Война, которую выиграл Чайтанья
(Польский Вудсток - 2013)
Отшумел 19-й по счету крупнейший в Европе рок-фестиваль «Вудсток - 2013», участники и гости фестиваля разъехались по домам, но каждый из них увез свои незабываемые яркие впечатления о фестивале. Вот одно из них.
«... Там поместили нас в большом старом здании, до войны здесь была школа. Народу было много, а кухня одна. Обедали мы в несколько смен и спали на полу. Постепенно брали от нас людей для пополнения на передовую».
Эти строки из военного дневника моего деда, написанные в мае 1942 года, всплыли у меня в памяти, как только я переступила порог спортзала средней школы польского городка Костшин-над-Одрой, который стал на ближайшее несколько дней моим домом. Да, я попала на передовую. Но, поскольку мы - солдаты армии Господа Чайтаньи, то война у нас милостивая и веселая, с песнями и танцами, а атмосфера такая, в которой все любят или хотя бы пытаются любить друг друга.
В своей напутственной речи Индрадьюмна Свами Махарадж говорил приехавшим на фестиваль "Польский Вудсток - 2013" вайшнавам о важности нашей миссии - служении и проповеди вайшнавской культуры среди людей, пребывающих в оппозиции по отношению к традиционному обществу обывателей.
Пространство на поле проведения фестиваля, говорил Махарадж, завтра превратится в самую низшую планету адского мира, Паталалоку, а существа, которые на это время поселятся на этой территории, будут напоминать демонов. Но они не демоны, они - заблудшие души, и единственное, что их может спасти, - наша любовь, щедрость и бескорыстие. На это время деревня Кришны станет Вайкунтхой в этом демоническом море хаоса. Сейчас, говорил Махарадж, в Кали югу, Земля находится на карантине и полубоги, не в пример прошлым эпохам, не посещают её. Исключение составляют такие большие фестивали, как Вудсток, где воспевают Святые Имена. Этот фестиваль – противостояние двух культур, двух мировоззрений, двух энергий. Говорят, что ещё несколько лет назад оно выражалась физическим образом, бывало, кришнаиты, дрались с панками. Но со временем прасад и философия сделали своё дело. Сейчас к человеку в вайшнавской одежде на Вудстоке относятся очень уважительно.
Количество участников фестиваля в этом году превысило 500 000 человек. Преданных было значительно меньше. Но мы брали, как говорится, не количеством, а качеством.
Нынешний фестиваль был необычен тем, что на нем присутствовал особенный гость – браман Ану Госвами из Вриндавана, являющийся 11-м коленом в родословной Господа Нитьянанды. Свамиджи приехал к нам не с пустыми руками. Он привез фрагмент щита Господа Чайтаньи, который Ему выдал император Кази в качестве разрешения на проведение санкиртаны по всему миру. Каждый день Ану Госвами участвовал в Ратха ятрах и проводил даршан для всех желающих, где он благословлял каждого привезенной святыней.
Первый день нашего пребывания. Завтра открытие фестиваля. Мы с матаджи Аней в вайшнавской одежде идем по полю, место в лесу за городом, где будет проходить фестиваль. В этом же направлении движутся группы молодых людей с рюкзаками и палатками. Все они одеты в черную неопрятную одежду, а головы многих украшают «ирокезы». Один парень из группы ребят, идущих впереди, обернулся и, завидев нас, стал кричать «Харе Кришна!». Он подождал нас, и мы продолжили путь вместе. Парнишка был поляком. На ломаном английском он рассказал нам всё, что знал о Кришне. Кришна вмещает в себя все планетные системы, говорил поляк, Он нерождённый и существует в сердце каждого, Кришна всемогущ и очень богат. Вобщем, пан практически сдал нам экзамен по Бхакти-шастрам. Чтобы подытожить всё перечисленное, я ему сказала, что ко всему прочему Кришна еще замечательный парень и близкий друг каждого. На это парнишка улыбнулся и замотал головой, в его пьяненьких глазах появились чертики. "Нет,- сказал он, - это я - замечательный парень".
