В стране дураков
В глухую ночь вор решил ограбить дом богатого брахмана, но, когда он перелезал через высокий каменный забор, забор обрушился на него и сломал ему ногу. Возмущенный вор обратился к царю, требуя возмездия.
Справедливый и сострадательный царь призвал к себе владельца дома и, сурово посмотрев на него, спросил: "Что ты скажешь в свое оправдание? Какое право ты имеешь издеваться над моими подданными?" Брахман (дрожа): "Мой государь, у меня и в мыслях не было ни над кем издеваться. Я ничего не смыслю в заборах. Во всем виноват нанятый мной каменщик - я не просил его, чтобы мой забор падал".
Царь: "Привести сюда негодяя-каменщика!"
Когда до смерти перепуганного каменщика привели к царю, царь, грозно хмуря брови, возвысил на него свой голос: "Твой забор поломал ногу моему подданному. У тебя есть последний шанс оправдаться, а то виселица уже соскучилась по тебе".
Каменщик: "Мой государь, помилуйте меня. Я, и вправду, клал этот забор, но замешивал раствор мой подручный. Это его ошибка: он налил слишком много воды в раствор. Я тут ни при чем".
Подручный: "Ваше Высочество, судите сами, где же тут моя вина? Горшечник сделал слишком большой кувшин - я только носил воду. Во всем виноват горшечник".
Горшечник: "Махараджа, молю Вас, сначала выслушайте бедного горшечника: когда я делал кувшин для каменщика, мимо, напевая песенку, проходила молоденькая танцовщица. Пока я провожал ее жадным взглядом, кувшин стал слишком большим, но уже было поздно что-то менять".
Танцовщица: "Я шла этой дорогой только потому, что прачка не принес в срок мою одежду. В чем же моя вина?"
Прачка: "Я пошел стирать вовремя, но камень для стирки был занят: Шрамана стирал в то время свое белье. Если бы не он, я бы поспел к сроку".
Шрамана - убогий джайн, хранящий обет молчания. Когда его привели ко двору, он терпеливо выслушал все обвинения и не смог сказать в свое оправдание ни слова. Царь признал его виновным во всем, что случилось.
Шраману повесили. Справедливость была восстановлена. Так закончилось слушание этого сложного дела. Ко всеобщему удовольствию, виновный был найден и по заслугам наказан. Да и к обеду все опоздали из-за какого-то Шраманы.