Джулан ятра - Фестиваль качелей 

 

      • История праздника
      • Правила проведения фестиваля
      • Медитация на Джхулан ятру


Джулан-ятра – «фестиваль качелей»
- один из самых известных праздников, проводимых в святом городе Вриндаване, в Индии, где 5000 лет назад явился Господь Кришна.

Во время этого фестиваля в большинстве из пяти тысяч храмов Вриндавана, утсава-мурти («маленькие» Божества) Радхи и Кришны перемещаются с алтаря на искусно украшенные качели в храмовой комнате. И каждый вечер, после традиционной службы, преданные качают Божеств на качелях. Участвовать может каждый. Гости и преданные предлагают Божествам лепестки цветов и возносят свои молитвы, в то время как остальные поют Харе Кришна и другие молитвы, прославляющие Шри Шри Радху и Кришну. 

Во Вриндаване праздник начинается на третий день светлой половины месяца Шравана (июль-август) и продолжается до полнолуния этого же месяца. Главные торжества проходят в храмах Банки-бихари, Радха-рамана, в храме Дваракадхиши в Матхуре и в храме Ларили-лала на Варшане.

Раньше всех церемония начинается в храме Банки-бихари, где Господа качают на золотых качелях. В первый день Джулан-ятры улицы вокруг храма запружены людьми настолько, что автомобили и рикши могут двигаться только по главным дорогам. Некоторым преданным приходится ждать последнего арати, которое проводится в полночь, поскольку попытка попасть в храм раньше, когда туда стремятся сотни тысяч окрестных жителей, желающих принять участие в этом удивительном фестивале, кажется просто безумием.

В это время в Индии идет сезон дождей – и потому очень жарко, несмотря на холодный дождь. Когда с неба льется столько воды, меньше всего хочется еще воды – даже если она нужна для охлаждения. Поскольку воздух тяжелый и влажный, самое большое наслаждение в это время – ветерок. Поэтому преданные, стремясь доставить удовольствие Кришне и Шримати Радхарани, раскачивают Их на качелях, создавая легкий ветерок благодаря движению.

Качели украшают лианами, жасмином (малати), который распускается как раз к этому времени, и гирляндами. Иногда, для удовольствия Божественной Четы – Шри Шри Радхи-Кришны – вокруг Их качелей распыляют розовую воду.

Благодаря Шриле Прабхупаде, фестивали Джулан-ятры сейчас проводятся в храмах ИСККОН по всему миру.

«Что касается церемонии Джулан-ятры, в течение этих пяти дней, одежды Божеств должны меняться ежедневно, и также там должна проводиться санкиртана, насколько это возможно. Если вы сможете сделать это, должен быть построен красивый трон, на котором будут находиться Божества. Этот трон можно осторожно раскачивать во время киртана. Это будет очень хорошо, Божества несомненно будут довольны этой церемонией». (письмо Шрилы Прабхупады Джаяпатаке Свами, 1 августа 1969 года)

Обычно праздник длится 5 дней. Но сколько бы не продолжался этот фестиваль – один, пять или тринадцать дней, он предназначен для того, чтобы доставить удовольствие Господу и Его близким спутникам, а также всем преданным, получающим возможность участвовать в личном служении Господу.

Джулан-ятра и подобные ему праздники, проводимые в течение года, не просто традиционные ритуалы. Они напоминают нам об играх Господа, проходящих за пределами материального мира, в духовной реальности. Господь нисходит в материальный мир в образе Божества, чтобы дать возможность обусловленным душам, которые не могут видеть Его вечный, духовный облик, служить Ему и участвовать в Его играх.

 



 

Медитируя на Джулан-ятру 

"Сакхи, посмотри! Качаясь на качелях, Югала Кишора напоминают сапфир оправленный золотом. Лалита и Вишака раскачивают качели, в это время Божественная Чета поглощена блаженством, любуясь лицами друг друга". 
 