Деревня Кришны представляла собой огороженный участок поля, отличающийся от остальной территории чистотой и спокойствием. По периметру стояли палатки, где раздавали прасад, торговали вайшнавской одеждой и атрибутами, напитками, наносили гопи-дотсы. Была палатка астролога, в которой за относительно небольшие деньги можно было узнать прошлое, настоящее и будущее. По диагонали друг от друга находились две сцены. На одной разыгрывались музыкальные постановки эпических произведений, адаптированные под уровень зрителей. В свободное время там играли рок. На другой сцене, с надписью «Мантра-йога», всё время пели киртан. Его звуки тоже напоминали рок-концерт.
Махарадж говорил, что мы на этом фестивале и гости, и слуги. Нам нужно сделать так, чтобы люди, пришедшие в гости в нашу деревню, чувствовали себя комфортно. Отсюда и нетрадиционное меню на раздаче прасада и нестандартный киртан, который, проводили профессиональные музыканты и вели такие известные киртании как Мадхава прабху, Бхакти Бринга Говинда Свами Махарадж и, конечно же, организатор и душа этого проекта, Индрадьюмна Свами Махарадж.
Каждый день здесь проходила Ратха ятра. Праздничная колесница шествовала по всей территории лагеря, а к ней присоединялись самые разные личности. Шествие всегда возглавлял Е.С.Индрадьюмна Свами, а бабаджи Ану Госвами ехал на колеснице с поднятой рукой, милостиво благословляя каждого.
Каждый раз колесница возвращалась в деревню с гостями: молодые разукрашенные и татуированные ребята самозабвенно плясали рядом. Помню, как один молодой человек прямо на дороге упал в ноги Махараджу и стал выплясывать нижний брейк данс. Когда танец был окончен, Индрадьюмна Свами поднял его и с удовольствием обнял. По прибытии в деревню Кришны, большинство гостей, привлеченных колесницей Ратха ятры, шли в палатку «Мантра-йога», где пляс и пение продолжались.
Как-то к нам, танцующим в киртане, пристроились две молоденькие девушки в шортиках, коротких топиках и армейских ботинках. С энтузиазмом они взялись подражать движениям танцующих, но, наверное, из-за принятого алкоголя, у них мало что получалось. Матаджи с материнской заботой вновь и вновь показывали девчонкам необычные для них па. Это так растрогало девушек, что они стали всех благодарить, а одна из них обняла меня и сказала, что ей всё здесь очень-очень нравится, она больше не будет пить пиво и будет уважать полицию.
Я служила на раздаче прасада. Это служение совершенно не похоже на раздачу прасада в храме. Скорее, это напоминало школьную столовую. Было шесть окошек, в каждом из которых стояло по четыре матаджи, каждая накладывала определенное блюдо. Получив свою порцию, человек забирал тарелку и садился почитать прасад тут же на поляне.
Была такая интересная история. Возле каждого окошка во избежание потасовок, все время дежурил охранник. Однажды к охраннику, дежурившему у нашего окошка, подошел молодой человек и спросил, где здесь играют такую удивительную современную музыку, которая действует круче, чем наркотики. Охранник махнул рукой в сторону палатки «Мантра-йога», на его суровом лице бывшего боксера появились сентиментальная улыбка. "Ты поняла, что он спросил? - обратился он ко мне, - вот это и есть наша победа."
Говорят, что вкус к служению не может прийти сам по себе, им нужно заразиться от другого искреннего преданного, служащего миссии с великим энтузиазмом. Если вы хотите "подцепить этот вирус", вам нужно непременно побывать на этом фестивале и посмотреть на тех преданных, которые служат здесь уже не первый год.
Хочу рассказать ещё об одной удивительной палатке. Она называлась "Вопросы и ответы". Эта палатка всегда была полной, здесь с утра до вечера шла проповедь. Глядя на то, с каким вниманием люди разных возрастов слушают лектора, я очень пожалела, что не знаю польского.
