Васанта Панчами, Сарасвати Джаянти
Этот праздник прославляет Сарасвати Деви - богиню знаний, мудрости, образования и изящных искусств. Богиня Сарасвати покровительствует ученым и артистам.
Васант значит Весна, а Панчами - это пятый день двухнедельного цикла растущей луны в январе (или феврале) месяца Мага. Васанта Панчами называют так же Шри Панчами. Этот праздник связан с приходом индийской весны. Васанта-панчами - первый день весны. Особенно популярен в Бенгалии (Северная Индия).
Считается, что в этот день родилась богиня Сарасвати, и одновременно начался весенний сезон — Васант риту. Легенда рассказывает, что в этот день господь Шива сжег бога любви Камадева, когда тот нарушил его медитацию. В одних источниках говорится, что Сарасвати является дочерью Шивы и Дурги.
«Матсья-Пурана» рассказывает, что Сарасвати родилась из уст Господа Брахмы, "вторичного" творца вселенной. Ее неземная красота и чистота привлекли Господа Брахму, и он захотел жениться на ней. Этот "асоциальный" поступок привел к тому, что Господь Брахма был проклят, и поэтому ему не проводят ритуалов поклонения. До сих пор во всей Индии существует лишь несколько храмов Господа Брахмы.
У Брахмы, Вишну и Шивы, каждого из них, есть супруга — Шакти. Сарасвати — это Шакти Брахмы.
В действительности союз Сарасвати (знания) и Брахмы (материального творения) является лишь внешним, кажущимся. Сарасвати является изначальной духовной энергией знания Всевышнего Господа. Поэтому Сарасвати поклоняются отдельно от Брахмы, и величайшим благословением такого поклонения является обретение высшей мудрости - знания о Боге и наших вечных взаимоотношений с Ним.
Сарасвати есть творческая энергия Брахмы, Бога-творца вселенной. Она олицетворяет божественное первичное слово, как манифестацию Абсолюта. Сарасвати именуют богиней речи – ВАК-ДЭВИ и матерью священных Вед. Имя "Сарасавати" переводится как "наша внутренняя сущность". Другое значение – это "Са-раса-вати" - "вместилище всех вкусов". Таким образом, это подтверждает заключение Вед о том, что нашей сущностью является преданное служение Кришне в полном знании о Нём, обладающее несравненным нектарным вкусом. Другие её имена – Вак (речь), Вагдеви, Вагишвари, Бхарати, Вани. 108 имен богини Сарасвати представлены в тексте «Шри Сарасвати Аштоттара - шатанамавали», который рекомендовано читать по средам. Тот, кто ее призывает, сможет достичь больших успехов в обучении, и никогда не будет забывать прочитанное.
Мантра Сарасвати, которая после 500 000 повторений дарует прояснение разума, –
АУМ САРСВАТЬЯЙ НАМАХ, АИМ – биджа-мантра Сарасвати.
ОМ ШРИ САРАСВАТЙАИ НАМАХА «Ом почтение великой Сарасвати».
ОМ ВАГДЭВЬЯЙ НАМАХА «Ом! Мое поклонение Вак-Дэви!»
Подлинное знание проявляется путем эстетического выражения своих чувств к Господу.
Веды описывают 64 вида изящных искусств, мастерство в которых дает богиня Сарасвати. (Заметьте, многие из них в нашей повседневной жизни вообще никак не ассоциируются с искусством).
64 вида изящных искусств богини Сарасвати
1. Искусство пения
2. Искусство игры на музыкальных инструментах
3. Искусство танца
4. Театральное искусство
5. Изобразительное искусство
6. Искусство росписи лица и тела красками и косметикой
7. Искусство приготовления подношений из риса и цветов
8. Искусство "заправления постели" покрывалом из цветов
9. Искусство приготовления необходимого для чистки зубов, стирки одежды и украшения тела косметикой.
10. Искусство делать обрамления из драгоценных камней
11. Искусство застилания постели
12. Искусство игр в воде под музыку
13. Искусство брызгания водой
14. Искусство смешения красок
15. Искусство плетения венков
16. Искусство ношения короны на голове
17. Искусство одевания в тесной комнате
18. Искусство украшения мочек ушей
19. Искусство использования парфюмерии
20. Искусство использования украшений
21. Искусство жонглирования
22. Искусство маскировки
23. Искусство ловкости рук
24. Искусство приготовления различных салатов, хлеба, пирожных и других деликатесов
25. Искусство приготовления изысканных напитков и подкрашивания их в красный цвет
26. Ткацкое и портняжное искусство
27. Искусство управления марионетками
28. Искусство игры на лютне и маленьком барабане "дамару"
29. Искусство составления и решения загадок, а также состязания в поэзии
30. Искусство говорить непонятными словами
31. Искусство декламации
32. Искусство рассказывать и разыгрывать небольшие пьесы и истории
33. Искусство поиска ключа к загадочным стихам
34. Искусство изготовления луков
35. Искусство прядения
36. Плотницкое искусство
37. Искусство архитектуры
38. Искусство проверки серебра и драгоценных камней
39. Искусство металлургии
40. Искусство окрашивания драгоценных камней
41. Искусство минералогии
42. Искусство лечения травами
43. Искусство обучения бойцовых баранов, петухов и перепелов
44. Искусство обучения попугаев человеческой речи
45. Искусство лечения ароматными маслами
46. Парикмахерское искусство
47. Искусство говорить о том, что написано в книге, не читая ее, а также искусство говорить, что спрятано у другого в кулаке
48. Искусство софистики (доминирующее в Западном мире)
49. Знание местных диалектов
50. Искусство изготовления игрушечных повозок из цветов
51. Искусство составления магических квадратов
52. Искусство использования амулетов
53. Искусство ведения беседы
54. Искусство составления стихов в уме
55. Литературное искусство
56. Искусство поэзии
57. Искусство строительства мест поклонения
58. Знание всевозможных азартных игр
59. Искусство игры в кости
60. Искусство выдавать один вид ткани за другой
61. Искусство игры в детские игрушки
62. Искусство управления другими, благодаря мистическим силам
63. Искусство побеждать
64. Искусство пробуждения своего господина музыкой на рассвете
Сарасвати управляет мудростью и искусствами, она изобрела письменность. Поэтому считается, что Сарасвати наделяет человека силой речи, мудростью и образованностью. Сарасвати изображают белой женщиной в белом платье, сидящей на цветущем белом лотосе. Она украшена белыми бусами из жемчуга и цветами. Ее голову украшает месяц.