В небе раздается гром, а Рангини (Радхика) сидит на качелях, украшенных различными цветами. Она окружена погруженными в экстатичные чувства подружками, которые раскачивают Божественную Чету. 
 
Сакхи раскачивают качели так сильно, что Сувадани (Радхика) говорит Кришне: "О друг! Мы скоро упадем!" Их одежды развеваются, на Их луноподобных лицах появились капельки пота, напоминающие капельки нектара. 
 
Заметив, что Радха и Кришна устали, все сакхи стали служить Им, омахивая Их чамарами. Пчелы и кукушки, сидящие на ветвях деревьев, с огромной любовью пели: "Джая Радха Кришна! Джая Радха Кришна!". Джаганнатха дас говорит: "Когда же наступит этот благословенный день, когда я смогу увидеть в лесах Враджи Их обоих вместе с сакхи?"
 
Итак, джулан-ятра является - это игра (лила), которая проходит раз в год в одно и то же время, в духовном мире и здесь в Бхуми-Вриндаване. Эта лила длится 13 дней, она начинается на шраван-шукла-тритья.
 
В это время Шримати Радхарани покидает Свой дом в Явате и идет в Варшану, здесь Она проводит две недели. Так Она может свободно наслаждаться джулан-расой с Кришной. Она в очень хорошем, радостном, игривом настроении. Она не испытывает обычных проблем - препятствий и ограничений, как обычно в доме Ее свекрови. 
 
Разумеется, сезон дождей во Вриндаване прекрасное время года. Облака и тучи плывут по небу, иногда раздается гром. Радха и Кришна встречаются в лесу, чтобы вместе идти на качели. Павлины, видя Радху и Кришну вместе, думают, что это спустилась на землю грозовая туча с молнией. Павлины испытывают огромное счастье, и они начинают танцевать, распустив хвосты. Радха и Кришна входят в густой лес, где растут деревья кадамба. В сезон дождей деревья кадамба цветут, также цветут деревья арджуна и цветы кетаки. Описано множество прекрасных, ароматных цветов... 
 
Сакхи собирают цветы кадамба и делают очень длинные гирлянды. Такие гирлянды достают Кришне до лодыжек. Кришне очень нравятся такие длинные гирлянды. 
 
Итак, Кришна идет по лесу с длинной гирляндой из цветов кадамба. 
 
Обычно кокилы поют весной, во время васант-приту. Они всегда поют очень сладко. Когда они видят Радхарани и Кришну, они начинают петь, поскольку, слыша сладостный голос Шримати Радхарани, они испытывают желание подражать ему. 
 
Кукушки сладостно поют, павлины танцуют... Сакхи идут по лесу и видят множество прекрасных цветов, они собирают цветы, чтобы сделать украшения - браслеты, ожерелья, короны... Они берут жесткие листья баньяновых деревьев и делают из них основы корон. Затем они берут цветы кетаки (эти цветы растут пучком, много ароматных белых цветочков вместе), каждый цветочек в отдельности они пришивают к основе короны. Потом они предлагают эти короны Радхике и Шьяму. Пушпа-мукут. Затем они вплетают цветы кетаки в косу Шримати Радхарани.
 
Множество деревьев кадамба, каждое дерево имеет свою уникальную платформу. Ратна-веди. Платформы разных форм - круглые, квадратные, восьмиугольные - очень красивые. Кришна смотрит в сторону и видит прекрасные качели, свешиваюшиеся с дерева кадамба. То есть там два дерева кадамба, их ветви образовывают арку, на эту арку подвешены качели. Падма-хиндола. Качели держатся на красных шелковых веревках, в которые вплетены нитки жемчуга. Сакхи украсили качели цветами кетаки с обеих сторон.
 
Эти качели очень привлекательны, когда Кришна замечает именно эти качели, Он привлекается... падма-хиндола... поскольку их форма подобна цветку лотоса. Также качели украшены флажками. На качелях лежат шелковые подушки. 
 
