не выживают многие микробы и бактерии, например, холерная палочка.
Шри Гангадеви ки - Джай!
Немного интересных фактов :
Проведя многочисленные анализы воды в Ганге ученые были поражены ее удивительной способностью к самоочищению. Она не портится ни при каких обстоятельствах, и чем дольше она стоит, чем чище становится.
- Совсем недавно индийский специалист по защите окружающей среды Д.Бхаргабе провел опыты с водой Ганги и заявил, что ее воды намного быстрее, чем воды других рек, уменьшают биохимическую потребность в кислороде и разлагают нечистоты в 15-20 раз быстрее. Таким качеством не обладает даже дистиллированная вода.
- Английский физик Ханбери Хэнкин на своем опыте убедился, что холерные палочки погибали в воде Ганги в течение 6 часов, тогда как в дистиллированной воде они продолжали размножаться даже через 48 часов.
- Французский ученый Герелль очень удивился, обнаружив, что в воде Ганги в том месте, где на берегу лежали тела людей, умерших от дизентерии и холеры, не было никаких возбудителей болезней.
О богиня, повелительница полубогов! О божественная Ганга! Твои стремительные воды даруют освобождение трем мирам. Корона Шивы служит тебе обителью. О безупречно чистая Ганга, пусть мой ум всегда будет сосредоточен на твоих лотосных стопах!
О Бхагиратхи, даровавшая милость царю Бхагиратхе! О мать, дарующая счастье! Веды прославляют твои воды, но я не способен постичь твою славу. О милостивая Ганга, спаси меня, несмотря на мое невежество!
О Ганга, вечно резвящаяся у лотосных стоп Хари! Твои пенистые волны белы, как снег, луна или жемчуг. Смой тяжелый груз моих грехов и милостиво переправь меня через океан материального бытия.
Твое тело искрится тысячами брызг, а волны несут благодать. О Джахнави, чей взгляд исполнен сострадания! Слава, слава тебе! Сам Индра склоняет к твоим лотосным стопам свою венценосную голову. Единственное прибежище своих преданных, ты даруешь им счастье и благоденствие.
О богиня, избавь меня от болезней, страданий, несчастий, грехов и заблужданий ума. Ты — наивысшая ценность во всех трех мирах, ты — украшение Земли. Несомненно, ты — мое единственное спасение в круговороте рождений и смертей.
О Алакананда, несущая радость небесному царству! Ты исполнена величайшего блаженства! О Ганга, тебе молятся все несчастные. Пролей на меня свою милость! Тот, кому посчастливилось жить у твоих берегов, в действительности пребывает уже на Вайкунтхе.
Я согласен быть черепахой или рыбой в твоих водах, маленькой ящерицей на твоём берегу или даже падшим собакоедом, лишь бы рядом с тобой. Но я не хочу быть благородным царём, если окажусь вдали от тебя.
О повелительница вселенной, дарующая благочестие! О дочь Джахну, богиня, представшая в образе реки! Ты достойна вечной славы. Тот, кто каждый день повторяет эту безупречную молитву Ганге, без сомнений, достигнет желанной победы!