История о том, как
Господь Джаганнатха появился в Пури




Эта история очень необычна. Она насчитывает многие тысячелетия и является интереснейшим эпизодом в ведической литературе.

Царь Индрадьюмна ищет Шри Нила-Мадхаву

Царь Индрадьюмна был великим преданным Господа Вишну. Однажды Господь устроил так, что у царя при дворе появился странствующий вайшнав и поведал ему о воплощении Господа Вишну в облике Шри Нила-Мадхавы.
Рассказ странника произвёл на царя такое сильное впечатление, что он по всей Индии разослал брахманов, чтобы они разузнали о Шри Нила-Мадхаве и постарались Его найти. Однако поиски их оказались напрасными, и брахманы ни с чем вернулись в столицу - все, кроме Видьяпати.
Посетив множество святых мест, Видьяпати вступил на земли шабаров, людей неарийского происхождения. Он нашёл себе пристанище в доме правительственного чиновника по имени Вишвавасу и вскоре по просьбе хозяина женился на его дочери Лалите.

И вот, живя в доме шабара, Видьяпати заметил одну странность в его поведении. Каждую ночь Вишвавасу уходил куда-то и на следующий день около полудня возвращался, благоухая камфарой, мускусом и сандалом. Видьяпати стал расспрашивать жену, и она рассказала, что отец ходит поклоняться Господу Нила-Мадхаве, о котором никто не знает. На самом деле, отец запретил Лалите кому бы то ни было раскрывать тайну, но ради мужа она нарушила запрет. Радость Видьяпати не знала границ, он тут же загорелся желанием увидеть Шри Нила-Мадхаву. Поддавшись, наконец, на уговоры дочери, Вишвавасу завязал глаза своему зятю и взял его с собой. Когда они уже готовы были отправиться в путь, Лалита тайком запрятала мужу в кайму одежды горсть горчичных зёрен. Всю дорогу Видьяпати незаметно бросал зерна. Когда они, наконец, пришли к Шри Нила-Мадхаве, шабар снял повязку с глаз Видьяпати. Увидев несравненную красоту Господа, Видьяпати стал танцевать и возносить восторженные молитвы. Когда он немного успокоился, шабар оставил его около Божества, а сам ушёл собирать съедобные коренья и цветы.

Пока шабара не было, Видьяпати стал свидетелем удивительного события. Спящая ворона упала с ветки в близлежащее озеро и утонула. В тот же миг она приняла четырехрукий облик, присущий обитателям Вайкунтхи, и отправилась в духовный мир. Увидев это, брахман забрался на дерево и уже собрался вслед за удачливой вороной прыгнуть в озеро, чтобы тоже обрести освобождение, как услышал вдруг голос с небес: "О брахман, раз ты увидел Шри Нила-Мадхаву, прежде ты должен рассказать о Нём царю Индрадьюмне!" И тогда брахман слез с дерева и стал ждать. Вскоре вернулся шабар, неся в руках лесные цветы и коренья, и приступил к своему ежедневному поклонению. Неожиданно Господь сказал шабару: "Я столько лет принимал от тебя лесные цветы и коренья, теперь Я хочу, чтобы Мне оказывал самое пышное служение Мой преданный, царь Индрадьюмна!"

Слова Господа огорчили Вишвавасу, он подумал: "Теперь я лишусь служения Шри Нила-Мадхаве!" - и решил связать Видьяпати и не отпускать из своего дома. Однако через некоторое время, уступив неоднократным просьбам дочери, он освободил брахмана и позволил ему уйти.
Видьяпати сразу же пришёл к царю Индрадьюмне и рассказал о своем открытии. В великом экстазе царь отправился к Шри Нила-Мадхаве. Из зёрен, когда-то разбросанных Видьяпати, выросли небольшие стебли горчицы, по которым они отыскали путь. Каково же было их горе, когда, придя на место, они не смогли найти Господа!



Царь Индрадьюмна строит храм Джаганнатхи

Желая увидеть прекрасного Шри Нила-Мадхаву, царь Индрадьюмна осадил деревню шабара и пленил его. Но тут раздался голос с небес: "Освободи шабара! Ты должен построить храм на вершине холма Нила. Там ты найдёшь Меня как Дару-Брахмапа, Абсолютную Истину, проявленную в форме из дерева. Тебе не увидеть Шри Нила-Мадхавы!"

Чтобы построить храм, царь Индрадьюмна распорядился натаскать камней из Баула-мала, проложив туда дорогу от холма Нила-Кандара. Святая обитель Шри Кшетра Пури (Нилачала) имеет форму раковины, и у основания раковины царь заложил город Рамакшетра Пури, построив там храм. Великолепный храм уходит в землю на шесть локтей и возвышается над землей на сто двадцать локтей. Верхушку храма венчает круглая остроконечная башенка, на которой сияет чакра. Царь отделал храм золотом и, когда всё было готово, отправился на Брахмалоку пригласить Господа Брахму его освятить. Однако царю Индрадьюмне пришлось ожидать многие годы. За это время храм, стоявший недалеко от моря, стало заносить прибрежным песком.