Зная, что Радха и Кришна скоро придут, Вринда Деви посылает всех своих девушек, сакхи и манджари, собирать всевозможные цветы. Они выкладывают множество цветов на сидение качелей, и создают пушпа-асану. Там лепестки лотосов, роз... Эти качели очень удобные, так как у них есть спинка, а также подставка для ног. 
 
Кришна видит прекрасно украшенные качели, испытывает желание пойти туда с Радхарани и провести джулан-ятру. Радхарани же притворяется, что Она в этом не заинтересована. "Я не хочу... Но Ты иди... Столько сакхи вокруг -- Лалита, Вишакха..." Но Кришна отвечает: "Пожалуйста, пошли на качели!" В этот момент подходят Вринда Деви и Кундалата, так что Радхика их не замечает. Они подкрадываются сзади, обхватывают втроем с Кришной Радхику и сажают Ее на качели. Вринда Деви думает: "О, вот прекрасная возможность послужить Им, еще до того, как Они начнут качаться." Она отдает распоряжения девушкам, и те приносят множество тхали (блюд) полных свежими фруктами -- различные ягоды, виноград, папайя, манго... Они предлагают фрукты Радхике и Шьяму. Радхика и Шьям сьедают несколько фруктов, потом сакхи, и начинается джулан-ятра. 
 
Как говорится в этом бхаджане, Лалита стоит спереди и Вишакха -- позади качелей. Сакхи перед тем, как начать раскачивать качели, подготовились, заправив концы сари за пояс, что бы не мешали их служению Шри Радхе и Кришне. Итак, Лалита толкает качели спереди и Вишакха сзади.
 

 
 
Когда мы берем даршан джулан-ятры, мы должны помнить все это и медитировать на это. Это также вдохновение на повторение джапы, помнить о прекрасном фестивале джулан-ятре, так мы можем повысить нашу погруженность в бхаджан. 
 
С обоих сторон качелей стоят сакхи с тамбулом в руках. Когда Радха и Кришна пролетают на качелях мимо, Они протягивают руки, берут тамбул, кладут его в рот, и прекрасно Себя чувствуют.
 
Другие сакхи вокруг хлопают в ладоши, танцуют и поют джулан-бхаджаны. Есть пять джулан-бхаджанов, мы спели один из них. Конечно сакхи поют не на бенгали, а на бриджабасе. Но наши ачарьи оставили нам столько много прекрасных бхаджанов на бенгали. 
 
Затем Кришна дает сигнал. Кришна-крипа-катакша... Взглядом Он указывает Лалите и Вишакхе: "Быстрее... Быстрее!" Качели раскачиваются сильнее и сильнее, Кришна Сам помогает сакхи. Как можно было догадаться, Шримати Радхарани начинает бояться. Она кричит: "Шьям! Остановись!"
Интересно, что во время этой игры все сакхи принимают сторону Кришны, поскольку они понимают, что в конечном счете Шримати Радхика будет удовлетворена. Сакхи хотят удовлетворить Радхарани, поэтому обычно они на Её стороне. В этой лиле они принимают сторону Кришны. Кажется, будто они против Радхики.

Радха повторяет: "Шьям, пожалуйста, остановись!" Сакхи отвечают: "ШьямА, держись крепче!" ШьямА - имя Радхарани. Как эхо... Радхика: "Шьям, остановись!" Сакхи хором: "ШьямА, держись!" Очень сладостный обмен.

Потом сакхи говорят: "О, Рай, крепче держись за Своего Прана-валлабху, а то упадешь!" и раскачивают качели сильнее и сильнее. Качели взлетают так высоко, что цветы на дереве кадамба дотрагиваются до спины Радхики. Она вздрагивает от страха. Ну, знаете, как иногда бывает... ты на чем-то сосредоточен, погружен в мысли, и до тебя кто-то внезапно дотрагивается, тогда ты вздрагиваешь от испуга. Итак, качели взлетают высоко-высоко, они почти делают "солнышко". Когда ветви дерева дотронулись до Радхики, Она вздрогнула и упала прямо на Кришну.
На дереве сидят кукушки и пчелы, все они поют: "Джая Радха Кришна, Джая Радха Кришна, Джая Радха Кришна!" Тогда сакхи замедляют ход качелей и постепенно останавливают. 
 
