Ум как горшок
Из лекции Е.С. Бхакти Вигьяна Госвами Махараджа
Ум без памяти о Боге становится мертвым. Если человек не помнит о Кришне, человек не помнит о красоте, о воплощении красоты, о воплощении любви, о воплощении доброты и милости, то его ум становится мертвым. Потому что Кришна – Бог, есть источник жизненной силы, есть источник жизни в каждом живом существе, в каждом человеке.
И когда ум становится мертвым, когда ум умирает, что происходит? А представьте себе, что внутри у нас ум помер, и там смердящий труп лежит. И этот труп начинает смердеть, и на этот запах, сладкий запах гнили, прибегает кто? Кого это привлекает? Псы и шакалы, и начинают рвать его на части. Что это за псы и шакалы, которые прибегают в наш мертвый ум? Вожделение, гнев, жадность, гордость, иллюзия - все это псы, которые пируют над трупом нашего ума. Ум не помнит о Боге, и, соответственно, псы и шакалы вожделения и гнева пользуются этим. Они нападают на наш мертвый ум, и…
Притча
Однажды к Будде пришел человек, очень культурный, очень образованный и очень ученый. И он задал Будде вопрос. Будда сказал:
— Извините, но прямо сейчас я не могу ответить на ваш вопрос.
Человек удивился:
— Почему вы не можете ответить? Вы сейчас очень заняты?
Это был очень важный и почтенный человек, и, конечно, он почувствовал себя оскорбленным тем, что Будда так занят, что не может уделить ему немного своего времени.
Будда сказал:
— Нет, дело не в этом. У меня достаточно времени, но прямо сейчас вы будете не в состоянии воспринять ответ.
— Что значат Ваши слова?
— Есть три типа слушателей, — сказал Будда. — Первый тип, как горшок, повернутый вверх дном. Можно отвечать, но ничего не войдет в него. Он недоступен. Второй тип слушателей подобен горшку с дыркой в дне. Он не повернут вверх дном, он находится в правильном положении, всё, как должно быть, но в его дне дырка. Поэтому кажется, что он наполняется, но это лишь на мгновение. Рано или поздно вода вытечет, и он снова станет пустым. Очевидно, лишь на поверхности кажется, что в горшок что-то входит, на самом деле ничего не входит, поскольку ничего не может удержаться. И наконец, есть третий тип слушателя, у которого нет дырки и который не стоит вверх дном, но который полон мусора. Вода может входить в него, но как только она входит, она тут же отравляется. И вы, почтенный, принадлежите к третьему типу. Поэтому-то мне и трудно ответить вам прямо сейчас. Ваш ум полон мусора, поскольку вы такой знающий. То, что не осознано вами, не познано, — это отбросы.
Итак, первый вид ума – это горшок вверх дном. Люди с таким умом не слышат, не хотят слышать, потому что ум просто отталкивает все, что есть. Они закрыты для знания.
Другая категория людей, у них тоже ум как горшок, но горшок дырявый, и поэтому что-то входит в их ум, и тот час же выходит. Что-то входит и сразу же выходит. Ничего не остается. Ничего не задерживается, мы никакой пользы для себя не извлекаем от этого. Таким людям говори - не говори, все равно они всё забудут. Мы все очень быстро забываем о том, что мы услышали.
Недавно у меня был день рождения, мы отмечали его в кругу преданных, и все пытались что-то сказать. И один преданный встал и сказал потрясающе, совершенно замечательно : «Мне так нравятся лекции Госвами Махараджа, я, правда, сразу их забываю, но так приятно, такой энтузиазм!» Вот это и есть категория ума с дыркой.
Но Будда сказал, что есть еще 3-я категория ума, это когда ум, тот же самый горшок или сосуд, и сосуд этот до предела набит мусором. И человек слышит что-то, и даже если он слышит что-то хорошее, даже если вода опускается, падает в этот ум, но так как это чистая вода, хорошая вода каких-то духовный наставлений попадает в мусор, грязь, то в одно мгновение это отравляется, и вода эта, попав туда, становится сама отравленной.
Что мешает нам думать о Кришне?
Точно так же и мы, мы много чего слышим, и это мешает нам думать о Кришне. В нашем уме слишком много грязи, и эта грязь не дает нам думать о Кришне, не дает нам помнить о Кришне, поэтому нам так трудно это делать. Мы пытаемся заставлять себя, пытаемся как-то сосредоточиться на звуках Его имени, но, так как внутри слишком много грязи, то даже эти наставления и этот образ Кришны (хотя образ Кришны не может оскверниться, но наш ум как бы материализует этот образ). Наше воображение в силу его материальной грязной природы не дает удержать нам Кришну внутри.
Но если мы хотим познать Истину, принять знания в свой ум, а потом и в разум, то важно прежде всего занять смиренную позицию ученика, открыться навстречу знанию и быть готовым услышать и принимать это знание.
тад виддхи пранипатена парипрашнена севайа
упадекшйанти те джнанам джнанинас таттва-даршинахЧтобы узнать - истину, вручи себя духовному учителю. Вопрошай его смиренно и служи ему. Осознавшие себя души могут дать тебе знание, ибо они узрели истину. (Бхагавад Гита, 4.34)