Символичность Сарасвати
Лотос ... показывает, что учитель установился в субъективном опыте Истины.
Павлин ... показывает, что эго должно быть подавлено.
Четыре руки ... Манас (ум), Буддхи (интеллект), Читта (обусловленное сознание) и Аханкара (эго).
... Манас и Буддхи вместе держат Вину -- индийскую лютню. Это показывает, что истинно знающие учителя настраивают ум и интеллект ищущего ученика и извлекают из него музыку жизни. Если ум не "настроен", то доминирует умственное возбуждение и дисгармония с миром.
... Читта держит Священные писания, подразумевая, что только знание Священных писаний может принести нас к Истине.
... Аханкар держит четки, показывая важность мантр и медитации.
Если Сарасвати четырёхрукая (четыре её руки символизируют всепроникающую силу, распространяющуюся беспрепятственно по всем направлениям), то держит:
~ книгу (пуштака), чётки (акшамала), струнный музыкальный инструмент (вина) и лотос (падма);
~ книгу (пуштака), акшасутра, чётки (рудракша мала), лотос (падма), одна рука в позиции учения (вьякхайя мудра);
~ книгу (пуштака), чётки (рудракша мала), струнный музыкальный инструмент (вина) и сосуд (камандалу);
~ священный посох (суданда), чётки (рудракша мала), книгу (пуштака), одна рука в катака-мудре (пальцы в форме кольца);
~ одна рука в благодающей позиции (варада-мудра), в других — чётки (рудракша мала), лотос (падма) и книга (пуштака);
~ чётки (рудракша мала), петлю (паса), стрекало (анкуса) и одна рука в позиции защиты (абхайя-мудра).
Если она восьмирукая, то несёт лук (дханус), жезл (гада), петлю (паса), струнный музыкальный инструмент (вина), колесо (чакра), раковину (санкха), деревянный пестик (мушала) и стрекало (анкуса).
Если она имеет десять рук, то держит колесо (чакра), раковину (санкха), чашу-череп (капала), петлю (паса), боевой топор (парашу), сосуд с амброзией (камандалу), Веды, чётки (рудракша мала), Видья (символ знания) и лотос (падма).
Ее сари, всегда белое, напоминает нам, что все ценное знание должно быть чистым и незапятнанным неистинностью. Белые одежды - символ чистоты – иногда её изображают на белом лебеде, символизирующем Саттва-гуну - гуну чистоты и способности различать гуну благости. Красивый лебедь напоминает нам, что надо отделять шелуху от зерна истинного знания.
Сарасвати упоминается в Риг-Веде, Ей посвящены три гимна как богине великой реки. В период Вед Её почитали как защитницу и целительницу. Позже Сарасвати перестали связывать с древней рекой. Богине Сарасвати также приписывают изобретение санскрита и алфавита деванагари.
Празднование Васанта Панчами
Васанта Панчами не является национальным праздником Индии, но школы закрыты, и учащиеся принимают участие в украшении и аранжировке мест богослужения. А за несколько недель до праздника в школах организуются различные музыкальные конкурсы, дискуссии и круглые столы, спортивные и другие соревнования. Призы раздаются в день праздника Васанта Панчами. Один из популярных видов спорта в Индии — запускание бумажных змеев — также ассоциируется с Васанта Панчами.
В посвященных Сарасвати храмах к ее изображению возлагают книги, музыкальные инструменты и др. В этот день желтый цвет приобретает особую важность. Богиню Сарасвати одевают в желтые одежды и возносят к ней свои молитвы. Мужчины и женщины также предпочитают надевать желтую одежду. Сладостями желтых оттенков обмениваются с родственниками и друзьями.
В Индии в эти дни люди дарят Божествам белые и желтые цветы, сахар, мед, молоко, рис, делают подарки учителям и брахманам как представителям Сарасвати-Дэви. Особенно в поклонении и с подарками усердствуют школьники и студенты, а также девушки, стремящиеся выйти замуж.
День Сарасвати-пуджи благоприятен для начала обучения каким-либо дисциплинам. В Индии в этот день часто проводят для детей видьярамбха-самскару - церемонию начала получения образования. Время этого праздника считается благоприятным для начала обучения детей. В школах, колледжах и других учебных заведениях устраиваются специальные формы поклонения Богине Сарасвати.
Господь Кришна - вечный супруг и высший объект поклонения богини знания. Поэтому давайте же будем молиться Шримати Сарасвати-деви, чтобы она дала нам истинное понимание наших вечных взаимоотношений с Господом, искусства служения Ему и высший вкус любви к Богу.