Через некоторое время они начинают качать снова. Замечательная вещь случается во второй раз. 
 
Грудь Кришны широка и прекрасна. Она настолько блестящая, что в ней все отражается. Радхарани анга-канти, что значит, что ее анга - части тела настолько лучезарны и сияющи. тапта-канчана... Качаясь на качелях, Они испытывают волнение и возбуждение. Поскольку все это очень волнительно... На небе тучи, раздается гром... На самом деле тучи таким интересным образом собираются над Радхой и Кришной... Кришна говорит: "О, посмотри! Тучи сгустились над нами, но только для того, что бы защитить Нас от солнца, они подобны огромному сапфирному зонту с золотой ручкой." Поскольку в сезон дождей тучи темно-синего цвета и можно видеть сверкающие молнии. Когда сакхи начинают петь, то тучи начинают потихоньку грохотать. Этот грохот звучит как дундубхи. Дундубхи такой большой барабан с глубоким звуком. У сакхи нет музыкальных инструментов в это время, они поют акапелло и хлопают в ладоши, а тучи начинают аккомпанировать. 
 
Очень красивая картина... Радха и Шьям на качелях, сакхи вокруг танцуют... Полубогини, сваргадеви, полностью очарованы этой картиной. Они хотят как-то принять тоже участие. Как обычно, у сваргадеви безграничный запас лепестков цветов. Сваргадеви начали осыпать лес цветочными лепестками. 
 
Как поется в бхаджане... На лбах Радхи и Кришны появились капельки пота, подобные капелькам нектара. моти-биндху-амрит... жемчужные капельки нектара. Облака, увидев что Радха и Кришна устали, образовывают огромный зонт и начинают создавать мелкий мелкий дождь... капельки воды растворенные в воздухе... Когда качели качаются... об этом я забыл сказать.. Ветви деревьев склоняются друг к другу. Поскольку раскачиваясь качели создают дополнительное давление, то, что бы не переломится, ветви деревьев покачиваются вместе с ходом качелей. Когда ветви деревьев покачиваются, то все цветы и листья становятся веером для Радхи и Кришны, так дерево служит. Также что бы ветви не сломались, под каждой стоит и поддерживает тяжесть изумрудная колонна. Представьте, как там красиво! 
 
Еще одна деталь... Манджари думают: "Как мы можем служить Радхе и Кришне? Деревья служат, тучи служат, сваргадеви служат..." Тут одной манджари приходит идея, она оббегает вокруг качель, туда, куда падают цветы, и собирает в конец сари цветочную пыльцу. Она начинает разбрасывать пыльцу вокруг... получается и холи, и джулан вместе. Пыльца обычно желтого цвета, а также может быть оранжевая, бежевая, всего пять-шесть оттенков... Представьте себе, прекрасное темное лицо Кришны с капельками желтой пыльцы, такие точки на лице Кришны из цветочной пыльцы... Очень, очень красиво... Темные волосы Кришны с желтыми точечками пыльцы. 
 
Итак, в воздухе растворенные капельки воды, лепестки цветов, пыльца... Когда они смешиваются все вместе, образуется что-то очень особенное. Рупа Госвами описывает это в "Става-мале". 
 
man mAnasa madhukaram arpaya nija pada paNkaja makarande 
krsna deva bhavantam vande 
krsna deva bhavantam vande 
 
Итак, когда лепестки и вода смешиваются с цветочной пыльцой получается макаранде. Макаранде - особенный нектар, выделяющийся из цветка. Этот нектар сейчас в воздухе и покрывает Радху и Кришну. Макаранде... 