В мой первый день служения я первый раз сменилась в 12 часов дня. Тогда в этой палатке сидел прабху, подобно Шиве, поджав под себя одну ногу, и со спокойной улыбкой что-то рассказывал многочисленным слушателям. В последний раз в этот день я сменилась в 12 часов ночи и, уходя домой, обратила внимание на то, что тот же самый прабху в той же позе сидел на том же месте и, улыбаясь, рассказывал что-то многочисленным слушателям. Похоже, здесь нет времени, - мы в духовном мире.
Была с нами одна матаджи, ученица Гуру Махараджа из Крыма. К сожалению, я служила с ней в одной бригаде всего лишь на протяжении двух часов и не успела запомнить её имя. Несмотря на то, что время шло к полуночи, эта матаджи вся светилась энтузиазмом. Потом оказалось, что она вообще записывалась на служение в ночную смену, а к нам просто пришла помочь. И не спала она уже сутки, так как в прошлую ночь украшала колесницу Божеств.
То же самое я могу сказать о старшем по раздаче Расикендра прабху из Польши. Этот удивительный прабху на время фестиваля забыл о том, что такое сон. Людей прасадом кормили круглосуточно, и всё это время он был на своем рабочем месте. Всегда вежливый и внимательный, он искренне благодарил каждого даже за самое незначительное служение.
В каждой бригаде раздатчиков был кассир, прасад раздавали за очень незначительные деньги. Если у людей денег не было, а желание получить порцию было искренним, наш кассир, полячка Маргоршка или Гошка, как она себя называла, просила повторить мантру Харе Кришна.
Гошка тоже оставалась в ночные смены. Когда я пожурила её за то, что она совсем не отдыхает, та замотала головой и, вытянув пальцы, стала считать. "Смотри, - говорила она, - я в 3,30 была в машине, в 4 уже спала. 5,6,7 – 3 часа, я нормально поспала!"
Фестиваль Вудсток 2013 превзошел все наши ожидания и имел грандиозный успех. Благодаря усилиям преданных было распространено 150 000 порций прасада, проведено четыре фестиваля Ратха ятра, продано сотни книг, проведено бессчетное количество часов киртана с нескончаемым потоком молодежи в павильон "Мантра йога", также за это время было огромное множество дружеских контактов с десятками тысяч молодых людей, посещавших Деревню Кришны каждый день. Сердца вайшнавов были наполнены удовлетворением. / Индрадьюмна Свами /
Когда я приехала домой, один мой сотрудник, услышав о трудностях, с которыми нам пришлось столкнуться во время поездки на Польский Вудсток, спросил меня, что мне дала эта поездка. Как мне ему объяснить это?.. Е.С.Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж говорил, что бхакти начинается с благодарности. Тот комплексный обед, которым мы кормили людей, по цене равнялся двум чашкам растворимого кофе в кафе у панков. Добавки мы обычно давали столько, сколько человек просил. Всё это делалось с любовью и радостью. Представьте себе голодного подростка, которого фестиваль выпотрошил и морально, и материально. И вот когда он получает вкусную горячую пищу (прасад Господа) и дружеское «Смачного, пан», у него в глазах зажигается огонек благодарности. Это – начало бхакти, и ради этого стоит жить.
В своем фронтовом дневнике мой дед писал, что тогда, в 1942-м, никто из тех, кто уходил на передовую, назад не возвращался. Но мы ведь служим в армии Господа Чайтаньи, мы возвращались домой, но не целиком. Бездыханные части нашего ложного эго остались лежать на поляне деревни Кришны.
Читать еще интересные статьи на сайте :
- Польский Вудсток 2013 - Мариуполь рулит!
- Мариупольские СМИ о фестивале "РАТХА-ЯТРА 2013"
- «Бхакти-Сангама» - самая большая ягья во Вселенной
- Духовный фестиваль «Бхакти-Сангама» в Крыму