Пока царь Индрадьюмна отсутствовал, на престол вступили цари Сурадев и Гала-Мадхава. Именно Гала-Мадхава обнаружил храм, погребённый под песком.

Но тут из обители Господа Брахмы вернулся царь Индрадьюмна и заявил, что это он построил храм.

Гала-Мадхава стал оспаривать это право, но неподалёку от храма на старом баньяновом дереве жил ворон Бхусанди, который много веков пел святое имя Господа Рамы. Из своего гнезда в ветвях баньянового дерева он наблюдал строительство храма и подтвердил, что его построил не кто иной как царь Индрадьюмна, а Гала-Мадхава просто обнаружил.

Индрадьюмна вознёс молитвы Господу Брахме и попросил освятить храм и окружавшие его земли, которые называются Кшетра - дарующие высшее освобождение. Но Господь Брахма ответил: "Шри Кшетра проявлена трансцендентным могуществом Верховного Господа, который Сам раскрывает Себя. Господь Джаганнатха и Его обитель вечно существуют в материальном мире. Поэтому я просто помещу флаг на верхушку храма, и всякий, кто издали увидит этот флаг и в почтении падёт ниц, без труда обретёт освобождение".

 

Джаганнатха явился в форме Дару-Брахмана, куска дерева

Через некоторое время царя Индрадьюмну охватило уныние от разлуки со Шри Нила-Мадхавой. Решив, что жизнь его прожита напрасно, он лёг на ложе из травы куша с твёрдым намерением умереть, И тогда Господь Джаганнатха явился ему во сне и сказал: "Дорогой царь, не волнуйся! Ты найдёшь Меня в море около местечка Банкимухан в форме Дару-Брахмана, куска дерева".

Счастливый царь в сопровождении своих воинов отправился в Банкимухан и увидел на берегу моря огромный кусок дерева, отмеченный знаками раковины, диска, палицы и лотоса. Однако, несмотря на все попытки, множество людей и слонов не смогли даже сдвинуть его с места. В ту же ночь во сне Господь Джаганнатха вновь заговорил с царём: "Приведи Моего любимого слугу Вишвавасу, который служил Мне, как Нила-Мадхаве, и подай Дару-Брахману золотую колесницу".

Царь пригласил шабара и поставил его по одну сторону Дару-Брахмана, а по другую - Видьяпати. Подав Дару-Брахману золотую колесницу, царь молил Господа взойти на нее. Вняв молитвам царя, Дару-Брахман был без труда перенесен в колесницу и установлен в указанном месте.



Проявление мурти Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры

Чтобы вырезать из Дару-Брахмана Божество Господа Джаганнатхи, царь созвал множество искусных скульпторов, но никто из них не мог даже прикоснуться к Дару-Брахману. При первой же попытке резцы их ломались и рассыпались на мелкие кусочки. Наконец, под видом старого умельца пришел Сам Господь, назвавшись Анантой Махараной. Он пообещал изваять из дерева Божество при условии, что ему будет позволено работать при закрытых дверях в течение двадцати одного дня. Царь немедленно сделал все необходимые приготовления. По указанию старого скульптора остальные умельцы занялись строительством трёх колесниц. А Ананта Махарана принёс Дару-Брахмана в храм и запер двери, заручившись обещанием, что останется один и царь даже не приоткроет дверь до истечения положенного срока.

Но прошло четырнадцать дней, и царя охватило беспокойство, потому что из храма не раздавалось ни единого звука. Он не выдержал и вошёл, к своему ужасу обнаружив, что старый скульптор исчез, как и обещал, а вместо Дару-Брахмана стоят три незаконченных божества: Джаганнатха, Баладева и Субхадра. Нарушив своё слово, царь решил расстаться с жизнью.

 

Благословения, данные Господом Джаганнатхой




Но после полуночи к нему во сне явился Господь Джаганнатха и сказал: "Как Дару-Брахман, Я вечно нахожусь в Нилачале, на берегу океана, и принимаю форму Джаганнатхи. В материальный мир Я нисхожу в двадцати четырёх воплощениях вместе со Своими спутниками. У Меня нет материальных рук и ног, но Своими трансцендентными чувствами Я принимаю всё, что предлагают Мне преданные. Ты нарушил своё обещание, но это лишь капля из океана нектара Моих игр. Я должен был проявиться в облике Джаганнатхи, чтобы защитить вечную славу Вед. Преданные, чьи глаза умащены бальзамом любви, всегда видят во Мне Шьямасундару, который держит в руках флейту. Если же ты хочешь служить Мне с роскошью, то время от времени можешь украшать Меня руками и ногами, сделанными из золота и серебра. Но знай, что Мои члены - украшение всех украшений".
Услышав слова Господа Джаганнатхи, царь в блаженстве вознес молитву: "О мой Господь, будь милостив и сделай так, чтобы потомки скульптора, проявившего Твою форму, могли из века в век принимать участие в постройке трёх колесниц". "Да будет так! - чуть улыбнувшись, ответил Господь Джаганнатха. - Потомки Вишвавасу, служившего Мне, как Шри Нила-Мадхаве, из поколения в поколение будут готовить для Меня пищу. Называйте их суярами".
Царь Индрадьюмна снова обратился к Господу Джаганнатхе: "О, мой Господь, милостиво даруй еще одно благословение. Нуги, двери Твоего храма будут закрыты только три часа в день. Остальное время пусть они будут открыты, чтобы все обитатели Вселенной могли увидеть Тебя!"