 
Это все было окружение... теперь возвращаемся к качелям... Радхарани - анга-канти.. У Кришны прекрасная, широкая грудь... Они взволнованы, качели взлетают... Радхарани смотрит на Кришну, на мгновение Она видит не Кришну, но Свое отражение в Нем. "О! Где Мой Шьям? Шьям котаи... Где Шьям?" Она видит только Свое отражение... И Она испытывает чудесный вид премы, према-ваичитья. Это вираха-према. В тот же момент Кришна смотрит на Радхарани и видит в Ней Свое отражение. "О! Куда пропала Радхарани!?" Хотя Они сидят вместе лицом к лицу на качелях. Они не сидят просто рядом боком, а лицом к лицу. На мгновение Они чувствуют острую разлуку друг с другом из-за премы-вайчитьи, хотя и Они вместе на одних качелях. Когда это происходит, Они чувствуют грусть и печаль... Они вздыхают... О Шьям! О Радхе! Они глубоко вздыхают, в этот момент Их естественное сияние тускнеет.. Сияние немного тускнеет и отражения исчезают. Тогда Кришна видит напротив Радху, а Радха видит напротив Кришну. 


Смысл в том, что мы хотим очистить ум. Одним из признаков ума является привязанность. Так или иначе, каким-то образом мы должны привязаться к Кришне. Привязаться к Его Имени, к Его форме, к Его играм.

К сожалению, родившись в Кали-югу, мы ленивы. Мы очень ленивы. Наш ум очень слаб. Мы садимся повторять джапу, и можем подумать: "Может постараться вспомнить описание джулан-ятры, сегодня на лекции как раз говорили об этом." Можно воспевать очень внимательно, перед Туласи, с закрытыми глазами... Как только вы будете пытаться вспоминать, вы увидите как ум сопротивляется. "Я не помню!" Обычно, ты спросишь кого-нибудь после лекции во время прасада: "О чем говорили на лекции?" "Ээээ.... Ааааа...." "Ты спал?" "Да нет... вроде... ну 4-я песнь... там Парикшит..." Наш ум слаб. Но память, знание и забвение зависят от Кришны. Не сдавайтесь, когда пытаетесь думать о Кришне. Сначала ум, может быть, сопротивляется, но если вы будете настаивать, то вдруг что-то всплывет в памяти. Пытайтесь дал
ьше... Пытайтесь проломить эту стену сопротивления. Мы должны задействовать ум в служении Кришне, это часть сознания Кришны. Если тело чисто, но ум нет, то мы опять получим тело. Это недостаточно занять в служении чувства и тело, нужно занять также ум. Не будьте ленивыми, когда дело касается смаранам. 

Когда вы садитесь и пытаетесь помнить: "О, это слишком сложно!" Мы ленивы, когда мы соприкасаемся с чем-то сложным, мы сразу сдаемся. Это признак тама-гуны. "Сдаюсь! Это слишком сложно." Не будьте ленивыми, так как вы можете подчинить ум милостью Кришны. Он - Хришикеш, хозяин чувств и ума. Но мы со своей стороны должны практиковать и пытаться. 

Ты должен схватить свой ум и сказать: "Так, мана! Пагал-мана! Сумашедший ум! Слушай меня!" Потому что всё, что говорилось в лекции, есть где-то в вашем уме. Если сосредоточиться и попытаться, то можно вспомнить всё. Кришна даст нам память, если будет видеть, что мы пытаемся Его помнить. Это очень сладкое служение - задействовать ум в служении Кришне.
 
Давайте начнем думать по-новому,
новый способ мыслей - думать о Радхе и Кришне.
 
 
 

Лекция Маханидхи Махараджа
Вриндаван 17.08.1997 

 

 

 

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? - ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Сейчас 339 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Copyright 2011 11 августа 2019 - Начало Джулан ятры - Фестиваля качелей. Мариупольское общество сознания Кришны
Free Joomla Theme by Hostgator