Счастье или горе?
Есть притча про одного мудрого китайца. Китайцы иногда бывают мудрыми людьми, так же как русские и евреи и все остальные. Этот китаец был нищим. Он был дровосеком, собирал дрова и жил на какие-то копейки. У него был жеребец очень дорогой, удивительной красоты. К нему приходили цари, чиновники, великие миллионеры и просили его продать. Он говорил: "Как я могу его продать? Он мой друг, он живое существо, как я могу его продать, я не могу его продать, он тут я с ним, он сам по себе, я тут. Я не имею на это права".
И люди из деревни говорили: "Ты сумасшедший, ты больной, ты нищий, у тебя ничего нет, продай и ты будешь счастлив. У тебя такое счастье, а ты его не используешь". Он говорит: "Постой, постой у меня никакого счастья нет и никакого горя нет. Просто у меня есть этот жеребец и вот я живу, и никак это с другим не сходится". И люди говорили: "Ты сумасшедший, сумасшедший!"
В один прекрасный момент жеребец исчез. Он убежал куда-то или его украли. И люди пришли, столпились, односельчане стали показывать на него пальцем и стали говорить: "Дурак, дурак, мы же тебе говорили, все, теперь у тебя горе. Ты мог бы стать счастливым, теперь у тебя горе". Он сказал: "Постойте, какое горе, у меня факты очень простые: у меня был жеребец в стойле, теперь у меня нет жеребца в стойле. Почему это счастье или горе, я не могу понять. Непонятно, почему вы говорите, что это горе. До этого не было счастья, и теперь нет горя".
"О, идиот, сумасшедший. Мало того, что он сумасшедший, так он еще настаивает, что он сумасшедший". Люди говорили: "Он ума лишился, мог бы стать счастливым, но не стал". Прошло несколько дней, жеребец вернулся и вместе с собой привел стадо коней. И люди пришли и говорили: "Надо же он оказывается умный (смех). Мы думали, что у него горе, а он знал, что у него счастье. У него был один жеребец, теперь у него стало целое стадо. Надо ему теперь это все продать и стать еще более богаче".
Он говорит:" Постойте, постойте, какие вы странные люди. До этого у меня не было горя, и теперь нет счастья. Просто у меня пятнадцать кобыл появилось (смех). Ничего другого не поменялось. Вы никогда не узнаете всего". И люди говорили: "С тобой невозможно говорить, у него счастье - он не радуется, у него горе - он не горюет. Непонятно что".
Что произошло дальше?
У него был маленький сын подросток. И он стал объезжать лошадь дикую. И когда он объезжал лошадь, она брыкнула, он упал, сломал ногу и остался хромым на всю жизнь. И люди столпились и говорили: Ну надо же, он, оказывается, мудрый, мы говорили у него счастье, а он видел, что у него горе. Это, оказывается, горе".
Он сказал: "Постой, постой, никакого счастья и никакого горя нет, просто у меня сын был с ногой, а сейчас он хромой (смех). Вы никак не можете увидеть всю картину".
Потом что случилось? Потом объявили набор на войну. Всех детей взяли, одного его сына не взяли. И все люди опять стали говорить: "Какое счастье, у одного тебя не взяли, у нас у всех забрали". А он при этом продолжал говорить: "Вы не видите всю картину, вы не видите всего и поэтому вы погружаетесь в это в свое счастье и в это свое горе. И погружаясь в это счастье и горе, вы лишаете себя возможности понять, кто вы на самом деле. Вы живете во всем этом".
Поэтому Кришна объясняет одну вещь, Он говорит, что с точки зрение логики, человек наблюдатель, он остается наблюдателем всех этих изменений, потому что душа вечна. Он дает еще один пример или еще одно доказательство, почему душа вечна? Почему тело не вечно? Почему тело можно разрушить? Потому что оно из составных частей состоит. Правильно? Душу, невозможно разрушить, по какой причине?
- Она едина. Она цельна.
(из лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами)