В горе и в радости...
Как то раз к умудренному опытом подвижнику пришел начинающий монах с искренней просьбой : «Отче, ты мой мудрый наставник, укажи мне путь к совершенству».
— Этой ночью, — сказал старец, — ступай на кладбище и до утра восхваляй погребённых там покойников, а потом приди и скажи мне, как они примут твои хвалы.
На другой день монах возвращается с кладбища:
— Исполнил я твоё приказание, отче! Всю ночь громким голосом восхвалял я этих покойников, величал их святыми, преблаженными отцами, великими праведниками и угодниками Божиими, светильниками вселенной, кладезями премудрости, солью земли; приписал им все добродетели, о каких только читал в Священном Писании и в эллинских книгах.
— Ну, что же? Как выразили они тебе своё удовольствие?
— Никак, отче : всё время хранили молчание, ни единого слова я от них не услыхал.
— Это весьма удивительно, — сказал старец, — но вот что ты сделай: этой ночью опять ступай туда и ругай их до утра, как только можешь сильнее. Тут уж они, наверно, заговорят!
На следующий день монах снова возвратился с отчетом:
— Всячески поносил я их и позорил, называл псами нечистыми, сосудами дьявольскими, богоотступниками; приравнивал их ко всем злодеям из Ветхого и Нового завета от Каина-братоубийцы до Иуды-предателя.
— Ну что же? Как же ты спасся от их гнева?
— Никак, отче! Они всё время безмолвствовали. Я даже ухо прикладывал к могилам, но никто и не пошевельнулся.
Вот видишь, — сказал старец, — ты поднялся на первую ступень ангельского жития, которая есть послушание. Вершины же этого жития на земле достигнешь лишь тогда, когда будешь так же равнодушен и к похвалам, и к обидам, как эти мертвецы.
«О лучший из людей, тот, кого не выводят из равновесия радости и невзгоды, кто остается спокойным и невозмутимым, воистину достоин освобождения».Бхагавад-Гита, 2.15