Милостивый Господь Джаганнатха, Субхадра и Баладева появились в этом материальном мире, чтобы даровать всем живым существам высшее благо, о котором говорит "Нара-пурана": "В этой высочайшей обители пребывает Божество Кешавы, форму которому придал Сам Господь. Если люди просто увидят это Божество, им откроются врата в обитель Верховного Господа".



Нарада Муни навещает царя Индрадьюмну

После того как Господь Джаганнатха исчез, перед царем Индрадьюмной появился Нарада Муни. Он поведал царю, что Господь Кришна проявил облик Джаганнатхи, когда во время солнечного затмения прибыл на Курукшетру для великого жертвоприношения. Нараде посчастливилось увидеть Его в этом удивительном облике - без рук и без ног, с огромными круглыми глазами и широкой улыбкой.

После рассказа Нарады Муни привязанность царя Индрадьюмны к Господу Джаганнатхе стала ещё сильнее, и он начал поклоняться возлюбленному Господу. Царь понял, что необычный облик Господа Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры не случаен: Господь проявил его, потому что царь переживал сильнейшее чувство разлуки с Ним, а также потому, что Сам чувствовал острую разлуку с царем. До конца своих дней царь с любовью в сердце служил Господу.



Объяснение, данное Господом Чайтаньей

Сакральная причина, стоящая за явлением Господа в облике Джаганнатхи, описывается в книге «Махабхава-пракаша» (автор Сикхи Махити). В Гамбхире (место жительства Шри Чайтаньи Махапрабху в Пури), Сварупа Дамодара и Рамананда Райа задают вопрос Махапрабху о столь необычной форме божеств Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры, и Он даёт следующее объяснение:

Однажды Рохини Деви, мать Господа Баларамы, посетила Двараку. Царицы Господа Кришны окружили её и попросили рассказать об играх Кришны во Вриндаване до Его свадьбы. Они сказали: «Иногда мы слышим, как Он разговаривает во сне. Сладким голосом он зовёт по имени своих друзей Шридаму и Субала, своих коров. Иногда он зовёт: «О Лалита, Вишакха, о Шри Радхе!» Другой раз Он говорит: «Мама, покорми меня свежим маслом». А потом Он просыпается и часами громко плачет. Насколько же удивительны обитатели Враджи! Расскажи нам, пожалуйста, о них».

Рохини согласилась, но предупредила цариц, что Кришна не должен слышать её, иначе Его переполнят эмоции и Он может убежать во Вриндаван. Так получилось, что сестра Кришны, Субхадра Деви, стояла на карауле снаружи комнаты. Она прислонилась к закрытой двери и, слушая рассказ, так погрузилась в удивительные игры Кришны и Враджаваси, наполненные любовными эмоциями, что не услышала, как Кришна и Баларама зовут Её. Находясь, в экстатическом трансе, она даже не заметила перемен в своем теле: из-за сильных духовных переживаний её глаза широко раскрылись, конечности втянулись. Будучи знатоками физиогномии, Кришна и Баларама, увидев Субхадру Деви в таком состоянии, сразу догадались, что, должно быть, в комнате происходит что-то необычное, и стали подслушивать.

Очень скоро, обуреваемые возвышенными духовными чувствами (махабхава), Кришна и Баларама, вслед за Субхадрой также переменились в теле. В этот момент появился Нарада Муни. Изумлённый увиденным, он стал танцевать и петь в великом ликовании. Когда Джаганнатха, Баладева и Субхадра вернулись в чувство, Нарада Муни воскликнул в большом удивлении: «О Господь! Я созерцал многие из Твоих трансцендентных обличий, но никогда не видел столь удивительного проявления махабхавы. О, Господь, пожалуйста, милостиво яви этот облик так, чтобы каждый мог получить такой необычный даршан».

Так, по милости великого преданного, мы можем видеть Божества Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры и служить Господу в столь удивительном облике.

 

 

 

 

 

 

 

Сейчас 342 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Copyright 2011 Как Господь Джаганнатха появился в Пури. Мариупольское общество сознания Кришны
Free Joomla Theme by Hostgator