Высшее образование 

Это произошло в то время, когда Юдхиштхира был совсем маленьким и еще учился в гурукуле вместе с другими Пандавами и Кауравами.

Это были неплохие времена, когда детей отдавали в обучение к настоящим мудрецам, которые заботились о том, чтобы дать детям не только техническое образование, но и полноценное духовное миро-восприятие. Тот, у кого нет духовного мировоззрения, и с материальной точки зрения тоже будет неудачником. Ведь тот, кто не видит цели своей жизни, какие бы профессиональные усилия он не прилагал, все равно ничего не достигнет.


Как бы хорошо водитель не умел водить машину, если он не знает адреса, по которому надо ехать, он все равно никуда так и не приедет, только бензин весь израсходует и машину угробит. Без понимания цели жизни все навыки становятся бесполезными, поэтому детей отдавали именно в гурукулу, школу, в которой преподавалась наука о смысле жизни.

Так и Юдхиштхира учился у замечательного духовного учителя в одной из гурукул. И однажды в эту гурукулу пришла государственная проверка. Прямо из царского дворца приехал проверяющий, целый министр, ученый брахман, чтобы проверить, как идет обучение в этой школе. Действительно ли детям дается достойное образование, следят ли за их духовным развитием, не деградируют ли преподаватели.

Очень важно, чтобы те, кто передают знания, сами вели себя как настоящие мудрецы. Ведь в основном дети перенимают не информацию, а то, как реально ведут себя те, кто их обучает. Дети как губка впитывают отношение к миру тех, кого они уважают. Если после каждого урока учитель спешит в курилку, то и ребенок рано или поздно поймет, что лучший способ отдохнуть, это покурить. И это еще в самом лучшем случае. Поэтому за преподавателями пристально следили с самого верха и проверяющие докладывали царю, как идут дела в школах, так как царя очень волновало, какими качествами будут обладать его подрастающие подданные. Ведь кто-то из них придет ему на смену и, возможно, должен будет руководить целой страной.

Проверяющий сразу же стал общаться с учениками. С учителями можно особенно не разговаривать, так как они, конечно же, будут говорить о своей школе только хорошее. Взрослый человек уже хорошо умеет скрывать правду и никогда не скажет то, что ему может навредить, особенно когда его об этом спрашивает проверяющий. Поэтому министр решил сразу же начать опрос с детей, которые еще были честны и бесхитростны. Он задавал им свои вопросы, а дети радостно и наперебой ему отвечали, желая похвастаться своими познаниями. В конце концов, очередь дошла и до самого Юдхиштхиры, который смиренно улыбнулся и рассказал, что за все время обучения выучил только алфавит санскрита и одно, самое первое предложение из букваря. Все дети затихли в изумлении, потому что обучение уже шло достаточно долго, а то, что выучил мальчик, казалось совсем незначительным. Преподаватели побелели от страха и стали шикать на Юдхиштхиру: «Что ты такое говоришь, мы уже намного больше всего изучили!»

Проверяющий понял, что происходит что-то странное и стал допытываться у Юдхиштхиры, сколько он  действительно всего выучил за это время. «Ты уже так много учишься,- спрашивал он. - И что, действительно, только выучил первое предложение из букваря?» Махараджа Юдхиштхира немного подумал и сказал министру: «Ну, может быть, я выучил еще и второе предложение». Все были просто в шоке, ведь такое обучение просто никуда не годиться.

Министр страшно разгневался и стал кричать на преподавателей. Он подумал, что за безобразие здесь творится, как тут вообще учат, чему тут учат, что это за обучение такое. Это просто позор не только для школы, но и для всей страны. А это была не простая гурукула, в этой гурукуле учились особенные дети, которые должны были стать руководителями страны. Это была гурукула для царей и все знали, что Юдхиштхира может занять это высокое положение.

И проверяющий настолько разгневался, что решил проучить будущего царя, чтобы он понял, как надо учиться. В те времена были довольно суровые законы, и спуску не давали даже будущим царям. Если кто-то не хотел учиться, то его наказывали по всей строгости, неважно будущий это царь или обыкновенный мальчик. Министр схватил палку и со словами: “Пожалеешь палку – испортишь ребенка”, стал его наказывать почем свет стоит. А Юдхиштхира честно принимал наказание, не произнося ни слова, не волнуясь и не переживая. Обычно детям не нравится, когда их наказывают, но Юдхиштхира вел себя абсолютно невозмутимо. Более того, Юдхиштхира улыбался. Его наказывали, а он просто улыбался. Это было довольно необычное зрелище, и проверяющий стал чувствовать себя не в своей тарелке. Что-то шло явно не по плану. Так не должно быть во время наказания...

Министр продолжал наказывать мальчика, не понимая, что происходит, и тут вдруг в его сердце появился страх. Он подумал: «Я ведь не просто мальчика наказываю, я ведь наказываю будущего царя. А вдруг я действительно наказываю его не справедливо, и этот мальчик скоро вырастет, станет царем и тогда мне придется расплачиваться за свою ошибку. С царями все всегда очень не просто. Все мальчики всегда на меня обижались, когда я их наказывал, они всегда плакали и оправдывались, а этот просто стоит и улыбается. Он абсолютно не обижается, он очень необычно себя ведет, надо бы проверить, а точно ли я правильно его наказываю». Так, пребывая в страшных сомнениях, министр пошел к себе и попросил принести ему букварь. Он решил прочитать, о каком таком первом и втором предложении говорил будущий царь Юдхиштхира. Почему он смог понять только эти два предложения?

Когда букварь принесли и министр его открыл, у него волосы встали дыбом. Он прочитал первое предложение в этом букваре. И это было не простое предложение вроде “ма-ма мы-ла ра-му”, там было написано: «Ни на кого не гневайся и никогда не обижайся, будь терпелив и спокоен. Все пройдет!». Тут он перевел взгляд на второе предложение, и окончательно побелел, во втором предложении словаря санскрита было написано: «Всегда говори правду и ничего кроме правды».

И тут он все понял! Проверяющему стало ужасно стыдно! Он приказал позвать Юдхиштхиру, и когда тот пришел, то обнял его, и стал просить у него прощения. Он извинился перед мальчиком, говоря, что наверное, даже сам, будучи самим министром, еще не понял этого первого предложения, о том, что не надо выходить из себя и гневаться по пустякам. Это действительно очень глубокая мудрость и может быть вся жизнь должна пройти, чтобы хорошо понять, что говорится в этом первом предложении.

Но Юдхиштхира ответил ему: “Дорогой министр, пожалуйста не волнуйтесь, я действительно в конце наказания стал немного обижаться. А это значит, что я даже первого предложения в словаре так до конца и не осознал. А значит, я все-таки вас обманул и заслуживаю настоящего наказания”. И проверяющий вспомнил о втором предложении, в котором говорилось о том, что всегда надо говорить правду и только правду. Так министр понял, что перед ним настоящий царь, который если что-то изучает, то сразу же проверяет это на практике.

 


 

Именно такую цель и ставит перед собой настоящее образование. Мало изучать теорию, теория не сделает человека мудрым и счастливым. Теорию надо сразу же переводить на уровень практики. Гьяна должна превратится в вигьяну. Теория должна стать настоящей мудростью. Только в этом случае можно быть уверенным, что образование пошло ребенку на пользу. Если обучающая система набила голову ученика тысячами страниц теории, но он абсолютно не понимает, что теперь с этой теорией делать, то это полный крах всей системы обучения.

Образованный ребенок – это ребенок, хорошо понимающий, как жить в этом мире. Это человек понимающий, что такое благородство, а что такое низость. Он должен ясно осознавать, какое поведение способствует его развитию, а какое ведет к деградации. Основные формулы, которые должен знать человек – это формулы счастливой жизни. Если эти формулы ему не известны, то все остальные формулы абсолютно бесполезны. Если формулы жизни не преподаются, то ребенок вынужден сам вырабатывать формулы жизни, и вырабатывает он их не на самых лучших примерах. Так вместо правдивости, он очень быстро обучается хитрости и вранью. А вместо честности и благородства он заражается лицемерием и двуличием. Если формулы жизни не приходят сверху, то они обязательно придут снизу. А значит, будут неумолимо тянуть туда, откуда пришли - вниз!

 

Высшее образование - это познание об Абсолютной Истине, о вселенских законах, о счастливой жизни. Получайте это образование сами и давайте его своим детям. Этот мир нуждается в образованных людях.

 

 История в пересказе Патита Паваны прабху

Сейчас 90 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Copyright 2011 Высшее образование . Мариупольское общество сознания Кришны
Free Joomla Theme by Hostgator